Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:12, курсовая работа
Жизнь людей во все времена была небезопасна. С момента рождения человека подстерегают многочисленные опасности его существованию и благополучию: голод, болезни, хищные животные, природные стихии, техногенные катастрофы. Но самой большой опасностью для людей всегда был и остается сам человек, движимый завистью, корыстью, ненавистью, агрессивностью и другими негативными страстями и мотивами поведения, порождающими войны, убийства, хищения, другие преступления, асоциальные и антигуманные действия.
Введение
1. КНБ: спектр основных угроз и дестабилизирующих факторов.
2. Основные задачи, цели и принципы системы национальной безопасности в основных сферах.
3. Силовой механизм государства в обеспечении национальной безопасности России.
Заключение
Список литературы
Силы и средства обеспечения безопасности включают в свой состав: МО РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФАПСИ РФ, СВР РФ и т.д.
Единую систему федеральных органов государственной безопасности составляют: ФСБ РФ; ОФСБ в республиках РФ, краях и областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге; ОФСБ в ВС РФ и иных воинских формированиях. ФСБ является органом государственного управления РФ в системе обеспечения НБ. Она реализует задачи высших органов управления в сфере обеспечения НБ, издает в соответствии с законами РФ нормативные акты, участвует в разработке общегосударственных программ обеспечения НБ РФ.
Органы ФСБ решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с другими государственными органами, а также с общественными объединениями и гражданами. Могут использовать силы и средства других органов системы обеспечения НБ РФ в порядке, определяемом Президентом РФ. В целях решения задач обеспечения НБ РФ к учреждениям, организациям и предприятиям с их согласия могут быть прикомандированы сотрудники органов ФСБ в порядке, определяемом Правительством РФ. Органы ФСБ РФ в соответствии с возложенными на них функциями обязаны:
1. Вести контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;
2. Проводить
оперативно-розыскные
3.Осуществлять во взаимодействии с органами внешней разведки РФ разведывательную работу в целях получения информации об угрозах национальной безопасности РФ.
В этих рамках на них также возлагаются задачи:
- осуществлять
контрразведывательную работу
- проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению актов терроризма;
- разрабатывать
и осуществлять во
- участвовать в разработке и реализации мер по защите государственных секретов;
- осуществлять контроль за обеспечением их сохранности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, органах общественных объединений;
- осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности страны и прогнозировании тенденций их развития; информировать высшие органы государственной власти и управления РФ, другие государственные органы об угрозах НБ РФ;
-принимать во взаимодействии с ОВД меры по обеспечению безопасности иностранных представительств на территории РФ, на основе международных и межгосударственных договоров и соглашений, а также участвовать во взаимодействии с органами внешней разведки в проведении мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за рубежом;
- участвовать
по решению высших органов
государственной власти и
-обеспечивать
безопасность и готовность к
функционированию в военное
- поддерживать
и обеспечивать
- осуществлять
меры по обеспечению
Основные средства и ресурсы обеспечения НБ, помимо объективных преимуществ географического положения России и наличия у нее стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, возможностями ее природы и недр, перспективами в области демографии, высоким научно-техническим потенциалом и рядом других факторов. Особо следует подчеркнуть определяющее значение интеллектуального потенциала, как первоисточника всех прочих ресурсов общества и государства. Россия продолжает сохранять уникальный научно-технический и производственный потенциал, который необходимо поддерживать и использовать для повышения эффективности российской экономики. На территории России сосредоточено значительное количество полезных ископаемых, включая топливно-энергетическое сырье, руды черных и цветных металлов, редкоземельных элементов, драгоценных металлов и других видов стратегического сырья, достаточных не только для собственных нужд, но и для экспорта. Основными предпосылками обеспечения НБ в военной области являются сохранение достаточного потенциала ВПК (и прежде всего научного), проведение военной реформы и обеспечение на этой основе стратегической стабильности:
- в области
стратегических ядерных
- в
области обычных вооружений —
поддержанием должного
Военная сила по-прежнему важнейший фактором регулирования международных отношений. В КНБ Российской Федерации четко обозначены внешние угрозы, противостоять которым возможно при наличии современной военной организации. К этому следует добавить четко обозначившийся процесс становления однополярного мира и неоднократно предпринимаемые попытки США определить весь мир зоной своих национальных интересов, подкрепляемые демонстрацией силы или ее применением; пока еще прикрываемые миссией ООН.22
Необходимость адекватной реакции на военно-насильственные угрозы внешнего и внутреннего характера, с одной стороны, и важность оптимизации органов и структур государства, осуществляющих насилие, с другой, потребовали обращения к такой категории как "силовой механизм государства". Государство осуществляет свои функции при помощи всей системы государственного механизма, но часть государственного механизма или группа органов бывает преимущественно связана с определенной функцией государства. Преимущественную связь некоторых государственных органов с определенной государственной функцией не следует игнорировать при классификации органов государства. Таким образом, в механизме государства предлагается различать органы, осуществляющие все его основные функции, и органы, осуществляющие представительные органы власти, а ко второй - различные органы отраслевого управления и такие специальные органы и учреждения как суд, прокуратура, армия, милиция и др.
Среди многообразия функций государства возможно выделение однородных, которые осуществляются преимущественно силовыми (насильственными) средствами. Это некоторые аспекты внутриполитической функции и такие внешние функции, как оборонная (защита границ и территории страны) и военно-агрессивная (вмешательство в дела других стран, захват территории и т. д.). Объединив органы, выполняющие однородные функции государства, преимущественно средствами принуждения и обеспечивающие их, мы можем говорить о совокупности силовых структур государства, образующих силовой механизм.
Государственное принуждение является особым случаем реализации власти: это сила, опирающаяся на закон и ограниченная законом. В основном оно применяется в случае, когда государству угрожает опасность потери функциональности, суверенитета и территориальной целостности. Силовой механизм государства задействован в прямом противодействии существующим и потенциальным угрозам, путем принудительного давления на них и их носителей, пресечения противоправных действий, а при наличии особо опасных угроз - силового их подавления, т. е. он обеспечивает безопасность общества, государства и личности силовыми методами. Каждый из элементов силового механизма имеет преимущественную направленность на один из объектов. В своей же совокупности, обозначенном механизме объект триедин - общество, государство, личность. Вопрос об условии применения насилия, его формах и пределах требует отдельного рассмотрения.
Структуру силового механизма государства образуют, во-первых, система органов государства, осуществляющих насилие и, во-вторых, определенный порядок взаимодействия их как с государством, так и между собой в процессе осуществления своих функций.
Сама система силовых органов государства, осуществляющих политическое насилие, включает органы опосредованного принуждения, куда относятся в первую очередь так называемые спецслужбы, которые, с одной стороны, обеспечивают решение вопросов основных силовых структур (выявляют военные опасности, прогнозируют и выявляют действия, направленные на насильственное свержение строя и призывы к таким действиям), с другой - могут быть использованы государством в экстремальных ситуациях для проведения силовых действий индивидуально-локального характера. Прежде всего это ФСБ, СВР, Главное управление охраны, и ФАПСИ. Во вторую очередь, это органы, непосредственно осуществляющие политическое принуждение. К ним относятся вооруженные силы государства, внутренние войска, милиция.
В общем, к силовому механизму современного российского государства следует отнести следующие органы: ВС РФ, ПВ ФПС РФ, ВВ МВД РФ, ЖДВ РФ, войска ФАПСИ при Президенте РФ, войска ГО, инженерно-технические и дорожностроительные воинские формирования при Федеральных органах исполнительной власти, ОВР РФ, ОФСБ РФ, органы ФПС РФ, Федеральные органы правительственной связи и информации, Федеральные органы государственной охраны, Федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, органы внутренних дел, таможенные органы РФ. К ним можно отнести и такие структуры, как фельдъегерская служба, Федеральные органы налоговой полиции. Критериями для объединения в силовом механизме государства могут служить: наличие у них вооружения и специальных средств и право на их применение, воинский, или близкий к нему тип организации, специальные или воинские звания сотрудников, строго регламентированный порядок комплектования и прохождения службы.23
Системный подход предполагает обращение к системообразующим факторам, то есть, к тем явлениям, отношениям и законам, которые приводят к формированию силового механизма. Внешние факторы - это факторы среды, способствующие образованию системы, но они не вытекают из внутреннего развития системы, и не являются характерными для нее. Для силового механизма это кардинальное изменение международной обстановки с сохраняющейся ее потенциальной вариативностью, изменение роли силы в международных отношениях, смена руководства страны и изменение его социально-политических ориентаций, изменение официальных доктрин и общественного сознания по вопросам использования силы, как средства обеспечения внешней и внутренней безопасности.24
Отдельный вопрос - роль и место армии в силовом механизме. Международный опыт подтверждает, что государства используют вооруженные силы (спецподразделения) для пресечения незаконных попыток изменения государственного строя и массовых беспорядков, защиты конституционного строя и территориальной целостности. Можно предположить, что использование ВС не по своему прямому назначению таит в себе опасность превращения их в активное средство разрешения внутриполитического противоборства, особенно в напряженных для страны ситуациях (в периоды выборных компаний, организации референдумов и др.). Участие войск в пресечении несанкционированных митингов и демонстраций, беспорядков и даже различного рода вооруженных конфликтов противоречит самой природе и предназначению ВС, что особенно ясно видно при рассмотрении их не отдельно, а в совокупности с другими элементами силового механизма государства. Подобное использование войск ведет к обострению их отношений с народом, подрывает авторитет человека в погонах.
Применение армейских частей для несвойственных им целям хотелось бы рассматривать как вынужденную меру с целью временной компенсации слабости других инструментов поддержания или восстановления порядка и стабильности. 25
Опираясь на армию, государство в то же время может и не использовать непосредственно ее силу, ибо сам факт наличия вооруженной организации в ее лице является мощным психологическим фактором, достаточным аргументом, придающим авторитет государственной власти и гарантирующим неприкосновенность законного порядка. Важную роль при этом играют органы так называемого опосредованного принуждения, способные превентивными действиями локального характера предотвратить неконституционные акции, дать объективную информацию, на основании которой может принято взвешенное решение о необходимости и масштабах применения армейских подразделений.