Система субъективных критериев достижения цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков .
Объект: саморегуляция как психологический феномен.
Предмет: специфика саморегуляции подростков .

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Некоторые ритуалы такого рода существуют и сегодня - торжественное вручение паспорта, аттестата зрелости, посвящение в студенты и т.п.[45].

Л.С. Выготский, писал что, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Натуральный  ряд составляют процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд - процессы обучения, воспитания, социализации в широком  смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.

Во-первых, различны темпы  физического и психического развития. Один мальчик в 14 - 15 лет выглядит уже почти взрослым, другой - только-только еще начинает расставаться с детством. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти - не исключение, а правило.

Во-вторых, существуют большие  внутренние диспропорции: отдельные  биологические системы организма  могут созревать в разное время. Еще больше вариаций в психике: старший  подросток может быть в одних  отношениях уже взрослым, а в других - еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости.

В-третьих, социальное возмужание по времени не тождественно физическому. Физическое созревание подростков происходит сегодня значительно быстрее  и заканчивается раньше. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее, подростки не отвечают за сделанные ими поступки, к старшим классам у 50% школьников еще нет точного определения будущей профессии. Сроки обучения за последние годы заметно удлинились. Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и ее трудовая деятельность. Напротив, средний возраст вступления в брак (в том числе "гражданский") уменьшился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей, хотя некоторые из них еще какое-то время сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда и. неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании[33].

Пытаясь сформулировать общий  критерий социальной зрелости, некоторые социологи считают им начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий действительно очень важен. Но начало трудовой жизни, достижение экономической самостоятельности и приобретение стабильной профессии часто хронологически не совпадают друг с другом. Если взять за основу этот критерий, то получится, что раньше всего созревает сельская молодежь, потом рабочая, а позже всего - учащаяся молодежь, студенчество[6].

У работающей молодежи действительно  раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену труда. Студенчество дольше сохраняет относительно зависимый социальный статус[18].

Вступление в жизнь - не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические, социальные и  психологические аспекты которого имеют свой собственный временной ритм, неодинаковый у разных людей и в разных конкретных условиях. Этот процесс можно подразделить на три следующих периода.

Длительность подросткового  периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола; в жизни взрослых отношения полов играют важную роль.

Контрастность детства и зрелости, между которыми он "находится", затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов. Здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство. Говоря о подростке, характеризуются наиболее общие, типичные черты его физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Больше того, разговоры о подростке без учета того, мальчик он или девочка, беспредметны. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.

Важную фазу в общем  процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлении и социальных установок. Отмечая специфические особенности психологии детей подросткового возраста, можно заметить, что это психология полуребенка, полувзрослого. Подросток еще, как ребенок, жадно впитывает в себя все впечатления, растет и физически, и духовно, ощущает рост этот, в нем черпает силу и отвагу, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать[38].

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный  этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старшими подростками. При всем том, понимая, что нет какого-то "среднеподросткового" возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства; с другой - перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений[44].

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка  организма ребенка. Однако неравномерность  физического развития, когда преимущественно  происходит рост костей туловища и  конечностей в длину, приводит к  угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих[35].

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится у подростка и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов[28].

Существенные сдвиги происходит в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 11 - 15 лет  является нарастающая с каждым годом  способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между  конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у подростка[41].

Бурно развиваются чувства  подростков. Их эмоциональные переживания  приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов[26].

Складываются и развиваются  моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. При значительной склонности к романтичному у подростков более реалистичным и критичным становится воображение. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постоянно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми[50].

Возможность осознать, оценить  свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с "миром людей". И сам этот мир воспринимается подростком именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Показательны в этом плане данные опроса большой группы восьмиклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили: "Да, но только тех, кто считается с нами". Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм[51].

Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера  подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как следствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл[47].

В жизни подростка много  времени отводится учебе, ибо  подросток - всегда учащийся. Однако он стремится занять определенное место в обществе, что требует его участия в многоплановой деятельности. Не учитывая этого, мы не поймем, почему у школьника со вступлением в подростковый возраст часто резко меняется отношение к учебе, обостряются отношения с окружающими[49].

Вариантов досуговой  деятельности может быть много, хотелось бы остановиться на детских общественных объединениях, и поближе рассмотреть их деятельность, и связь с социализацией подростков в обществе.


Информация о работе Система субъективных критериев достижения цели