Автор: L******************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа
"Первичное" в войне. — Характер войны. — Положение Клаузевица. — Ошибки и определении характера мировой войны. — Кто определяет характер войны и применение стратегии сокрушении или стратегии измора. — Характер войны и экономика. — Характер будущей войны. — Подготовка войны на экономическом фронте. — Экономический план войны. — Запасы сырья. — Финансовая подготовка. — Транспорт. — Мобилизация гражданской промышленности. — Экономическая мобилизация. — Руководство подготовкой войны на экономическом фронте. — "Экономический генеральный штаб". — "Интегральный генеральный штаб". — Органы государства, а не генерального штаба, руководят подготовкой к войне на фронтах экономическом и политическом. — Задачи генерального штаба в экономической подготовке к войне государства. — Военный план снабжения армии. — Участие в ном генерального штаба. — Деятельность Конрада в военном снабжении австро-венгерской армии. — "Реальный" план снабжения армии. — Военный бюджет. — Его определение до мировой войны и ныне. — Военный бюджет и численность армии. — Военный бюджет и стоимость войны. — Соответствие военного бюджета хозяйственной жизни государства. — Генеральный штаб — "ростовщик". — "Бюджетная численность" вооруженных сил. — Военный бюджет и режим экономии. — Соотношение основных элементов вооруженных сил и военный бюджет. — Рассрочка военного плана по годам. — Составление и утверждение военного бюджета. — Роль в этом генерального штаба.
Начальник генерального штаба, не получая данных о производительности военных заводов от военного министра, сам различными путями старался их иметь в своем распоряжении, устанавливал нормы продукции для военного времени, учитывал необходимость поддержки заводов заказами в мирное время, дабы сохранить на них нужную для войны квалифицированную силу.
Одним словом, мы не можем сказать, что со стороны Конрада не было заботы о подготовке военной промышленности на случай войны обеспечения ее рабочей силой и даже сырьем для выработки нужной продукции.
Это упование на силы одной военной промышленности для питания войны общее всем генеральным штабам и военным управлениям перед мировой войной. Ныне, конечно, хорошо известно, что такой способ питания войны обеспечивает лишь на 10-15% ее нужды, а остальное должно быть перенесено на гражданскую промышленность, мобилизующуюся с первых дней войны.
Мы не вправе развертывать перед читателями полную картину всей подготовки и мобилизации гражданской промышленности, как она ныне нам мыслится. Алчущих этих познаний отсылаем к соответствующим трудам по этому вопросу, коих сейчас достаточно на всех языках. Нам хотелось бы только отметить, что промышленная мобилизация должна быть тщательно подготовлена, увязана тесно с военными требованиями, т.е. давать в нужных размерах то, что необходимо армии и что может быть ею использовано, а не с целью накопления запасов вообще. Отнюдь не должно быть "перепроизводства" "военного материала", как справедливо отмечает А. Свечин, ибо это ведет к перенапряжению промышленности, перенапряжению всей страны и ослаблению ее обороноспособности и сопротивляемости. "Большая программа Гинденбурга" в Германии во многом способствовала внутреннему кризису страны и капитуляции перед Антантой.
Мобилизация гражданской промышленности и подготовка к ней в наши дни является столь необходимой и столь важной работой, что изучение ее основных принципов, и даже деталей, должно быть хорошо известно каждому государственному деятелю и ответственному военному работнику, независимо от того является ли он частицей "мозга армии" или нет. Необходимо знать продолжительность промышленной мобилизации, способы ее проведения, обеспечение необходимыми чертежами, лекалами для постановки нового производства и обеспечение соответствующей рабочей силой вообще, а квалифицированной в частности, и т. д.
Те вопросы, которые возникали у начальника австрийского генерального штаба в отношении военных заводов, ныне должны быть отнесены ко всей промышленности страны.
Кроме мобилизации гражданской промышленности должна быть проведена вообще экономическая мобилизация во всей стране. Мы слышали от австрийских военных писателей, что этот вопрос совершенно не разрабатывался в Австро-Венгрии, да и не в ней одной. Ныне в теоретических трудах по стратегии мы читаем об "экономическом равновесии между городом и деревней", о необходимости продовольственной подготовки войны и т.д. 12 лет назад об этом не писали. Ценой тяжелого опыта доходят до истин, которые ныне являются откровением и кои в седые времена истории были хорошо известны деятелям страны, вступающей в войну.
На этом обрываем наше повествование о подготовке к войне экономики государства в целом, снова повторяя, что, несмотря на всю злободневность этого вопроса для наших дней, не можем пускаться в его детальную трактовку.
Мы остановим внимание читающего наш труд на том, кто же должен руководить этой подготовкой страны.
На протяжении
нашего труда мы не раз выявляли
свою точку зрения на руководство
подготовкой к войне
Подобный орган, созданный до мировой войны во Франции, оказался "мертвым".
Как отмечалось выше, до мировой войны ответственным за подготовку к войне, по военному законодательству, считался генеральный штаб и военное министерство. Ни на какие другие государственные органы эта ответственность не распространялась, если не считать соответствующего обеспечения правильного хода мобилизации в смысле поставки людей, лошадей и повозок, за что было ответственно министерство внутренних дел с его органами, и соответствующего накопления денежных средств финансовыми органами государства. Экономическая подготовка сводилась к работе снабжающих органов военного ведомства, к усилению деятельности военных заводов и предприятий.
В этих рамках подготовка
к войне и понималась генеральными
штабами различных стран. Мы подробно
ознакомили читающего наш труд с
деятельностью в этом начальника
австро-венгерского
Ныне в отношении значения экономической подготовки войны двух мнений нет, — всюду она признана важной и необходимой. Но что касается того, кому ей ведать, — существуют различные взгляды.
В главе о генеральном штабе и внутренней политике нами были приведены уже две точки зрения на руководство подготовкой к войне, имеющиеся в нашей литературе: П. И. Лебедева и А. Свечина. Если первый строит это на "коллективном" органе — "мобилизационном комитете", являющимся органом, цементирующим подготовку к войне, то А. Свечин возлагает подготовку к войне на "генеральный штаб".
В частности, в отношении экономической подготовки к войне в своем труде "Стратегия" А. Свечин говорит: "Экономический генеральный штаб" является отражением современного расширенного представления о руководстве войной. Если боевые задачи предстоят в течение войны не только на фронте вооруженной борьбы, но и на фронте классовом и экономическом, то необходимо заблаговременное создание боевых органов, ведающих подготовкой и подготовляющих себя к руководству соответствующим фронтом. Создание же боевого экономического штаба стоит в порядке ближайших мероприятий".
"Опыт прошлого
показывает, что без особого боевого
органа деятельность различных
высоких вневедомственных
"Экономический генеральный штаб, — продолжает А. Свечин, — может быть немногочислен, по квалификация его должна стоять очень высоко. Мы полагаем, что частью он должен состоять из лиц, тесно связанных своей подготовкой и службой с Красной армией и получивших высшее военное образование, дополненное стажировкой в промышленности и отдельными работами военной экономики, а частью из выдающихся экономистов и техников с широким взглядом, специально разрабатывающих вопросы экономики, связанные с войной, и уделивших время для ознакомления с историей некоторых последних войн, стратегией и администрацией".
Может быть, читающему наш труд вспомнится Блиох с его советами до мировой войны о привлечении к работе в подготовке войны видных экономистов и социологов. Если в те времена "военные" не хотели допускать "штатских" к делу обороны страны из боязни разглашения военной тайны, то ныне, как видим, такое вхождение признается не только желательным, но даже и обязательным.
Для нас в данное время интересно определить место "экономического генерального штаба" в системе военного управления и государственного аппарата.
Ранее мы приводили мысли А. Свечина о генеральном штабе вообще, позволим ныне их напомнить.
А. Свечин говорит, что "для упорядочения гигантской работы по подготовке к войне требуется "коллектив". "Согласовать, гармонизировать подготовку, столь емкую, столь разнообразную, направляющуюся по стольким отдельным линиям, может только генеральный штаб"...
Таким образом, если мы правильно понимаем автора "Стратегии", то для подготовки к войне "нужно не подобие парламента ведомств, отражающих псе центробежные стремления, каким намечается мобилизационный комитет, а генеральный штаб".
Иными словами, снова руководство подготовкой к войне должно быть передано в генеральный штаб.
Однако, генеральный штаб наших дней, как выяснено было ранее, не является полководцем былых времен, и если мы дошли до "интегрального полководца", то также подошли вплотную и к "интегральному генеральному штабу". Ныне наряду с "оперативным" генеральным штабом должен существовать "экономический" генеральный штаб, а так как война ведется и на политическом фронте, то, следовательно, появится и "политический" генеральный штаб. Но так как какой-нибудь орган должен будет увязать работу всех трех штабов, то необходимо существование "сверхгенерального штаба". Мы оговариваемся, что мысли эти наши, и отнюдь не хотим их приписать уважаемому автору "Стратегии".
Если "оперативный" генеральный штаб можно приравнять к прежнему "мозгу армии", то "экономический" и "политический" генеральные штабы должны составить, по нашему мнению, "мозг страны", а "сверхгенеральным штабом" может быть только одно правительство.
Мы не возражаем, что "агенты одного целого" — представители "оперативного" генерального штаба будут входить, и даже должны быть в составе "экономического" и иных штабов для увязки работы, но присваивать "боевым органам", ведающим подготовкой к войне на фронтах "экономическом" и "политическом", наименования генеральных штабов мы бы воздержались.
Одним словом, мы считаем, что руководство подготовкой к войне на политическом и экономическом фронтах должно быть предоставлено особым органам государства, а не армии, и отнюдь не генеральному штабу, хота бы и "интегральному". Генеральному штабу, как таковому, достаточно будет работы и в области оперативной подготовки.
Что должны собой представлять эти органы: "подобие ли парламента ведомств", как выдвигает это П. П. Лебедев, или же особые государственные органы, как это мыслится А. Свечину, — это вопрос другой. Мы считаем, что без "парламента ведомств" не обойтись, но наряду с ним должны быть и государственные аппараты, которые концентрировали бы в себе подготовку к войне на том или ином фронте, как делает это "мозг армии" на фронте военном.
Справедливо нам укажут, что если до мировой войны генеральный штаб был заинтересован в надлежащей подготовке войны в области снабжения армии, то ныне он не меньше; если не больше, оказывается заинтересованным в подготовке к воине, и частности на фронте экономическом, всего государства в целом. Отнюдь не собираемся отрицать такую заинтересованность, ибо справедливо английский полевой устав возлагает на генеральный штаб "выбор такого образа действий, который с качеством подготовленной к войне вооруженной силы в кратчайший срок мог бы оказать на враждебный народ воздействие в желательном направлении". Но также справедливо тот же устав отмечает: "в виду того, что на план войны влияют различные соображения, касающиеся морских и сухопутных сил, воздушного флота и политики, ответственность за принятие, изменение или переработку этого плана падает на правительство, которое, одобрив план, в принципе берет на себя ответственность за обеспечение его выполнения необходимыми силами".
В общем и целом войну подготовляет, ведет ее и ответственно за успех или неудачу не генеральный штаб, а правительство государства, которое или само, или через особый орган (Совет обороны), цементирует подготовку на различных "линиях".
Что же касается генерального штаба, то он через своих представителей в "боевых органах", ведающих подготовкой к войне на различных фронтах, должен быть в курсе их работ, обязан вносить те или иные предложения в смысле наибольшего удовлетворения оперативных требований, но не диктаторствовать в них, памятуя, что окончательное утверждение плана войны — дело правительства, что перенапряжение экономической силы государства чревато угрозами проигрыша войны, как бы блестящи ни были победы на полях сражений.
Когда-то Бисмарк говаривал, что "политика — не поле сражения". Мы позволяем себе это изречение отнести ко всей войне в целом, ибо ныне война не концентрируется на одном только театре военных действий. Доказательств не приводим, так как это ясно и без них.
Итак, если Конрад не считал себя обязанным входить в обсуждение экономической мощи Австро-Венгрии, ее способности, как государства, к войне, но в то же время находил возможным предъявлять к ней высокие требования в тратах средств на армию, то ныне подобные действия со стороны начальника генерального штаба были бы резко и решительно осуждены.
Касаясь вопросов экономическою плана войны, кои нами были набросаны выше, мы должны указать, что во всех них современный генеральный штаб будет заинтересован, каждый из них должен быть учтен им в полной мере и каждому из них генеральным штабом должна быть оказана поддержка. Общая же ориентировка в экономическом плане войны даст генеральному штабу, как вывод, представление об экономической мощи государства, которое в свою очередь даст данные правительству для определения характера войны и "выбора образа действий" "вооруженной силы" в общем и целом.