Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов – все эти вопросы приобрели общенациональный характер.
Содержание
Введение……………………………………………………………………2
1. Теория и практика социальной защиты детства в современной России. Становление и развитие отечественной системы социальной
защиты детства в России.
1.1. История возникновения социальной защиты детей…………………5
1.2. Сущность социальной защиты детства…………………………….11
1.3. Объекты и субъекты социальной защиты детства……………….12
1.4. Принципы, формы и методы социальной защиты детства………..18
1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства…………….......20
2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.
2.1. Задачи и функциональное значение отдела семьи, женщин, детей и демографии……………………………………………………………26
2.2. Взаимодействие отдела семьи, женщин, детей и демографии с государственными подведомственными учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей………………………………….31
2.3. Нормативно-правовая база………………………………………..36
2.4. Анализ основных направлений деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы……………………………………..62
Приложения
Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.
Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.
Защита прав несовершеннолетних детей
Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
При
нарушении прав и законных интересов
ребенка, при злоупотреблении
Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
Ст. 156 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно ст. 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.
Согласно закону Российской Федерации № 124-ФЗ от 24.07.98 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов.
Право
ребенка распоряжаться
В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.
Как осуществляется защита прав ребенка?
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).
К ним относятся:
- прокуратура,
- органы внутренних дел.
- прокурор.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1998 г. № 120-ФЗ
Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.
Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
Помимо
защиты прав ребенка на национальном
уровне возможна его защита с помощью
международных механизмов защиты, основанных
на международных нормативных
В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ.
Изучение литературных источников и исследований позволяет констатировать тот факт, что состояние социальной защиты детства в России как общественного института свидетельствует о дефиците теоретико-методологического обоснования его сущности и содержания. Несмотря на достаточно длительную историю развития социальной помощи детям, до сих пор отсутствует явно выраженная, развернута теория социальной защиты несовершеннолетних. В современной педагогической литературе не достаточно полно раскрыты содержание, организационно-педагогические условия, объекты и субъекты, технологии, исторические аспекты становления и развития института социальной защиты детства. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности социальных педагогов, социальных работников в сфере защиты социальных прав и гарантий детей, слабо определены границы, критерии и уровни их профессиональной компетентности в данной области. В условиях модернизации образования основные концептуальные подходы к проблеме социальной защиты детства недостаточно определились – отсутствует четкая формулировка понятия «социальная защита детства», впрочем, как и единство точек зрения при определении ее содержания, технологий, форм, методов, средств.
В научных источниках слабо обоснованы
и концептуальные подходы к построению
системы социальной защиты детства на
региональном уровне и не достаточен
практический опыт в данном направлении.
В целом, совокупность обсуждаемых положений,
касающихся проблематики представленной
работы, демонстрирует полифонический
взгляд на механизм совершенствования
социальной защиты подрастающего поколения,
характеризующийся разрозненностью и
фрагментарностью теоретических идей.
2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.
2.1. Задачи и функциональное значение отдела семьи, женщин, детей и демографии.
В Псковской области вопросами социальной защитой детства занимается Главное государственное управление социального развития Псковской области, в частности «Отдел семьи, женщин, детей и демографии».
Главное
государственное управление социальной
защиты населения Псковской является
органом исполнительной власти области,
осуществляющим государственно – властные
полномочия исполнительно-
Структура управления Главного государственного управления социального развития Псковской области (Приложение 3).
Анализируя организационную структуру Главного государственного управления социального развития Псковской области деятельность отделов условно можно разделить на три блока:
- защита пожилых людей, ветеранов и инвалидов;
- защита семьи и детей;
- финансовый блок.
Отдел семьи, женщин, детей и демографии в своей деятельности подчиняется непосредственно заместителю начальника Главного государственного управления социального развития Псковской области и взаимодействует с государственными учреждениями социального обслуживания населения.
Отдел семьи, женщин, детей и демографии является структурным подразделением Главного государственного управления социального развития Псковской области и выполняет возложенные на него задачи.
Основными задачами отдела являются:
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих функций: