Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов – все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………2
1. Теория и практика социальной защиты детства в современной России. Становление и развитие отечественной системы социальной
защиты детства в России.
1.1. История возникновения социальной защиты детей…………………5
1.2. Сущность социальной защиты детства…………………………….11
1.3. Объекты и субъекты социальной защиты детства……………….12
1.4. Принципы, формы и методы социальной защиты детства………..18
1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства…………….......20
2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.
2.1. Задачи и функциональное значение отдела семьи, женщин, детей и демографии……………………………………………………………26
2.2. Взаимодействие отдела семьи, женщин, детей и демографии с государственными подведомственными учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей………………………………….31
2.3. Нормативно-правовая база………………………………………..36
2.4. Анализ основных направлений деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы……………………………………..62
Приложения

Работа содержит 1 файл

отчет о практике.docx

— 314.87 Кб (Скачать)

     Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что  родительские права осуществляются в интересах детей. В Декабре 1918 г. Правительством издается декрет о  правовом положении детей. В феврале 1919 года под председательством А. В. Луначарского Учрежден Государственный совет защиты детей. Количество детских домов, открываемых Советским государством, быстро вырастало, как и количество их воспитанников. В 1917г. в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 г. – 80 тысяч, в 1919г. – 125 тысяч, в 1920 г. – 400 тысяч, в 1922 г. – 540 тысяч детей (см. рис 1.).

     

     Рис. 1 Количество воспитанников в детских  домах

     в период с 1917-1922г. (тыс. чел.)

     Эти цифры показывают стремление советской  власти, во-первых, охватить государственной  заботой максимальное количество детей, попавших в трудную ситуацию, и, во-вторых, воспитывать подрастающее поколение  преимущественно в коллективе и  через коллектив.

     В 30-е годы создавались профсоюзные  клубы и Дома культуры, в большинстве  своем с приличной материальной базой.

     В целом советский период развития российского общества характеризуется следующими чертами в области социальной защиты детства. В этот период в стране складывается достаточно стройная система социальной защиты детства, ядром которой является Коммунистическая партия Советского Союза. Среди субъектов социальной защиты детства ведущая роль принадлежит государству, роль церкви практически сходит на нет.

     Советская система социальной защиты детства  охватывает практически все детское  население страны. Она могла бы считаться оптимальной, если бы не бюрократически – формализаторские тенденции, которые привели к ее неприятию и в конечном счете – к разрушению.

     Основными достижениями советской системы  социальной защиты детства являются искоренение беспризорности, обеспечение  пособиями семей, имеющих и ожидающих  детей, удовлетворение в основном потребностей общества в учреждениях для детей  ясельного и дошкольного возраста, создание многопрофильной и общедоступной  системы образовательных и оздоровительных  учреждений, обеспечение всеобщего  обязательного среднего образования  и бесплатного медицинского обслуживания детей, ликвидация безработицы и  социальная защита труда несовершеннолетних.

     Наиболее  характерной тенденцией развития российской системы социальной защиты детства  является переход от советской системы  социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными  благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации.

     Исторический  обзор отечественного опыта социальной защиты детства позволяет сделать  следующие основные выводы.

     1. Институт социальной защиты детства  в течении многих веков становления и развития российского государства формировался как проявление сострадания к детям. Начиная развиваться с появлением внутриобщинной поддержки в дохристианской Руси, он превратился в организованную систему, основными структурными компонентами которой выступают государство, общественные организации и частная благотворительность.

     2. По мере развития института  социальной защиты детства проходило  теоритическое осмысление социальной  помощи детям, законодательно  оформились основные социальные  гарантии детства и их обеспечение,  объективно расширились  объекты  и субъекты помощи.

     3. Основными формами социальной  защиты детей выступали различные  учреждения (приюты, воспитательные  дома, школы, детские сады, больницы, школы-интернаты, и др.), которые  носили дифференцированный характер  и предоставляли широкий спектр  слуг – от ночлега и пропитания  до воспитания, обучения и профессиональной  подготовки, отдыха, оздоровления и  досуговой деятельности.

     4. Доминировал дифференцированный подход к объектам социальной помощи (детям, находящимся в трудной жизненной ситуации).

     Таким образом, процесс становления и  развития отечественной системы  социальной защиты детства, во-первых, имеет свою собственную историю  в контексте социально-исторического  процесса, во-вторых, характеризуется  оформлением практики помощи детскому населению, теоритическим осмыслением  и законодательной регламентацией решения социальных проблем детства. 

     1.2. Сущность социальной защиты детства.

     Социальная  защита  детства  в  современном  мире,  как и в России, является одним из важнейших факторов экономического,  социального,  культурного  развития  общества,  представляет основу социальной политики государства. Право на получение  социальной  защиты  стало  одним  из  важнейших элементов правового статуса ребенка.

     Итак, дадим определение понятиям «дети» (кто относится к данной категории), «детство», «социальная защита», «социальная защита детства».

     Понятие детства рассматривается многоаспектными подходами  к  его  определению  в  разных  областях  знаний.  В Преамбуле Декларации прав ребенка ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый», именно  поэтому ему должно быть  уделено особое внимание социума на любом уровне. В Семейном кодексе РФ также устанавливается, что «ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет».

     Социальная  защита – в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

       Социальная защита  – в узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

     Социальная  защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Но, к сожалению, у разных детей разные потребности и учесть их все очень сложно. 
 

     1.3. Объекты и субъекты  социальной защиты  детства.

     Элементами  системы социальной защиты детства  выступают ее объекты и субъекты. В современной правовой, социально-педагогической литературе нет единой точки зрения, как, впрочем, и достаточного количества исследований, посвященных объектам и субъектам в области социальной защиты детства. Поэтому с учетом разработок других специалистов представим понимание объектов и субъектов применительно к социальной защите детства в следующем виде.

     Объектом  социальной защиты детства являются все дети, т.е. несовершеннолетние, которые  в соответствии с Декларацией  прав ребенка 1959 г. нуждаются в специальной  охране и заботе в силу физической и умственной незрелости.

     Семейный  кодекс РФ (1996) гарантирует каждому  ребенку право жить и воспитываться в семье, право на защиту, на имя, отчество, фамилию и другие права, которые необходимо защищать.

     Однако  необходимо иметь в виду, что каждый ребенок в разные периоды своей  жизни, а также в зависимости  от социальных условий, в которых  он может оказаться по независящим  от него причинам, будет нуждаться  в социальной защите в разной степени. В связи с этим можно классифицировать объекты социальной защиты детства  следующим образом (см. Приложение 2):

     1. С учетом возрастных этапов  развития.

     2. По состоянию здоровья.

     3. С учетом девиантного поведения.

     4. По приоритетности оказания помощи

     5. По особому положению. 

     В функционировании системы социальной защиты детства определяющую роль играют ее субъекты (см. Приложение 1.) Перечислим и кратко охарактеризуем основные субъекты российской системы социальной защиты детства.

     1. Главным субъектом социальной защиты детства является государство, которое призвано обеспечить реализацию всех прав и гарантий детей.

     2. Сеть учреждений социального  обслуживания семьи и детей  предоставляет соответствующие  услуги детям, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации.

       3. Органы управления предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений и т.д., а также трудовые коллективы, профсоюзы могут оказывать материальную помощь отдельным категориям семей, содействовать в организации летнего отдыха и оздоровления детей.

       4. Политические партии в отличие от государства не располагают административными, кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами. Тем не менее положения о социальной защите детства фигурируют в программных документах многих политических объединений.

     5. Неправительственные организации и общественныеобъединения (Российский детский фонд, Общество Красного Креста, благотворительные фонды, общественные фонды культуры, спорта, молодых талантов и др.) на федеральном, региональном и местном уровнях. Неправительственные сектор социальной защиты детства, являясь одним из элементов гражданского общества, играет важную роль в решении проблем детей, в частности реализует самостоятельно, совместно с органами государствнной власти и органами местного самоуправления разноплановые программы, нацеленные на защиту детей (обучающие, развивающие программы, программы предоставления широкого спектра социальных услуг и др.).

       6. Средства массовой информации. Они пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты детства, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту детства.

       7. Церковь. Исторически церквям и монастырям принадлежала важная роль в оказании помощи детям. Она и сегодня стремится довести до сознания людей основные церковные постулаты добра, справедливости, трудолюбия, призывает своих прихожан достойно выполнять родительский долг, оказывает помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

     8. Семья как важнейший институт  социализации ребенка. В новом Семейном кодексе РФ закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64), определены основы их правовой защиты от насилия в семье (ст. 77-79), усилены нормы, касающиеся лишения и ограничения родительских прав (ст. 69-76).

       9. Образовательные и учебно-воспитательные учреждения. Эти учреждения оказывают содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, реализуют право детей на образование, на профессиональную подготовку, охрану здоровья и медицинское обслуживание, на разностороннее развитие личности.

     10. Социальные педагоги и социальные  работники. Так с 1990-х гг. в вузах РФ началась профессиональная подготовка социальных педагогов и социальных работников., которые призваны защищать мир детства. Сегодня социальные педагоги и социальные работники работают в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры: общеобразовательных учреждениях, реабилитационных центрах, детских домах, в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей, в судебной системе.

     11. Активно развивается волонтерское  движение. Его участники на безвозмездной  основе работают среди беспризорных  детей, помогают в уходе за  детьми-инвалидами и их реабилитации  в домах-интернатах.

     12. Преподаватели, ученые, практические  работники, способствующие прохождению  студентами практики в организациях, учреждениях социальной защиты  детства.

       13. В последнее время все большую роль в социальной защите детства играют коммерческие структуры, бизнес, люди с высоким социальным статусом.

     Четкое  знание природы объектов и субъектов  социальной защиты детства – необходимое  условие разработки и реализации государственной политики социальной защиты детства, оно необходимо при  подготовке социальных педагогов и  социальных работников в данной области, определяет эффективность решения  современных проблем детства.

Информация о работе Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области