Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:33, лекция
Важнейшей задачей топогеодезического и навигационного обеспечения (ТГ НО) является подготовка и доведение до войск исходных геодезических данных (ИГД). ИГД устанавливают единую систему отсчета координат и гравитации, фиксируют взаимное положение точек местности и объектов, обеспечивают применение средств разведки и управления оружием, обслуживают функционирование компьютерных географических информационных систем, поддерживают работу автоматизированных систем управления войсками.
Введение
1. Основные понятия, цель и задачи навигационного обеспечения
2. Создание системы навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации
3. Направления использования и развития систем навигации, применяемых при навигационном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации
Заключение
Литература
Таким образом, СНС следует рассматривать как весьма эффективное средство решения частных задач наземной навигации и топогеодезической привязки. Для повышения надежности навигационно-геодезического обеспечения военных потребителей необходимо развивать автономные средства и методы наземной навигации.
Инерциальные навигационные системы (ИНС). ИНС позволяют решать задачу навигации в тех условиях, где все другие средства оказываются неприемлемыми или малоэффективными. Они применяются для управления движением в самых различных природных средствах - от космического пространства до океанских глубин и подземных выработок.
Принцип действия ИНС состоит в измерении вектора удельной силы (кажущегося ускорения) в процессе движения, преобразовании измерений в геодезическую систему координат, вычислении по результатам измерений ускорения относительно Земли и интегрирования текущих ускорений по времени.
Опыт изготовления ИНС наземного применения имеют такие фирмы, как Litton Industries (США), Honeywell (США), Ferranti (Великобритания), Sagem (Франция), Litef (Германия). Уровень отечественного приборостроения в области инерциальной навигации позволяет освоить производство ИНС, которые по своим функциональным возможностям смогут превзойти топопривязчики и обеспечивать определение координат в темпе реального времени на уровне 0,1...0,05% от пройденного пути, а также измерять вектор скорости и угловую ориентацию объекта в пространстве.
Инерциальный метод определения координат, открывая большие перспективы для наземной навигации, имеет свои собственные недостатки, такие как высокая стоимость аппаратуры и времязависимый характер поведения ошибок. Поэтому оптимальное решение задач НГО сухопутных войск будет состоять в комплексном сочетании существующих и перспективных технологий, среди которых наибольший прогресс могут дать спутниковые навигационные системы.
Сравнительная таблица характеристик различных методов определения координат приведена на слайде № 11.
Таблица
Сравнение методов навигации
Методы навигации | Точность | Оперативность | Автономность | Скрыт-ность | Устой-чивость | Приме-нимость | Универсальность |
Одометрическая навигация | + | +++ | ++ | + | +++ | – | + |
Радионавигация | ++ | ++ | – | – | + | + | – |
Спутниковая навигация | +++ | ++ | – | +++ | + | +++ | + |
Инерциальная навигация | + | +++ | +++ | +++ | +++ | – | +++ |
Наиболее перспективным средством обеспечения войск исходными геодезическими данными являются инерциальные навигационные системы. Эти системы удовлетворяют таким важным требованиям как оперативность, автономность, скрытность, устойчивость и универсальность. Вместе с тем применение ИНС при НГО войск затрудняется в настоящее время недостаточной точностью. Для компенсации недостатков ИНС необходимо комплексировать инерциальные системы навигации со спутниковой аппаратурой определения координат.
Технические требования к аппаратуре потребителя ГЛОНАСС и НАВСТАР
По типу решаемых задач НАП должна иметь следующее исполнение:
1. Аппаратура автономной навигации (определение данных о положении, направлении и скорости движения объекта) в автоматическом режиме с передачей данных в центр управления (на внешний компьютер) - как элемент системы управления движением объекта.
2. Аппаратура точной навигации в автоматическом режиме с обработкой дифференциальных поправок в реальном времени.
3. Аппаратура точной навигации и определения пространственной ориентации подвижного объекта в автоматическом режиме.
4. Аппаратура автономной навигации повышенной точности в ручном режиме - как средство определения координат командира подразделения.
5. Аппаратура топогеодезической привязки позиций по координатам с дифференциальной пост-обработкой стационарных наблюдений .
6. Аппаратура подготовки высокоточных геодезических данных (определение базисных линий между точками земной поверхности) с пост-обработкой относительных фазовых наблюдений.
Аппаратура типа 1 требуется для обеспечения глобальной навигации на воздушных, морских и наземных магистралях. Потребителями этой аппаратуры являются самолеты дальней авиации, морские суда, средства перевозки ценных и опасных грузов по железным и шоссейным дорогам.
Аппаратура типа 2. обеспечивает локальную навигацию в районе аэродромов, в гаванях, во внутренних водоемах и на местности. В сухопутных войсках потребителями этой аппаратуры являются транспортные средства разведывательного и поисково-спасательного назначения, а так же машины устройства и преодоления инженерных заграждений.
Аппаратура типа 3 требуется для управления оружием в авиации, артиллерии и бронетанковых войсках, практически во всех боевых машинах.
Аппаратура типа 4 должна быть во всех подразделениях сухопутных войск и ВДВ, которые выполняют самостоятельные задачи на местности. В принципе, поставки должны распространяться до командиров боевых взводов и отдельных боевых групп, а так же командиров расчетов боевого обеспечения.
Аппаратура типа 5 необходима для выполнения задач координатной привязки позиций, постов наблюдений, пунктов калибровки автономных средств навигации в тактическом звене. Потребителями этой аппаратуры являются топогеодезические подразделения РВ и А, ВВС, отделения службы КП и АГО РВСН, армейские топографические части, топографические отделения тго, части подготовки младших специалистов топографического профиля, ВВУЗы.
Аппаратура типа 6 необходима для выполнения специальных задач подготовки высокоточных геодезических данных на оперативном уровне, развития геодезических сетей, определения эталонных азимутов и других астрономо-геодезических данных. Потребителями этой аппаратуры являются геодезические отделения тго и аго, отделы службы КП и АГО РВСН, научно-исследовательские учреждения и ВВУЗы астрономо-геодезического профиля.
Основные требования к техническим характеристикам НАП
Исполнение аппаратуры типов 1 - 3 - модульное, в виде встраиваемого системного блока и антенны. Аппаратура типов 4 - 6 - законченные изделия с индикатором, клавиатурой, источниками питания. Аппаратура типов 5, 6 поставляется в виде комплектов из двух и более приемников, с внешними накопителями и средствами обработки наблюдений.
Точность определения координат:
тип 1 - 10...30 м и грубее (до 100 м);
тип 2 - 1... 10 м;
тип 3 - 1...10 м; углы - 3...5' ;
тип 4 - 5...15 м;
тип 5 - 0.1...5 м;
тип 6 - 1.10-6.D и точнее.
Точность регистрации времени через порт данных 0,1 мкс - по особому заказу.
Наблюдаемые величины - кодовая дальность и доплеровский сдвиг частоты по системам ГЛОНАСС и НАВСТАР. Аппаратура геодезического класса кроме того должна выполнять наблюдения фазы несущей частоты.
Математическое и программное обеспечение:
Выдача коодинат в системе WGS84, ПЗ90, СК42 в формате: широта, долгота, высота или плановые координаты на плоскости в проекции Гаусса-Крюгера.
Аппаратура типа 4 должна решать вспомогательные задачи планирования и отработки движения по маршруту.
Аппаратура типов 5, 6 - должна предусматривать программирование сеансов наблюдений и их автоматическую отработку, накопление наблюдений и пост-обработку на внешних устройствах.
Технические требования к ИНС наземного назначения
Состав измерительного комплекса:
1. инерциальный измерительный блок;
2. ПЭВМ типа Note Book;
3. датчики дополнительной информации доплеровского типа и НАП СНС;
4. источники питания;
5. автомобиль типа «УАЗ»;
6. дальномерно-угломерное устройство привязки к недоступным пунктам.
7.
Характеристики инерциальной навигационной системы:
Эксплуатационные показатели комплекса:
Потребность в изделии:
При выполнении единой боевой задачи, усилия всех элементов построения войск требуют четкого согласования по месту и времени. Эту важную функцию выполняет навигационное обеспечение, которая задает единую систему отчета для всех потребителей - тот пространственно-временной базис, который необходим для организации взаимодействия в бою и операции на всех уровнях от видов Вооруженных Сил до отдельных расчетов.
В ходе ведения операций США и НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке, достоинства координатных методов управления оружием проявили себя со всей очевидностью. Их применение обеспечило точечное поражение целей и успешное выполнение боевых задач с минимальными потерями. Эти операции показали, что современные военные технологии обладают таким потенциалом, который гарантирует уничтожение целей с того момента, как они будут обнаружены и зафиксированы в координатной форме.
Анализируя военно-технические итоги вышеуказанных операций военные специалисты делают вывод о кардинальном изменении статуса навигационного обеспечения в современных условиях: из вида обеспечения боя (операции) навигационное обеспечение приобретает значение поражающего фактора при ведении боевых действий. Благодаря высокой точности нанесения ударов эффект от применения обычных боеприпасов становится соизмеримым с действием ядерного оружия.
Военно-экономический анализ применения спутниковых навигационных систем приведен на слайде № 12.
Уровень навигационного обеспечения при обеспечении Вооруженных Сил должен быть адекватным боевому потенциалу войск, гарантировать эффективное функционирование систем оружия и создавать необходимые условия комплексного огневого поражения противника.
Объективно работа по созданию системы навигационного обеспечения Российской Федерации в целом и Вооруженных Сил Российской Федерации в частности начата в 2004 г.
Справочно: До этого времени система навигационного обеспечения работала с определенным отрывом от действительности. Элементы системы развивались разрозненно, без увязки в единое целое.
Как пример, можно привести тот факт, что к 1989 г. космический сегмент ГНСС ГЛОНАСС был развернут и поддерживался в требуемом объеме (24 космических аппарата). Однако развитию наземной составляющей – навигационной аппаратуры потребителей должного внимания не было уделено. Это привело к тому, что при развернутой космической группировке наземная составляющая практически полностью отсутствовало. Многие миллиарды рублей были по своей сути «зарыты в землю».
1. В соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 26 ноября 2003 г. № 312/1/1018 в Минобороны России создана рабочая группа по проблемам навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. В марте 2004 г. ВТУ ГШ совместно с заинтересованными центральными органами военного управления (далее – ЦОВУ), разработан проект «Концепции национальной политики в области навигации» (далее – проект Концепции) и предложения по обучению в ВВУЗах Минобороны России специалистов по навигационному, геоинформационному и георазведывательному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основные положения проекта Концепции были использованы в дальнейшей работе при формировании проекта Концепции единой системы навигационно-временного обеспечения (далее – ЕС НВО) Российской Федерации под общим руководством Роскосмоса.
Информация о работе Основы навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации