Система субъективных критериев достижения цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков .
Объект: саморегуляция как психологический феномен.
Предмет: специфика саморегуляции подростков .

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Введение

За последнее  время в известной степени  наметились и определились различные  теоретические подходы в решении  одной из координальных и центральных  проблем науки – проблемы саморегуляции  человека.

Понятие саморегуляции  все чаще встречается в психологии. При этом оно имеет различное толкование и по-разному интерпретируется в различных направления и школах. Проблемами саморегуляции занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.

Стилевыми особенностями  саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее видах.

Подростковый  возраст — это возраст пытливого  ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как саморегуляция. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Саморегуляция начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Поведение и  деятельность подростка во многом определяются особенностями саморегуляции. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.

Цель исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков .

Объект: саморегуляция как психологический феномен.

Предмет: специфика саморегуляции подростков .

Задачи исследования:

1. Проанализировать  теоретически материал по проблеме  исследования.

2. Изучить стилевые  особенности саморегуляции подростков.

3. Рассмотреть  специфику саморегуляции подростков .

5. Разработать  рекомендации, направленные на оптимизацию процессов саморегуляции подростков.

Методы  исследования:

1) Теоретические:  анализ психолого-педагогической  литературы;

2) Эмпирические: тестирование (методика В.И. Моросанова, Е.М. Коноз «Стилевая саморегуляция  поведения человека»).

Экспериментальная база. Исследование проводился на базе Городского Дворца Детского (юношеского) творчества г. Омска, детское общественное объединение Городской пионерский Штаб «Поиск»

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции в современной психологии 

 

1.1 Понятие  «саморегуляции» и его психологический  смысл 

 

За последнее  время в известной степени  наметились и определились различные  теоретические подходы в решении  одной из координальных и центральных  проблем науки – проблемы саморегуляции человека. Саморегуляция рассматривается как атрибут всеобщей материи, раскрывает механизмы функционирования систем и фиксирует момент устойчивости. Понятие «саморегуляция» отражает биологическую (природную) характеристику человека как индивида, а понятие саморегулирования отражает социальную характеристику человека как личности [11].

Понятие саморегуляции  все чаще встречается в психологии. При этом оно имеет различное  толкование и по-разному интерпретируется в различных направления и  школах. Необходимо отметить, прежде всего, что это понятие не является собственно психологическим, оно чаще используется в теории систем, в физиологии. В связи с этим за понятием саморегуляция исходно закрепились представления о равновесии, норме, адаптации, гомеостазе. И.П. Павлов еще в 1903г писал, что суть первейшей задачи и цели физиологического исследования заключается в познании того, каким образом и высшие и низшие организмы при всей сложности их устройства, сохраняют свою целостность в процессе уравновешивания со средой [47]. Позднее И.П.Павлов определил человека как саморегулирующуюся систему, которая сама себя направляет, поддерживает, воспитывает и даже совершенствует [47].

Эти идеи получили дальнейшее развитие в теории функциональной системы, разработанной П.К. Анохиным. С точки зрения этой теории функциональные системы представляют собой динамические, саморегулирующиеся организации, элементы которых взаимодействуют достижению полезных результатов, носящих приспособительных характер для организма [5].

Именно эта  значительная закрепленность понятия «саморегуляция» за адаптивными приспособительными, уравновешивающими формами функционирования живых организмов и обусловливает сложность применения данного понятия в психологии; приводит к неоднозначному пониманию термина «саморегуляция»; к необоснованным попыткам распространения адаптивных гомеостатических представлений на психику человека по аналогии с физическим гомеостазом, описанным У. Кенном, здесь можно говорить о психологическом гомеостазе [55].

Л.В. Выготский  отмечал, что психика человека участвует в регуляции поведения, которое отличается высшими формами активного приспособления природы к своим потребностям, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде [15].

«Саморегуляцию» понимают иногда как непроизвольный психический процесс [54]. Такое понимание существенно обедняет смысл саморегуляции, приводя, в конечном счете, к представлению о параллельном развитии мыслительной деятельности и некоего психического процесса, направленного на совершенствование. Спорно уже представление о саморегуляции как психическом процессе. Саморегуляция – это принцип, который должен объяснить целостность и устойчивость деятельности и личности, организацию психических процессов, посредством которых совершается деятельность, их внутреннюю связь и единство, направленность деятельности и ее детерминацию [55].

Чаще всего  выявляется попытка сводить саморегуляцию  к проблеме сознательного управления человеком собственными действиями и поведением. В этом случае саморегуляция  определяется как включающая в себя планирование действий, поступков, волевое усилие, при их задержке или активизации, самоконтроль. Однако многочисленные исследования показывают, что любая более или менее сложная деятельность человека регулируется единством осознаваемых и неосознаваемых психических феноменов. Саморегуляция, с точки зрения В.Е. Клочко, должна пониматься через проблему соотнесения осознаваемого и неосознаваемого, произвольного и непроизвольного, через их взаимопереходы и взаимообусловленность в единой системе целостного психического саморегулирования.

Осознанное  регулирование является высшим уровнем  с системе регуляции, но сведение всей проблемы саморегуляции только к одному уровню, даже высшему, не только существенно обедняет объяснительные возможности принципа, но и противоречит самой его основе. Саморегуляция есть проявление целостной работы психики как системы многоуровневой [25].

Огромная заслуга  в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции  принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.

Задаваясь вопросом о самом понятии саморегуляции  поведения, М.Я. Басов предлагает рассматривать  его в двух смыслах. Первый наиболее широкий, связан с общей установкой личности и общим направлением ее активности. Другой, затрагивающий регуляцию в собственном смысле слова, касается структуры процесса и способов ее организации [6]. Развитие активности и как общих предпосылок развития способностей, формирования личности раскрывается в работах В.Н. Дружининой В.Н. [19].

В современной  психологии еще не сложилось удовлетворительное толкование понятий самоуправления и саморегулирования.

Таким образом, под психическим саморегулированием понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания. Субъектом саморегуляции является сам человек, а в качестве объектов могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая им деятельность или собственное поведение.

 

При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет  следующую структуру:

1) принятая субъектом  цель его произвольной активности;

2) модель значимых  условий деятельности;

3) программа  собственно исполнительских действий;

4) система критериев  успешности деятельности;

5) информация  о реально достигнутых результатах;

6) оценка соответствия  реальных результатов критериям успеха;

7) решения о  необходимости и характере коррекций  деятельности.

Принятая субъектом  цель деятельности. Это звено выполняет  общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется  для достижения принятой цели в том  ее виде, как она осознана субъектом.

Субъективная  модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых  сам субъект считает необходимым  для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника  информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.

Программа исполнительских  действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.

Система субъективных критериев достижения цели (критериев  успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, "остронаправленного" регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.

Контроль и  оценка реальных результатов. Это регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают  различные психические формы  отражения действительности. В зависимости  от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами: чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и др.

Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [4].

Человек - в значительной мере саморегулирующаяся система. Он наделен  физиологическими и психологическими механизмами приспособления к изменяющимся условиям жизни и деятельности, управления собой, мобилизации сил и опыта, изменения направления и содержания своей активности. Некоторые из механизмов функционируют независимо от желаний, настроения, воли человека (реакция на повышение или понижение температуры, изменение частоты дыхания и пульса при усиленной работе). Непроизвольное, сознательно не направленное приспособление к среде - это проходящий, хотя и жизненно важный уровень отношений человека и действительности.

Другой, более  сложный уровень состоит в  саморегуляции поведения посредством непознаваемых в данной ситуации установок, навыков, привычек, опыта. Третий, более сложный уровень - сознательное изменение своего состояния, поддержание и усиление активности, регулирование своих действий в соответствии с целями и обстановкой. Это своеобразная форма влияния личности на свое поведение, способствующая наиболее эффективному использованию всех сил. Причиной сознательной саморегуляции могут выступать: внутренняя и внешняя активность, самовнушение, самоанализ, самоободрение. Четкое представление способов достижения целей [6].

Информация о работе Система субъективных критериев достижения цели