Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:03, курсовая работа
Актуальность: ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы безработицы среди молодежи 5
1.1 Понятие безработицы и её виды 5
1.2 Причины безработицы 8
1.3 Показатели и методы измерения безработицы 11
Глава 2. Анализ причин безработицы среди молодежи 16
2.1 Анализ ситуации на рынке труда (по России) 16
2.2 Анализ причин безработицы среди молодежи 24
2.3 Анализ последствий безработицы среди молодежи 31
Глава 3 Рекомендации по предотвращению безработицы среди молодежи 38
3.1 Рекомендации по укреплению сотрудничества учебных заведений и работодателей 38
3.2 Рекомендации по совершенствованию политики в области занятости 41
3.3 Рекомендации по поддержке молодежи 43
Заключение 49
Список нормативно - правовых актов и литературы 50
Приложение А 52
Стратегия государственной молодежной политики (далее - Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности12.
Данная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Ориентирована политика преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.
В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.
Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.
Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:
* системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;
* выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
* вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.
Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, были предложены различные проекты, такие как "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Доброволец России", "Молодая семья России" и "Карьера".
Основными целями проекта "Карьера" являются: самоопределение молодежи на рынке труда; развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи; на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда; на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей; на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов; на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
Вывод таков: на
молодежный сектор рынка труда оказывает
влияние ряд негативных тенденций: усиление
несоответствия спроса и предложения
рабочей силы как по профессионально-
Учитывая высокий уровень структурной безработицы, представляется необходимым расширять взаимодействие службы занятости с органами исполнительной власти и предпринимательским корпусом.
Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.
Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда. С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики:
- формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
- регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
- система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки доходов; разработка активных программ развития рынка труда)
Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребности экономики.
Государство
должно занять самую активную позицию
в деле обеспечения занятости молодежи
- разработать комплекс мер по закреплению
молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных
сегментах экономики. Главный инструмент
такой политики - региональные программы
по созданию рабочих мест для молодежи.
При этом важно, чтобы государственное
вмешательство осуществлялось в основном
с помощью экономических и правовых рычагов,
с максимальным подключением предпринимательских
структур, а не административных мер.13
В заключение своей курсовой работы хотелось бы подвести некоторые итоги.
В ходе исследований были выявлены ряд предпосылок для реализации данной проблемы.
Во-первых: в настоящее время на рынке труда России всё большее число молодых людей обращаются за помощью при трудоустройстве в службы занятости и зачастую пополняют ряды безработных, не найдя подходящей вакансии. Это обстоятельство вызвало необходимость создания специализированных учреждений - молодёжных бирж труда, которые, как показывает практика, более эффективно справляются с проблемами трудоустройства молодёжи.
Во-вторых: граждане в возрасте от 14 до 29 лет (подростки и молодежь) относятся к социально незащищенной группе населения в силу некоторых обстоятельств, главным из которых является отсутствие специальности или недостаток опыта работы.
В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь - это будущее России.
Абакумов Н. Н. Безработица и самозанятость. - М., 2009.-201с.
Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник.- М.
Бабушкина Т., Гарсия-Исер М. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг // Человек и труд. -2006. - №6. с.40-43.: Изд-во "ЮНИТИ", 2008.
Багаев В. Занятость молодежи - задача государственная //Человек и труд. -2007. - №12. с.45-46.
Ведяпин В.И. Общая экономическая теория. М: Логос, 2006
Гаврилина А. Трудоустройство работников в связи с прекращением трудового договора / А. Гаврилина // Трудовое право. 2006. №3. С. 57.
Долгова. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. №8. С.38-41.
Дубова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова // Человек и труд. 2007. № 1. С. 37-39.
Егиазарян Г.Е. Молодежь на рынке труда - СПб.: Изд-во СПб. отделения РАЕН, 2008.
Елисеева И.И. Статистика: Учебник- М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008г.- 448с.
Макроэкономический анализ изменений на рынке труда// Вопросы экономики, №1 - 2007
Никифорова А.А., “Рынок труда: занятость и безработица” Москва, 2009г.
Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности / Е. Л. Омельченко // Социологические исследования. - 2008. - N 11. - С. 36-47
Пашковский
В. Безработица в России. // Общество и экономика.
- 2006. - №1, с. 106-120.
Разумов А. Повышение образовательного уровня населения и расширение занятости - условия сокращения бедности / А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. 2007. № 9. С. 37-39.
Шувалова В.С. Проблемы занятости выпускников учебных заведений / В. С. Шувалова, О. В. Шиняева // Социологические исследования. - 2006. - N 11.-С.91-97.
http://www.rostrud.info/ - Федеральная служба по труду и занятости.
http://www.gks.ru/bgd/
http://www.mbnews.ru Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации 2006-2016 [электронный ресурс]
Информация о работе Безработица среди молодежи и пути её разрешения