Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов – все эти вопросы приобрели общенациональный характер.
Содержание
Введение……………………………………………………………………2
1. Теория и практика социальной защиты детства в современной России. Становление и развитие отечественной системы социальной
защиты детства в России.
1.1. История возникновения социальной защиты детей…………………5
1.2. Сущность социальной защиты детства…………………………….11
1.3. Объекты и субъекты социальной защиты детства……………….12
1.4. Принципы, формы и методы социальной защиты детства………..18
1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства…………….......20
2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.
2.1. Задачи и функциональное значение отдела семьи, женщин, детей и демографии……………………………………………………………26
2.2. Взаимодействие отдела семьи, женщин, детей и демографии с государственными подведомственными учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей………………………………….31
2.3. Нормативно-правовая база………………………………………..36
2.4. Анализ основных направлений деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы……………………………………..62
Приложения
Предметом
изучения социальной защиты детства
являются отдельные стороны
Критерием эффективности мероприятий в этой сфере служит социальная защищенность детства, для которой характерны объективные и субъективные показатели.
Процесс защиты детей носит многоаспектный, интегративный характер, распространяясь на все виды педагогической деятельности. В современных условиях теория и практика социальной защиты детей развиваются в сторону поиска путей и средств социализации и самоорганизации личности ребенка.
Непосредственно функцию защиты прав и свобод каждого ребенка выполняют компетентные органы и министерства (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образование и науки РФ), комитеты (Комитет по социальной политике, Комитет Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи), комиссии (Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ), организации, учреждения и ведомства, наделенные соответствующими полномочиями. В субъектах РФ создаются соответствующие отделы по делам семьи и детей.
В компетенцию федеральных органов исполнительной власти (одного из видов органов государственной власти РФ) входят:
В соответствии с установленными полномочиями федеральные органы исполнительной власти осуществляют социальную защиту детства по следующим направлениям:
Компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих мероприятия по реализации государственной политики социальной защиты детства, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в пределах своих полномочий оказывают финансовое, организационное, информационно-методическое и иное содействие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по социальной защите детства.
Органы местного самоуправления могут принимать решения об осуществлении мероприятий по социальной защите детства и координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти в части поддержки федеральных, региональных и местных программ социальной защиты детства.
Таким образом, политика социальной защиты детства формируется и проводится на различных уровнях властных отношений – это федеральные, региональные органы государственной власти, местное самоуправление.
В нашей стране опыт осуществления политики социальной защиты детства длительное время формировался в основном на государственном уровне. Однако опыт многих стран, в том числе и России, свидетельствует, что наиболее оперативным, эффективным и перспективным субъектом реализации политики социальной защиты детства являются институты местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают Федеральные целевые программы защиты законных прав и интересов детей, защиты детства и осуществляют мероприятия по созданию необходимых правовых, экономических и социальных условий для реализации этих программ.
Органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации разрабатывают и
Органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляют мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ, по защите прав и законных интересов детей, поддержке и социальной защите детства.
Финансирование федеральных целевых программ и федеральных мероприятий по реализации государственной политики социальной защиты детства осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных и иных источников, привлекаемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бюджетов ее субъектов, если их участие в реализации таких программ и мероприятий предусмотрено их бюджетами.
Учитывая
важность вопроса, Правительством Российской
Федерации готовится и
Система
государственных и
1.4. Принципы, формы и методы социальной защиты детства.
Содержательная
сторона современной социальной
защиты детства характеризуется
также определенными принципами
-
всеобщность и доступность
-
многообразие форм и видов
социальной защиты детства.
-
единство и дифференциация
-
осуществление социального
- охрана права каждого ребёнка на социальную защиту.
Формы и методы реализации социальной защиты детства являются ее основными структурными компонентами.
Формами реализации социальной защиты детства являются:
1.
Постановления и решения
2.
Программы. Эта форма
3.
Планы мероприятий по
4.
Создание и развитие
а) финансовую базу;
б) многочисленные здания, сооружения;
в)
систему государственных
Таким образом, в современной России существуют различные формы социальной защиты детства, которые используются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:
-
убеждение действующих и
-
использование авторитета
-
стимулирование и поощрение
-
анализ и прогноз развития
системы социальной защиты
Метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим (например, при взыскании алиментов в пользу детей).
1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства.
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 27 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права, выражать своё мнение, право на защиту от насилия, право на защиту от незаконного усыновления, право на отдых и досуг, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие.
Данные права установлены и гарантированы:
Конституцией РФ;
Семейным кодексом РФ;
Гражданским кодексом;
Уголовным кодексом;
Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
Федеральным законом №12-ФЗ от 13.01.1996 г. «Об образовании».
Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.
Право детей на здравоохранение
Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.
Право детей на образование
Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.