Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 19:35, курсовая работа
Объектом исследования является покупательское поведение семьи.
Предметом – особенности покупательского поведения членов семьи, обусловленное различной ролью.
Цель – выявить роли разных членов семьи в принятии покупательских решений.
Исходя из цели, ставим задачи:
1)Рассмотреть теоретические концепции, характеризующие процесс принятия решений;
2) Определить факторы, влияющие на принятия решения о покупке;
3)Выявить особенности принятия решения о покупки в семье;
4) Изучить особенности покупательского поведения семьи;
5) Провести анализ ролей членов семьи в принятии решения о покупке товаров.
Введение…………………………………………………………………………………..3 - 5
Глава I Теоретико-методологические основы исследования роли членов семьи в принятии решения о покупке……………………………………………………………6 - 27
§1 Анализ процесса принятия решения о покупке…………………………………….6 - 12
§2Семья, как малая социальная группа………………………………………………..13 - 20
§3Особенности распределения ролей при принятии решения о покупке
товара в семье…………………………………………………………………………...21-26
Животный
тип – характеризуется
«Зомби»
(биоробот) – в основе поведения
человека лежат застывшие культурно-
Демонический
тип – характеризуется
Человечный тип – осознает и осуществляет созидательную миссию человека, личностные взаимоотношения с окружающим миром выстраивает осмысленно, волевым порядком и искренне. Высшим смыслом жизни человека является созидание общества людей с человечным строем психики.
Тип «опущенный»
в противоестественность –
Развитие человека начинается с животного строя психики, при котором доминирующими являются его личностные и биологические потребности. При высшем строе психики доминируют духовные потребности в развитии человека в интересах общества в целом. Таким образом, на основании изложенного, можно сделать следующие выводы: ключевым блоком системы информационного управления поведением человека являются его информационные потребности и механизмы их формирования;именно через этот блок можно максимально эффективно оказывать рекламное воздействие на определенные целевые группы, сегментированные по уровню дохода, строю психики, желаемой структуре их наиболее важных потребностей.
Из всего
вышесказанного следует вывод, что
теории принятия решения, зародившись
еще несколько веков назад, модернизируются,
претерпевают изменения и дополняются.
Это естественно, так как мир
развивается, перед человеком открываются
новые перспективы и соблазны.
В сегодняшней динамике, развитой
конкуренции человеку все труднее
сделать выбор, принять решение
в пользу того или иного товара
или услуги. Поэтому для нашего
исследования необходимо рассмотреть
как классические теории принятия решений,
так и современные. Так как
первые являются первоосновой, а вторые
учитывают ценностные ориентации потребителя,
строй его психики.
§2 Семья, как малая социальная группа.
Прежде чем анализировать роли членов семьи необходимо определится с тем, а что же мы понимаем под словом семья, рассмотреть ее виды, типы и функции. Это нужно для того чтобы мы могли сделать грамотные выводы по данной теме и были подготовлены для эмпирических исследований.
Существует множество определений данного понятия, наиболее весомым для социологии является следующее:
Семья - социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. 1
Рассмотрим семью под другим углом:
Семья
— малая социальная группа, обладающая
исторически определенной организацией,
члены которой связаны брачными
или родственными отношениями (а
также отношениями по взятию детей
на воспитание), общностью быта, взаимной
моральной ответственностью, и социальная
необходимость которой
Не стоит забывать, что семью можно рассматривать в следующих аспектах:
Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим расходным бюджетом.
Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
Биологическая: состоит из родителей и детей. 3
Как видим
эти аспекты позволяет
В российском
праве семейными отношениями
считаются личные неимущественные
и имущественные отношения
С течением жизни семьи меняются, проходя несколько стадий развития. Этот процесс называют жизненным циклом семьи. В традиционном жизненном цикле семьи отражаются изменения в структуре семьи, происходящие по мере того, как люди женятся, заводят детей, покидают дом, теряют супругов и уходят на пенсию . В других вариантах жизненного циклах семьи учитываются развод, уменьшение размера семьи, поздние браки.
С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.
В зависимости от форм брака:
моногамная семья — состоящая из двух партнёров
полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров
В зависимости от числа поколений в семье:
сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников
простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.
Также выделяются:
Полная семья — семья с обоими супругами; неполная — если отсутствует один из супругов. Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.
Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов
Авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнёров. 1
Говоря о семье, считаю важным рассмотреть ее функции, это нужно для того чтобы увидеть ее в социуме. Вот одна из классификаций функций семьи:
а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; г) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения; д) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.2
Немаловажным
аспектом при рассмотрении семьи
является психологический климат в
семье. Он определяет устойчивость
внутрисемейных отношений, оказывает
решительное влияние на развитие,
как детей, так и взрослых. Он не
является чем-то неизменным, данным раз
и навсегда. Его создают члены
каждой семьи и от их усилий зависит,
каким он будет, благоприятным или
неблагоприятным и как долго
продлится брак. Так для благоприятного
психологического климата характерны
следующие признаки: сплоченность,
возможность всестороннего
Когда
члены семьи испытывают тревожность,
эмоциональный дискомфорт, отчуждение,
в этом случае говорят о неблагоприятном
психологическом климате в
Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.
Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
На выбор
продукта влияют различные переменные
семьи или домашнего хозяйства.
К числу структурных переменных
такого рода относятся возраст главы
семьи или домохозяйства, то, состоит
ли он (она) в браке, наличие детей
и занятость. Например, средний доход
семьи выше, чем средний доход
домашнего хозяйства, потому что
в семьях больше человек имеют
работу.
Семьи напоминают корпорации; это организации,
сформированные для более эффективного,
чем поодиночке, выполнения конкретных
функций. Самая очевидная из них - рождение
детей. С точки зрения анализа потребителей
очень важно знать, есть ли в семье дети,
и если есть, то сколько. Дети увеличивают
спрос семьи на одежду, еду, мебель, жилище,
медицинскую помощь, образование и снижают
потребности в путешествиях, некоторых
видах ресторанов, одежде для взрослых
и многих других вещах.
Семья - это «закупочный центр», в котором
отражаются действия отдельных ее членов
и их влияние. Люди покупают товары как
для себя лично, так и для семейного пользования.
Существуют переменные, с помощью которых
можно описать поведение семьи.
Их три:
-сплоченность;
-способность к адаптации;
- коммуникативность.
Под сплоченностью
подразумевают эмоциональные
Способность к адаптации - это способность
семьи менять структуру обязанностей,
распределение ролей и правила взаимоотношений
в зависимости от ситуации и цикла жизненного
развития. Степень адаптации показывает,
на сколько семья подготовлена к изменениямпотребностей.1
Коммуникативность - это дополнительная
переменная, имеющая очень важное значение.
Положительные навыки (чувство сопереживания,
умение слушать, оказывать моральную поддержку)
позволяют членам семьи делиться между
собой своими потребностями и предпочтениями,
что способствует развитию первых двух
переменных. Негативные коммуникационные
навыки (двуличие, необоснованный критицизм,
двойная мораль) препятствуют обмену чувствами
и эмоциями, а следовательно, ослабляют
сплоченность семьи и ее способность к
адаптации. Чтобы узнать, довольны ли люди
своими семейными покупками, необходимо
понять, как происходит коммуникация в
данной семье. Существуют так называемые
«крепкие семьи», т.е. те, что оказались
лучше других подготовленными к различным
переменам и трагедиям жизни. «Крепкой»
чаще всего становится та семья, в которой
внимательно относятся к семейным праздникам
и традициям, повседневным обязанностям
и свободномувремени.
Важность семейных праздников не только
в том, что они помогают переживать кризисные
ситуации, но и в увеличении спроса на
многие продукты. В розничной торговле
более 50% продаж и еще больший процент
прибыли приходится на покупки, совершаемые
в канун новогодних праздников.2
Дух семейного праздника проявляется
не только при подношении подарков, но
и в таких делах, как украшение жилища.
Можно попытаться создать атмосферу семейного
праздника, как это делается, например,
при украшении торговых центров.
Информация о работе Анализ роли членов семьи при принятии решения о покупке