Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:29, дипломная работа

Описание работы

В современном мире формирование и развитие социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной и остро востребованной проблемой. Это обусловлено тем, что сегодня практически для всех стран мирового сообщества, испытывающих в той или иной степени влияние процессов глобализации экономики, уменьшение государственного ее регулирования, а также изменение общественных настроений, ожиданий и системы ценностей, - возрастает роль и значение бизнеса в решении насущных задач социальной поддержки многочисленных слоев населения, уровень и качество жизни которых являются низкими и не могут быть названы достойными в соответствии с современными социальными стандартами.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования социальной ответственности бизнеса 7
1.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса 7
1.2. Развитие концепций и моделей социальной ответственности бизнеса 29
Глава 2. Социальная активность предприятий как форма реализации социальной ответственности бизнеса 53
2.1. Социальные инвестиции российских компаний 53
2.2. Методика количественной и качественной оценки социальной ответственности бизнеса 60
2.3. Структурный анализ социальной активности российских предприятий 68
Заключение 85
Список литературы 87

Работа содержит 1 файл

ДР Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Предложенные  в настоящей методике три разновидности качественного индекса социальных инвестиций пронормированы и могут принимать значения от 0 до 100%.Чем больше значение индекса, тем целостнее социальная политика компании.

     Сравнение индексов IK (i) для разных компаний позволяет определить лидеров и аутсайдеров по показателю комплексности организации процесса социального инвестирования. Сравнение качественных индексов для разных признаков позволяет выявить соответствующие «узкие места», то есть те признаки, которые представляют для компаний наибольшую проблему.

 

     

2.3. Структурный анализ социальной активности российских предприятий

 

     Обобщенные  данные количественной характеристики социальной активности российских компаний приведены в таблице 3.

     Анализ  материалов обследования показывает, что корректность полученных результатов подтверждается их сопоставимостью с отдельными количественными оценками, полученными из официальных источников и других обследований. Так, величина индекса IS, характеризующая отношение социальных инвестиций к валовым продажам обследованных компаний, составляющая 1,96%, достаточно близка к данным Госкомстата РФ о структуре использования денежных поступлений предприятий промышленности в 2005-2006 гг., согласно которым отчисления на социальные нужды составляют в среднем по промышленности 2,2% общего объема денежных поступлений2. 

     Таблица 3. Количественная оценка социальной активности российских компаний (по данным обследования 2006 г.)3

Показатели  индекса социальных инвестиций Значения  индекса
вырезано вырезано
вырезано вырезано
вырезано вырезано
 

     Следует подчеркнуть, что значение показателя IP (11,25%), характеризующего отношение социальных инвестиций к балансовой прибыли, подтверждается также результатами выборочного исследования Центра экономических и финансовых исследований и разработок, которое показало, что в 2005-2006 гг. промышленные компании России тратили на финансирование социальной сферы порядка 17% прибыли4.

     Вместе  с тем анализ результатов настоящего исследования показывает, что для  российских условий существенные различия в масштабах социальных программ наблюдаются между компаниями различных отраслевых групп. Это подтверждают расчеты соответствующих индексов социальных инвестиций для трех групп отраслей (сырьевого, перерабатывающего секторов и сферы услуг). Так, удельные социальные инвестиции (IL) сферы услуг в 1,8 раза превышали аналогичный показатель для отраслей перерабатывающего сектора экономики и в 2,2 раза — для сырьевого сектора (табл. 4). 

     Таблица 4. Индексы социальных инвестиций разных отраслевых групп экономики в 2006 году5 

Группы  отраслей Социальные  инвестиции на 1 работника (IL) в рублях Доля социальных инвестиций в валовых продажах (IS) в процентах Доля социальных инвестиций в балансовой прибыли (IP) в процентах
вырезано вырезано вырезано вырезано
вырезано вырезано вырезано вырезано
вырезано вырезано вырезано вырезано
 

     Выявленная  проведенным обследованием существенная отраслевая дифференциация социальной активности российских предприятий  свидетельствует о том, что для формирования потоков социальных инвестиций значительно большее значение имеет отраслевая и производственная специфика компании, нежели ее принадлежность к той или иной форме собственности, масштабы бизнеса и другие параметры.

     При анализе и оценке социальной активности компаний важно учитывать, что отраслевая классификация столь высокого уровня агрегирования не позволяет дать полную и четкую характеристику, выяснить направленность в движении социальных инвестиций, и какие отрасли выступают в качестве основных «резервуаров» для аккумулирования средств, выделяемых на социальные программы.

     Для этих целей необходимо использовать более детальную отраслевую классификацию  компаний, которая выявляет существенные различия в масштабах социальных программ (см. графики 1 и 2).

     По  данным обследований минимальная величина удельного индекса социальных инвестиций (IV) в долларовом эквиваленте составила $109,7, а максимальная - $3300. Максимальное значение показателя IL свидетельствует о значительных издержках компаний на реализацию социальных программ.

     Проведенный анализ показал, что устойчивые позиции  отраслевых лидеров занимают транспортные компании, предприятия химической промышленности и черной металлургии. Именно эти отрасли выступают в роли основных центров притяжения» социальных инвестиций. Важно подчеркнуть, что все эти отрасли относятся к разряду «тяжелых» секторов экономики. Таким образом, в настоящее время в России бремя социальных расходов очень неравномерно распределено между отраслями и ложится, в основном, на «тяжелые» производства.

      вырезано

     Так же как и в сфере телекоммуникаций, персонал играет ключевую роль на транспорте. Причем здесь важна не только квалификация, но в большей степени физическое здоровье и уравновешенность работников. Именно поэтому социальные инвестиции в транспортной отрасли на развитие персонала составляют 58%, и на охрану здоровья - 33% от всего объема инвестиций на социальные программы развития организаций.

     Большая специфика в распределении социальных инвестиций, в том числе связанная  с особенностями бухгалтерского учета российской банковской системы, характерна для финансового сектора. Сложность разделения затрат по некоторым статьям расходов привела к объединению затрат, направленных на охрану здоровья и развитие персонала в единую позицию, отражающую их достаточно большую суммарную величину — 76%» общего объема инвестиций.

     Для финансового сектора не характерно такое направление использования социальных инвестиций, как ресурсосбережение и другие расходы. Зато достаточно большое внимание в финансовой сфере уделяется добросовестной деловой практике - 7% (почти в два раза выше среднего уровня), поскольку обеспечение информационной прозрачности компаний и членство в профессиональных организациях для финансовых корпораций имеют крайне важное значение. Еще более существенной статьей, выделяющейся на среднеотраслевом фоне, является благотворительность и спонсорская помощь — 17% всех социальных затрат.

     Анализ  структуры социальных расходов обследованных  предприятий в отрасли торговли выявляет нулевую позицию по статье добросовестной деловой практики. Вместе с тем, введением в практику новых торговых комплексов западного уровня внушительную величину составляют затраты на развитие персонала (59%) и ресурсосбережение (18%).

     Наиболее  сбалансированная структура инвестиций, с точки зрения комплексности осуществления социальных расходов, характерна для многоотраслевых предприятий, что связанно именно с их многоотраслевым характером деятельности и объясняется усреднением специфических затрат при суммировании их в масштабе всего холдинга.

     Что касается оценки перспектив, то, по результатам  детального анализа отраслевой специфики  процесса социального инвестирования и опросам менеджеров крупнейших компаний, можно предположить, что структура социальных инвестиций в перспективе может измениться в сторону укрепления «внешних» направлений, так как увеличение «внутренних» социальных затрат во многих отраслях в значительной мере уже исчерпано.

     Проведенные в ходе обследования российских компаний расчеты позволили определить величину качественного индекса социальных инвестиций (IK) — 72,1%. Полученное значение данного показателя при максимальной величине (100%) позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время многие российские компании осуществляют свои социальные программы на основе комплексной стратегии, с учетом основных организационных элементов инвестиционного процесса.

      вырезано

     Вместе  с тем положительный сдвиг  намечается в социальных инвестициях в направлении местного сообщества. Это означает, что интересы бизнеса все больше переносятся с персонала компании на внешнее социальное окружение. Фактически, уже сейчас можно предположить усиление центробежных сил в трансформации социальных интересов российского бизнеса, когда компании стараются выйти за пределы своей производственной деятельности. Не исключено, что данная тенденция может перерасти в долгосрочную стратегическую линию развития социальных инвестиций в России.

 

     

Заключение

 

     Рассматривая  современный бизнес с позиций  глобальной экономики, а не только в рамках национального хозяйства, можно четко сформировать и раскрыть сущность и значение основных принципов эффективной предпринимательской деятельности применительно к формированию социальной ответственности бизнеса с точки зрения его ориентированности на развитие человеческих ресурсов. К этим принципам относятся:

     1. Установление тесных и долгосрочных отношений с работниками, потребителями, поставщиками и другими деловыми партнерами, которые могут создать основу для новой прогрессивной и ориентированной на человека корпоративной стратегии, предусматривающей наступление на причины, а не следствия проблем, стоящих перед бизнесом.

     2. Завоевание репутации надежной организации, ответственно относящейся к социальным и экологическим проблемам. В современном мире эти человеческие ценности становятся все более важными для децентрализованной, действующей по законам рынка организации, прежде всего, из-за огромной дистанции, разделяющей наемных работников и работодателей, а также иерархии управления.

     3. Ориентация на потребителя, лидерство в качестве, сервисном обслуживании и надежности. В этой связи перед бизнесом ставятся важные задачи в области повышения культуры и уровня организации труда наемных работников как непосредственных исполнителей производственного процесса.

     4. Ускорение разработки высококачественных товаров и услуг и сокращение сроков их продвижения на мировой рынок. Важность данного принципа обусловливается тем, что именно временной фактор сегодня положен в основу конкуренции. С позиций экономики труда следование этому принципу связано с мотивацией и стимулированием эффективного и высокопроизводительного труда наемных работников.

     5. Новаторство, непрерывное совершенствование и стремление к превосходству, предполагающие, что создание новых ценностей в экономике, основанной на знаниях, в большей мере зависит от новаторства и творчества в труде наемных работников, чем от тотального контроля и эффективного распределения ресурсов, характерного для индустриального общества.

     6. Формирование банка квалифицированной и мотивированной на высокую производительность рабочей силы.

     Все вышеперечисленные принципы социальной ответственности компании предполагают признание исключительной важности человеческих ресурсов наемных работников, эффективное управление развитием которых становится стратегической функцией бизнеса. Способность не только принимать, но и ценить разнородность рабочей силы, ее количественные, качественные и социальные характеристики может стать крупным достоянием компании, важнейшим фактором ее успеха.

Информация о работе Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России