Социальная защита военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.

Содержание

Введение 3
1 Социальная защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей 6
1.1 Сущность и функции социальной работы с военнослужащими 6
1.2 Понятие и функции социального обеспечения военнослужащих 12
2 Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями 22
2.1 Специфика социальных проблем военнослужащих 22
2.2 Социальная работа с семьями военнослужащих 30
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Понятия и функции социального обеспечения военнослужащих.

 

    Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности представите­лей таких специфических групп населения, к которым относятся военнослужащие (и, естественно, представители других силовых структур), лица, уволенные с военной службы, и члены их семей. Их социальные потребности различны. Удовлетворение тех из них, которые обеспечивают минималь­но достаточные условия жизни, относится к социальной защите.

 

    Периодическое удовлетворение социальных потребностей лиц, находящихся в состоянии социального кризиса, относится к их со­циальной поддержке. Реализация установленных государством гарантий удовлетворения социаль­ных потребностей широкого круга лиц, имеющих на это право, относится к социальному обеспече­нию. Удовлетворение социальных потребностей лиц путем предоставления им социальных услуг широкого спектра может быть охарактеризовано как социальное обслуживание.

 

    Следовательно, военно-социальная работа является наиболее широким понятием, обо­значающим комплекс различных видов и сфер деятельности разнообразных субъектов по удов­летворению социальных потребностей ее клиентов, осуществляемых на концептуально-полити­ческом, нормативно-юридическом и практическом уровнях.

 

    На всех этих уровнях она предусмат­ривает: теоретическую разработку и научное обоснование проблем, т.е. формирование теории военно-социальной работы; обеспечение функционирования образовательных учреждений во­енно-социальной работы (подготовка военных социальных работников как специалистов конк­ретной профессиональной деятельности), т.е. разработку военно-социальной работы как науч­но-образовательного комплекса, реализацию целей и задач практической социальной работы с военнослужащими и членами их семей, т.е. военно-социальной работы как практики.

 

    Военно-социальная работа как практика - динамично развивающийся комплекс (в пер­спективе - система) видов профессиональной деятельности, сущность которых заключается в удовлетворении разнообразных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающих в процессе их взаимодействия с социальной военной средой, конкретным воинским социумом.

 

    По своему характеру военно-социальная работа явля­ется активно-преобразовательной деятельностью.

 

    Социальная военная среда - это окружающие военнослужащего условия его жизнедея­тельности. Социальная военная макросреда включает все окружающие его общественные, ма­териальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. Социальная военная микросреда представляет собой непосредственное социальное окружение конкретного военнослужащего (семья, соседи по месту проживания, воинский коллектив, референтная и дру­гие микрогруппы и т.д.), оказывающее решающее влияние на его деятельность, поведение и общение, на развитие в целом.

 

    Воинский социум - социальное пространство жизнедеятельности военнослужащих, чле­нов их семей, гражданского населения военных гарнизонов, городков и воинских частей; их устойчивая социальная общность, объединенная местом и условиями жизнедеятельности, обуслов­ленных спецификой воинского труда и быта.

 

    Целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и со­циальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является ак­центирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности (на их изучение направлены усилия и других социальных наук). Именно взаимосвязь человека и соци­альной военной среды обусловливает три основных задачи военно-социальной работы, а, следо­вательно, и потребности в соответствующих специалистах.

 

    Первая задача - организация и осуществление воздействий на человека в целях его со­циализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задача предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специали­зирующихся на включении человека в воинский социум.

 

    Вторая задача - совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкрет­ного воинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовку разно­профильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социаль­ных отношений в воинском социуме.

 

    Третья задача военно-социальной работы - оптимизация взаимодействия человека и со­циальной военной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовку разно­профильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаи­модействия клиентов и социальной военной среды.

 

    Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не ото­ждествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обу­словлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущно­стью самой военно-социальной работы.

 

    Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направ­ленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, меж­ду которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.

 

    В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только прак­тики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоя­нии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицин­ской, бытовой, психологической и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обыч­ный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной ра­боты, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.

 

    Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослу­жащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармо­ничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.

 

    Военно-социальная работа имеет свои теоретико-методологические основы, определяю­щие ее приоритеты и содержание, сущность и подходы, методы и формы, связи со смежными отраслями социальной практики и областями научного знания о человеке и обществе, естествен­ными и социокультурными основами их жизни.

 

    Классификация таких основ позволила представить их в виде совокупности наиболее рас­пространенных моделей** теоретического обоснования военно-социальной работы, которые объ­единены в три основные группы:

 

- психолого-ориентированные теории военно-социальной работы (экзистенциалистская; гу­манистическая; психодинамическая; кризис-интервентная; бихевиористская; разрешающая; био­энергетическая; телесно-ориентированная; дианетическая; соционическая; психосинтетическая);

 

** Григорьев С.И. Основы теории и практики социальной работы. – Барнаул-Москва, 1994; Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева.  М.: Наука, 1994.

 

 

- социолого-ориентированные теории военно-социальной работы (общесистемная; социально-экологическая; радикальная; марксистская);

- комплексные (междисциплинарные) теории военно-социальной работы (витально-ориентированная; когнитивная; конфликтологическая; социально-педагогическая; социокультурная).

 

    Каждая из указанных теорий имеет свое содержание, целевые ориентации, методы позна­ния и преобразования социальной практики. Становление военно-социальной работы как тео­рии предполагает творческую переработку этих концепций и моделей и их соответствующую инструментовку методами научного исследования в области социальной работы. Можно с уве­ренностью констатировать, что по мере развития теории военно-социальной работы ее теорети­ко-методологические основы будут уточняться и конкретизироваться.

 

    Анализ содержания вышеуказанных теорий и концепций, основных положений современ­ной литературы позволил выявить ряд присущих им закономерностей развития социальной ра­боты в целом.***

 

 

 

 

 

 

 

 

 

** Григорьев С.И. Основы теории и практики социальной работы. – Барнаул-Москва, 1994; Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева.  М.: Наука, 1994.

Функции военно-социальной работы.****

 

     диагностико-прогностическая функция, обусловливаю­щая соответствующую сферу социальной работы с военнослужащими и членами их семей - сферу социальной диагностики и прогнозирования. При этом социальной диагностике подлежат: собственно социальные потребности клиентов военно-социальной работы; степень развития этих потребностей и их удовлетворения в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне, месте компактного проживания военнослужащих и членов их семей; степень развития инфра­структуры конкретного воинского социума и ее соответствия потребностям его обитателей; сте­пень оптимальности и гармоничности взаимодействия военнослужащих и членов их семей со средой их обитания и т.д.

 

    обслуживающая функция, которая обусловливает развитие соответствующей сферы социально-бытового обслуживания. При этом данная функция подразумевает не только создание возможностей для удовлетворения социаль­но-бытовых потребностей обитателей воинского социума, но такую организацию государственных, негосударственных и коммерческих служб социально-бытовой сферы воинской части, го­родка, гарнизона, при которой они обеспечивают практическую реализацию этих возможностей за счет своей ориентации на интересы клиентов: удобное расположение; оптимальный график работы; заказная система подбора товаров и услуг; расширение их ассортимента; обслуживание на дому и доставка на дом; индивидуальное и льготное обслуживание; доступные цены и пр.

 

 

**** Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М., Юрист, 2003 г.

     адаптационная функция, которой соответствует сфера соци­альной адаптации (реадаптации) клиентов военно-социальной работы. Конкретизация этой функ­ции в связи с иерархическим характером военной организации обусловливает значительное раз­нообразие форм и направлений начальной стадии социальной адаптации: молодой семьи офи­цера (прапорщика) - к системе межличностных и межсемейных отношений в части, городке; во­еннослужащего - к новому воинскому коллективу; молодого военного специалиста - к специаль­ности и должности; каждого обитателя военного социума; - к инфраструктуре и т.д. Адаптацион­ная функция социальной работы предполагает также и вторую стадию адаптации - становление (семьи, члена коллектива, специалиста, жителя городка и т.д.).

 

    реабилитационная функция военно-социальной работы обусловливает развитие и функ­ционирование сферы социальной реабилитации ее клиентов. Институтами этой сферы могут быть различные медицинские, психологические и психотерапевтические, воспитательные и об­разовательные, правовые, культурно-досуговые и спортивные организации и учреждения. Су­щественным условием их деятельности также является обеспеченность профессионально под­готовленными кадрами. Данная функция военно-социальной работы может реализовываться в отношении: воен­нослужащих с несоциализированным и девиантным поведением; семей военнослужащих, имею­щих неблагоприятную, негативную динамику развития; военнослужащих и членов их семей, по­лучивших психотравмирующие воздействия военной или гражданской службы и т.п.

 

    анимационная функция, обусловли­вающая формирование и функционирование сферы социально-культурного развития. Институ­тами данной сферы являются различные учреждения культуры (театры, кинотеатры, Дома офи­церов, гарнизонные клубы, клубы воинских частей, библиотеки и др.) и специализированные службы, создаваемые негосударственными организациями в воинском социуме.

Информация о работе Социальная защита военнослужащих