Социальная защита военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.

Содержание

Введение 3
1 Социальная защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей 6
1.1 Сущность и функции социальной работы с военнослужащими 6
1.2 Понятие и функции социального обеспечения военнослужащих 12
2 Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями 22
2.1 Специфика социальных проблем военнослужащих 22
2.2 Социальная работа с семьями военнослужащих 30
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

 

    превентивная, профилактическая и коррекционная функции военно-социальной работы формируют сферу социальной профилактики и коррекции поведения его обитателей, условий и факторов воинской среды. Ее влияние распространяется как на членов воинского социума, так и на весь социум в цепом, на отдельные его части, структуры и институты. Необходимо отметить, что вышеуказанные функции проявляются и в других сферах военно-социальной работы ввиду того, что они являются базовыми, системообразующими функциями социальной работы.

 

    образовательная функция военно-социальной работы обусловливает функционирование сферы подготовки и переподготовки кадров. Она охватывает военнослужащих, увольняющихся или уже уволившихся с военной службы, а также членов их семей и связана с их профессиональ­ной ориентацией, переподготовкой на новые для них специальности и трудоустройством в соот­ветствии с потребностями местного или регионального рынков труда. Кроме того, в данной сфе­ре сосредоточиваются усилия по подготовке и профессиональному развитию кадров военно-социальных работников и военно-социальных педагогов, профессиональных специалистов для воинского социума.

 

    организационно-распорядительская функция военно-социальной работы обусловливает развитие и функционирование сферы ее менеджмента. Ее реализация связана с деятельностью тех институтов и служб военно-социальной среды, которые занимаются управлением, руково­дством, организацией социальной работы и развитием ее инфраструктуры в воинских частях, городках, гарнизонах, местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей; ма­териально-техническим и финансовым ее обеспечением, а также институтов разработки страте­гии и тактики развития социальной работы в Вооруженных Силах, в округах (на флотах), в объе­динениях, соединениях и частях.

 

    функция социального про­свещения, она формирует соответствующую ей сферу социального просвещения. Ее содержа­ние раскрывается посредством таких направлений деятельности, как: формирование общест­венных организаций в области социальной работы (ассоциаций, союзов, комитетов, фондов); проведение симпозиумов, семинаров, конференций военно-социальных работников; организа­ция изучения, обобщения и распространения передового опыта военно-социальной работы; из­дание и распространение научной, учебной и методической литературы по социальной работе в воинской среде; выпуск и распространение специализированных журналов и бюллетеней; пре­зентация программ и проектов военно-социальной работы; связь с общественными организа­циями, средствами массовой информации и т.п.

 

    Каждая из этих функций, ориентирована не только на достиже­ние оперативного результата в той или иной сфере в соответствии с принципами военно-соци­альной работы, но и на достижение результата социально-педагогического, что безусловно свя­зано как с сущностью военно-социальной работы, так и с отечественными научными традициями и общественной практикой.

 

    Развитие и совершенствование практики военно-социальной работы предполагает и раз­витие той отрасли научного знания, которая призвана исследовать тенденции, закономерности и противоречия, принципы и методы этой практики и предложить ей научно обоснованные реко­мендации.

 

 

2. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семей.

2.1. Специфика социальных проблем военнослужащих.

 

    Проблемы социальной защиты военнослужащих Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе
и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-
экономической защищенности военнослужащих. Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные на них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.

 

    Сложные политические события, перерастающие порой в вооруженные
конфликты, недальновидные политические решения, способные; поставить перед военнослужащими в течение коротко периода времени проблему - как быть? Пример этому события в Прибалтике, Грузии, Молдове, Армении, Азербайджане и т.п. Факты говорят о том, что военнослужащие и их семьи лишаются иногда самого необходимого для существования, В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-
экономические гарантии определены пакетом законов, юридически
обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их
практическая реализация по некоторым направлениям будет затруднена,
несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие
решения. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство
членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание. Обеспеченность жильем - это самая острая проблема в современных условиях в Российской Федерации. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образование национальных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил РФ в частности.

 

   Армия без квартирных растет из года в год, насчитывая в своих
рядах многие десятки тысяч человек. К 2006 году количество без квартирных семей военнослужащих достигло 130,4 тысячи, в том числе необеспеченных постоянным жильем - 80,6 тысячи, служебным жильем - 49,8 тысяч (те, кто заключил контракт после 1998 года). Кроме того, 31 тысяче семей военнослужащих требуется улучшение жилищных условий. Таким образом, общее количество нуждающихся в жилье составляет порядка 161,4 тысячи семей.

    По данным Минобороны России в настоящее время практически каждая третья семья офицера или прапорщика не имеет квартиры. По установленным нормам обеспечено жильем только 63% семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, еще 6% семей обеспечено жильем ниже установленных норм, а 41 % семей военнослужащих вообще являются без квартирными.

На сегодняшний день без квартирные военнослужащие размещены:
- в общежитиях - около 86 тысяч семей;

- в помещениях для временного проживания (служебные кабинеты, спортивные залы, казармы и т.д.) - 1 тысяча 300 семей;

- снимают жилье - 49 тысяч семей, при этом компенсация за поднаем жилья из бюджета в зависимости от региона составляет от 10 до 25% фактических затрат.

Таблица 1
Потребность в жилье военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации

Категории жилья

Нуждаются в жилье
(семей военнослужащих)

Постоянное жильё

80,6 тыс

Служебное жильё

49,8 тыс.

Нуждаются в улучшении
жилищных условий

31 тыс

Всего нуждаются в жилье

161,4 тыс


 

    Отсутствие служебной площади в гарнизонах по причине ее общего недостатка вынуждает военнослужащих снимать «углы» у частных лиц. В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности в жилье за счет наращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строительных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны.
    Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не
позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, так как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим. Возведение служебного жилья проблематично по той же причине.

    Так родилась федеральная программа "Государственные жилищные сертификаты", согласно которой в 1998 - 2002 годах 210 тысяч семей военнослужащих, увольняемых с военной службы, и сотрудников других "силовых структур" должны были получить постоянное жильё.

    В конце 2002 года истекло действие указанной программы и стало вполне очевидно, что её реализация не смогла разрешить жилищную проблему военнослужащих. По состоянию на 1 января 2003 года было выпущено около 102000 сертификатов, из них реализовано только 76740, в том числе увольняемым военнослужащим - 50162, гражданам, уже уволенным с военной службы, - 26578. Из 210 тысяч семей военнослужащих, на которых была рассчитана указанная программа реально, улучшили свои жилищные условия порядка 83270 семей военнослужащих, что составило всего 39,65% от расчётного количества участников программы. Собственно в Вооружённых Силах Российской Федерации в 1998 - 2003 годах путем реализации программы "Государственные жилищные сертификаты", были обеспечены порядка 51 тысячи семей военнослужащих. В целом, по официальным оценкам к 2005 году программа ГЖС для военнослужащих была реализована лишь на 44 процента, в этой связи её действие продлено на период до 2010 года.

Очевидно, что широко разрекламированная программа не решила своей главной цели - ускорения сроков обеспечения жильём военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

    В сложившихся условиях дефицита жилых помещений уже не представляется возможным обеспечить всех военнослужащих жилыми помещениями в населённых пунктах по месту их военной службы, как того требовал Федеральный закон "О статусе военнослужащих". В этой связи правовое регулирование порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпело некоторые изменения. Так, Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 71-ФЗ абзац второй пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнен нормой, что теперь при отсутствии возможности предоставить военнослужащим и членам их семей жилые помещения в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, им может предоставляться жильё в других близлежащих населённых пунктах.*****

    С 1 января 2005 года вступили в силу ещё некоторые изменения жилищных прав военнослужащих. Так, в пункт 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесено дополнение, что жилые помещения, которые предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место военной службы должны иметь статус служебного жилья.****** Ранее таким же порядком могло предоставляться и неслужебное жильё. Утратили силу и нормы закона, гарантировавшие право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, на предоставление им безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение жилья).

 

 

 

 

***** Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 г., № 30, ст. 3089; 2005 г., № 1 (часть I), ст. 15.

****** Федеральный закон от 01 января 2005 г. « О внесении изменений  в статье 15 п.1 ФЗ « О статусе военнослужащих»» // Собрание законодательства Российской Федерации; 2005 г., № 1 (часть I), ст. 15.

Таблица 2
Динамика обеспечения военнослужащих постоянным жильём (квартир)

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

29,0 тыс.

27,0 тыс.

23,6 тыс.

23,6 тыс.

28,4 тыс.

33,6 тыс.

Информация о работе Социальная защита военнослужащих