Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:54, реферат
Объект: неблагополучные семьи и безнадзорные дети.
Задачи:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения;
– рассмотреть причины и последствия семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей;
– изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними.
Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.
Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот) также нередкая ошибка родителей в воспитании.
Аффективность - избыток родительского
раздражения, недовольства, беспокойства,
тревоги по отношению к детям
создает в семье эффект
Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:
- сверхзанятость родителей;
- конфликтная ситуация в семье;
- пьянство родителей;
- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
-
отсутствие в семье
- ошибки родителей в воспитании детей;
-
особенности подросткового
Отсутствие
или недостаток в семье эмоционального
и доверительного общения родителей
(и, прежде всего, матери) с ребенком,
теплоты и ласки приводит к
состоянию психической
А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья, можно разделить по длительности и силе их действия.
Источниками возникновения конфликтов могут быть причины, связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком; ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами; трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка; ситуационные нарушения - это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).
Самое главное последствие всех этих нарушений - неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и тормозит развитие личности.
Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьёй, может показаться, что семья погрязла в трясине страданий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.
Таким
образом, по всей совокупности причин
и факторов, вызывающих семейное неблагополучие
по отношению к ребенку, определяющими
являются субъективные факторы и причины
психолого-педагогического свойства,
то есть нарушения в межличностных внутрисемейных
отношениях и дефекты воспитания детей
в семье. Другими словами, патогенным фактором
выступает не состав и структура семьи,
не уровень ее материального благополучия,
а сформировавшийся в ней психологический
климат.
Специалисту при работе с неблагополучной семье, прежде всего, следует знать:
1 . Материально-бытовые условия;
2. Эмоционально-нравственный климат;
3. Режим дня ребенка в семье;
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей;
5. Семейный досуг;
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Направления и формы работы с неблагополучной семьей.
Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работы с неблагополучной семьей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
Система принципов семейного воспитания.
Можно выделить следующие советы при работе с неблагополучной семьей:
Специалист должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Заключение
Детская беспризорность и безнадзорность и их решения – явления не новые в нашей стране. Накоплен опыт по формированию системы реабилитации безнадзорности и беспризорности детей. Важнейшей задачей современного российского государства является решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей. Это негативное социальное явление стало проблемой социальной и духовной жизни российского общества.
Ухудшение отношений между родителями и детьми может быть вызвано следующими причинами: сверхзанятость родителей, когда они уделяют ребенку слишком мало времени для воспитания, конфликтная ситуация в семье, например, при разводе, пьянство родителей, случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия) и др.
Основными
причинами, вызывающими семейное неблагополучие,
и как следствие беспризорность и безнадзорность
детей, являются субъективные факторы
психолого-педагогического свойства,
то есть нарушения в межличностных внутрисемейных
отношениях и дефекты воспитания детей
в семье. Главнейшим фактором выступает
не состав и структура семьи, не уровень
ее материального благополучия, а сформировавшийся
в ней психологический климат.
Литература
Информация о работе Безнадзорность детей как признак семейного неблагополучия