Механизм обеспечения национальной безопасности и пути его реализации в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Жизнь людей во все времена была небезопасна. С момента рождения человека подстерегают многочисленные опасности его существованию и благополучию: голод, болезни, хищные животные, природные стихии, техногенные катастрофы. Но самой большой опасностью для людей всегда был и остается сам человек, движимый завистью, корыстью, ненавистью, агрессивностью и другими негативными страстями и мотивами поведения, порождающими войны, убийства, хищения, другие преступления, асоциальные и антигуманные действия.

Содержание

Введение
1. КНБ: спектр основных угроз и дестабилизирующих факторов.
2. Основные задачи, цели и принципы системы национальной безопасности в основных сферах.
3. Силовой механизм государства в обеспечении национальной безопасности России.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

супер новая курсовая по ПЛ Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     Четко обозначилась тенденция переноса главных акцентов в межгосударственных противоречиях в сферу геополитических и экономических интересов. Негативные тенденции развития военно-политической обстановки углубляются стремлением транснациональных компаний к перераспределению сфер влияния. Сохраняются ресурсные, демографические и территориальные проблемы. Усиливаются угрозы, связанные с нетрадиционными, качественно новыми формами информационной, технологической и экономической экспансии, распространением ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки, с ростом международного терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков. Активизируются экстремистские политические, сепаратистские, националистические, религиозные силы и движения, использующие военную силу, террористические средства и методы для реализации своих политических целей. Наиболее серьезным дестабилизирующим фактором является стремление ряда государств использовать в своих интересах временное ослабление экономического и военного потенциала, международных позиций России, ограничить ее роль в формировании системы международной безопасности и в мировых интеграционных процессах. Постоянным фактором дестабилизации военно-политической обстановки выступает блоковая политика. Сохранение и усиление военно-политических блоков препятствует формированию системы международной безопасности, воспроизводит угрозу милитаризации международных отношений.6

     Таким образом, анализ тенденций развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире свидетельствует о возможности обострения ситуации в различных регионах, следствием которого может явиться возникновение реальных угроз интересам и безопасности России.

     В общем виде под угрозами безопасности РФ понимается совокупность действий иностранных государств (их союзов), международных террористических организаций и криминальных структур (группировок):

   1) создающих опасность нарушений суверенитета, территориальной целостности, изменения конституционного строя;

   2)   препятствующих реализации национальных интересов;

   3) способствующих размыванию национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни;

   4) подрывающих уровень обороноспособности страны.7

      Узел угроз реальной военной опасности для России довольно обширен и весом.

     Первое: опасность исходит из конкурентной борьбы за мировое лидерство, где США стремятся не допустить ни одно государство в разряд своих реальных соперников. Это относится прежде всего к Китаю, Германии, Японии, России.

     Второе - это развертывание военных сил НАТО по периметру границ России,  расширение альянса вширь и вглубь.

     Третье - это военные конфликты, происходящие вблизи наших границ, которые способны спровоцировать большую войну. Ситуация в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии ложится тяжелым бременем на наши миротворческие силы, нанося финансовый ущерб нашей стране, и финансовым - на всю страну.

     Наша страна и наш народ прошли многовековой путь лишений, страданий, борьбы и побед. И на этот раз мы, несомненно, найдем силы сплотиться и дать достойный отпор терроризму - в каких бы он формах не проявлялся. Хотя известно, такие войны быстро не заканчиваются. Нам необходимо создать более эффективную и принципиально новую систему безопасности. Но самое главное - это мобилизация нации перед общей опасностью.

     Единство мнений руководителей СНГ выразилось в решительности создания Совета безопасности СНГ, что значительно укрепит общее противодействие вызовам современности и в первую очередь терроризму. 

     В сложившихся условиях роль ВС РФ значительно возрастает. Только компактная, современная армия, оснащенная новейшим оружием и военной техникой, имеющая мощный мобильный контингент сил быстрого реагирования, способна противостоять любым потенциальным угрозам интересов России.8

     Действительно, мы не станем подобием Югославии, имея мощную ракетно-космическую силу и адекватный обстановке подводный ракетоносный флот. Но это требует каждодневных усилий всего государства в целом. Общие приоритетные задачи ВС РФ группируются следующим образом:

  • оптимизация структуры, БЧС Вооруженных Сил;
  • качественное улучшение состава и подготовки офицерского корпуса;
  • повышение эффективности оперативной и боевой подготовки;
  • повышение уровня технической оснащенности войск;
  • совершенствование системы комплектования, военного образования, военной науки;
  • рост качества работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих.

     Спектр основных угроз нашему государству официально определен в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" и применительно к военной сфере детализирован в Военной доктрине, которая является ее составной частью.

В качестве основных факторов внешней военной  угрозы Россия рассматривает:

- наличие территориальных претензий к ней;

- наращивание группировок войск, нарушающее сложившийся баланс сил вблизи границ России и её союзников и в прилегающих морях;

- расширение военных блоков в ущерб военной безопасности России и ее союзников;

- международный терроризм, подготовка в других государствах вооруженных формирований и переброска их для действий на территории России и ее союзников;

- действия других стран, препятствующие функционированию российских систем обеспечения СЯС, государственного и военного управления;

- ведение наносящих ущерб военной безопасности России и ее союзников информационных (информационно-технических и информационно-психологических) действий и некоторые другие.9

     При рассмотрении военных аспектов внутренних угроз НБ необходимо учитывать следующие обстоятельства:

Во-первых, в современных условиях возросла зависимость военной силы государства от уровня развития экономики, степени политической стабильности, духовной сплоченности народа. Активное использование так называемых «не военных средств» способно обеспечить государству, обладающему сравнительно небольшим непосредственно военным потенциалом, значительный международный авторитет и позволяет оказывать большое влияние на развитие отношений в мире. Убедительным примером этого свидетельствует, к примеру, развитие Германии и Японии в послевоенный период.

Во-вторых, в современных условиях произошло  заметное стирание граней между военными и не военными средствами борьбы. Появилась  возможность достижения политических и стратегических целей и без войны, Так, страны Запада, особенно США, для достижения своих политических целей широко (в том числе и в отношении России) используют экономические, политико-дипломатические, информационные и другие невоенные средства и способы.

  В общем виде под угрозами безопасности РФ понимается совокупность действий иностранных государств (их союзов), международных террористических организаций и криминальных структур (группировок), создающих опасность нарушений суверенитета, территориальной целостности, изменения конституционного строя; препятствующих реализации национальных интересов. С окончанием "холодной войны" произошел распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявший, в том числе и защитную функцию. Столь масштабная реформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее  её ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство. 10

  Проанализировав имеющуюся информацию можно выделить ряд основных военных угроз Российской Федерации:

     К первой группе военных  угроз, наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.

     Вторая  группа военных угроз безопасности Российской Федерации обусловлена миротворческой деятельностью государств характер, которой не укладывается в существующие международно-правовые рамки.

     Идея  предотвращения развязывания военных конфликтов и их урегулирования коллективными усилиями на региональном уровне под эгидой ООН и НАТО, которые в свою очередь пытаются использовать многонациональные миротворческие силы для установления своего контроля в зонах жизненно-важных интересов.

     Здесь потенциальная угроза для РФ связана с тем, что "миротворческие силы" могут без санкции Совета Безопасности ООН быть введены на территории сопредельных и дружественных с Российской Федерацией государств, что приведет к втягиванию России в конфликт, в рамках выполнения  ею своих союзнических и других обязательств.

     Третья  группа военных угроз безопасности РФ сосредоточилась в непосредственной близости от России, в частности на территории пост-советского пространства. СНГ пока не превратилось в эффективный институт многостороннего взаимодействия и партнерства, в инструмент коллективной защиты совместных интересов стран-участниц. Сегодня партнеры России по СНГ переживают кризисный период внутреннего развития. Они стоят перед лицом сложнейших проблем государственного, социально-экономического становления, поиска эффективной программы дальнейшего развития. Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности, сохраняется зона потенциальных вооруженных конфликтов.

     Четвертая группа военных угроз может аккумулироваться внутри РФ — в субъектах Федерации. Разрушение духовности, ослабление экономических связей регионов и резкая социальная дифференциация порождают сепаратизм, являются благоприятной средой для создания незаконных вооруженных формирований, что представляет угрозу федеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретает космополитизм, а в качестве ответной реакции на него — национализм.

     Пятая группа военных угроз будет исходить от зарубежных государств и военно-политических блоков, располагающих ядерным потенциалом "сдерживания-устрашения" и силами общего назначения, обладающими "стратегической мобильностью" и способными вести "высокотехнологичные" военные действия. Их развернутые и постоянно боеготовые группировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться на высоком техническом уровне. "Высокая технологичность", а соответственно и опасность данной группы военных угроз определяются военно-технологическим отрывом США и её основных союзников от России.

     Планы США по созданию национальной ПРО и ПРО на ТВД с участием наиболее развитых государств могут привести к росту ракетно-ядерного потенциала в соседних с Россией регионах, снижению роли ядерного сдерживания, трансформации Договора по ПРО, и в конечном счете к драматической ломке стратегической стабильности с трудно предсказуемыми последствиями.

     В обозримой перспективе носителем военной угрозы для РФ останется Североатлантический альянс. Это обусловлено направленностью военно-политического курса блока и наличием в его распоряжении вооруженных сил, способных вести военные действия различного масштаба с решительными целями. Возможности альянса в новом составе (19 стран-участниц) по оказанию военно-силового давления на РФ и ее союзников значительно возросли, развитие и использование инфраструктуры новых членов позволит в кризисной ситуации оперативно нарастить группировку войск (сил) вблизи российских границ.

     Шестая  группа военных угроз исходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями. По оценкам зарубежных специалистов, их вооруженные силы хорошо оснащены, боеготовые и способны решать стратегические задачи. Эти государства намерены добиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, с которой Россия должна считаться.

     Седьмая группа военных угроз определяется политикой и практическими действиями тех "пороговых" и "около пороговых" государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядерными технологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в области нераспространения ракетных и ядерных технологий. Уровень данных военных угроз может, существенно возрасти в случае создания такими государствами баллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары по территории РФ.

     В   рамках   практически   заново формируемой системы военных угроз для Российской Федерации необходимо обратить внимание на изменение содержания прежних угроз и их распределение по трем сферам вооруженной борьбы:

     Военные угрозы на континентальном пространстве. Эти угрозы будут определяться новыми стратегическими целями, задачами применения группировок сухопутных войск и их боевыми возможностями. В начале нового тысячелетия их численность в зарубежной части Евразии останется высокой.

     Военные угрозы в Мировом океане. Военные угрозы с морских направлений во многом обусловлены особенностями геостратегического положения страны. Россия имеет выход к трем океанам — Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому, ее территорию омывают 12 морей. Протяженность российской морской границы почти в три раза превышает сухопутную. Поэтому в случае втягивания РФ в конфликт локального, а тем более, регионального масштаба может возникнуть необходимость отражения массированных ракетно-авиационных ударов с моря.

Информация о работе Механизм обеспечения национальной безопасности и пути его реализации в современных условиях