Система субъективных критериев достижения цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков .
Объект: саморегуляция как психологический феномен.
Предмет: специфика саморегуляции подростков .

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

В.И. Моросанова выделяет следующие функции индивидуального  стиля саморегуляции: системообразующая, инструментальная, компенсирующая.

Системообразующая функция проявляется в новообразованиях - субъективных свойствах человека, которые образуются в процессе формирования устойчивых стилевых проявлений регуляторных процессов и являются одновременно личностными.

Инструментальная  функция индивидуального стиля регуляции соотносится с индивидуальной спецификой регуляторных процессов, а в случае стиля деятельности - с индивидуальной спецификой приемов и способов действий.

Компенсирующая  функция индивидуального стиля  регуляции заключается в том, что у субъекта деятельности может формироваться такой стиль регуляции, в котором высокоразвитые регуляторные звенья и регуляторные свойства могут компенсировать функциональные звенья регуляции, недостаточно развитые с точки зрения требований успешной деятельности.

Стиль саморегуляции  описывается индивидуально-типическим комплексом стилевых особенностей саморегуляции, включающим особенности:

1) способствующие  достижению успеха (сильная сторона  стиля);

2) не способствующие  достижению успеха и требующие  компенсации (слабая сторона), и, наконец, возникающие в меру необходимости компенсаторные отношения между сильной и слабой стороной стиля.

В стиле саморегуляции  как форме индивидуального стиля  активности могут быть выделены не только структурные, но и уровневые  характеристики стиля. Последние описываются развитостью целостной системы саморегуляции и соответственно развитостью и уровнем взаимосвязанности реализующих ее функциональных процессов. К структурным характеристикам относятся: соотношение (“регуляторный профиль" функциональной выраженности) и характер взаимосвязей (наличие компенсаторных отношений) между функциональными процессами, реализующими отдельные звенья системы саморегуляции произвольной активности человека [8; 13; 14; 15; 16].

А.К. Осницкий предлагает интересную модель регуляторного опыта человека. Его концептуальная модель отталкивается от того, насколько важно осмысление знаний о возможностях регуляции человека. Исходя из положения, что осмысленное знание о возможностях самоуправления становится опорой для человека в разработке собственных стратегий жизнедеятельности и решения текущих задач, им предложена концептуальная модель регуляторного опыта человека. Этот опыт представляет собой структурированную систему знаний, умений и переживаний, влияющих на успешность регуляции деятельности и поведения. Основными компонентами опыта, входящими в систему саморегуляции, являются опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества. Становление системы саморегуляции оказывается в тесной связи с овладением знаковыми средствами (речью, письмом, счетом). В сознании составляющие саморегуляции представлены в виде целей, освоенных умений саморегуляции и образов управляющих воздействий, привычных оценок переживания успеха и ошибочности действий. Формы репрезентации саморегуляции в сознании не ограничиваются вербальными формулировками, а также включают и результаты чувственных оценок. Данные этих двух видов восприятия, циркулируя в системе саморегуляции, обогащают друг друга. Механизмом, способствующим синтезу в сознании непосредственно-чувствительных оценок и логических интерпретаций, выступает рефлексия, а сам процесс - переживание как психический феномен - в этом контексте рассматривается как проживание, чувствование, преодоление, претерпевание ситуации, пересмотр ее и др. Переживание связано с сознанием составляющих саморегуляции, попытками оценки возможностей и результаты использования способов и приемов саморегуляции [18].

Г.Ш. Габдреева  предложила многоуровневую систему регуляции жизнедеятельности, где под жизнедеятельностью человека она подразумевает все возможные проявления его активности.

В этой системе  можно выделить два блока:

1) внешний блок  регуляции открытая часть функциональной  системы, обеспечивающая выбор оптимальных межличностных отношений, поведения, деятельности и психического состояния;

2) внутренний  блок определяет процессы, направленные  на сохранение гомеостазиса в  относительно закрытой части  системы, отвечающей за приспособительную  деятельность организма.

Первый и  самый высокий уровень системы - социально-психологический. Наибольший интерес здесь представляет регуляция  межличностных отношений.

Второй уровень  в иерархической (т.е. построенной  по принципу подчинения) системе - личностный; важнейшим объектом исследования на этом уровне является регуляция поведения личности.

Третий уровень - уровень психических процессов. На этом уровне изучению подлежат особенности  управления и регуляции деятельности.

Четвертый уровень - уровень психических состояний. Объектом исследования являются управление и регуляция психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний.

Пятый уровень - уровень регуляции функциональных состояний, динамической стороной которых  являются проявления периферической нервной системы (соматического отдела, иннервирующего мышцы, и вегетативного - иннервирующего внутренние органы).

Рис.3. Система  регуляции жизнедеятельности человека

Понятия „психическое состояние" и „функциональное  состояние" не тождественны, хотя и  тесно взаимосвязаны. Под психическим состоянием понимается целостная характеристика его психической деятельности за определенный период времени, которая отражает сложную структуру взаимосвязей свыше и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции. Психическое состояние включает в себя и субъективный опыт личности, и способы его выражения и базируется на функциональном состоянии мозга. Если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность.

Каждый из уровней  в целостной системе регуляции  жизнедеятельности связан со всеми остальными, зависит от них и системы в целом. Чем выше уровень, тем более интегрированы его свойства, тем больший вес он имеет в целостной системе. Близкие уровни тесно связаны прямыми нисходящими и восходящими влияниями. Связи между отдаленными уровнями могут быть как прямыми, так и опосредованными промежуточными уровнями системы.

Уровень психических  состояний является своеобразной буферной прослойкой сложных взаимоотношений  между биологическими и небиологическими факторами среды и личностью, осуществляющей функцию их координации [3].

Таким образом, большинство авторов в качестве основы саморегуляции рассматривают  психические основополагающие. Различия же концепций состоит в том, что  одни авторы раскрывают понятие саморегуляции через внутреннюю активность человека (О.А. Конопкин, М.Ю. Миславский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Г.Ш. Габдреева), другие ? через его взаимодействие с окружающей средой (Ю.А. Голикова и А.Н. Костин).

 

1.3 Психологические  особенности подросткового возраста

 

Подростковый  возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется  рядом физических изменений. В это  время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст  — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [25].

Проявления  подросткового возраста.

Чувствительность  к оценке посторонних своей внешности, крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих, внимательность порой уживаются с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Этот возраст  характеризуется эмоциональной  неустойчивостью и резкими колебаниями  настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет [32].

Для подростков характерна полярность психики:

целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

неустойчивость  может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

повышенная  самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется  ранимостью и неуверенностью в себе;

потребность в  общении сменяется желанием уединиться;

развязность в  поведении порой сочетается с  застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Но, помимо негативных изменений состояния подростка, следует отметить, что характерной  чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится  овладеть как можно большим количеством  знаний, но, не обращая порой внимания на то, что знания надо систематизировать [33].

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в  этот период в личности подростка  сосуществуют прямо противоположные  потребности и черты. Сегодня  девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение[1].

Как правило, подростки  направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц, позанимавшись плаванием, подросток  вдруг заявит, что он пацифист, что убивать, кого бы то ни было — страшный грех. И посему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований  подросткового возраста – чувство  взрослости [33].

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют  в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят,  поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально.  Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

Хотя претензии  на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку  полезно пройти через такую школу  новых отношений. Ведь внешнее копирование  взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игр, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность [37].

Внешний вид  подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко  двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений [29].

Внешний вид  подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А  подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию [30].

Внутренне происходит следующее.

У подростка  появляется своя позиция. Он считает  себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы  все (учителя, родители) относились к  нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве  что на словах.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе - существенным образом влияют на его поведенческие мотивы [27].

Более всего  особенности личностного развития подростка проявляются в общении  со сверстниками. Любой подросток  мечтает о закадычном друге. В  друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг  является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей [32].

Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие задачи должен решить человек, достигший определенного возраста, чтобы своевременно перейти в следующую фазу жизни. Во многих древних обществах переход от детства к взрослости оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток не просто прио6ретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя, причем символическое наступление социальной зрелости зачастую не совпадало по срокам с половым созреванием.

Информация о работе Система субъективных критериев достижения цели