Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:36, контрольная работа
Вопросы семинара
1. Гражданская оборона, ее организационная структура, место в общей системе национальной безопасности России
2. Основы государственной политики в ГО
3. Основные понятия и задачи гражданской обороны
4. Принципы организации и ведения гражданской обороны
5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области ГО
6. Руководство гражданской обороной
7. Силы гражданской обороны
Вопросы семинара
1. Гражданская оборона,
ее организационная структура,
место в общей системе
2. Основы государственной политики в ГО
3. Основные понятия и задачи гражданской обороны
4. Принципы организации и ведения гражданской обороны
5. Полномочия органов
государственной власти
6. Руководство гражданской обороной
7. Силы гражданской обороны
1. Гражданская оборона, ее
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
· подготовка к защите и собственно защита населения от последствий военных действий, аварий, стихийных бедствий и;
· специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
· создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой.
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
· своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
· укрытие населения в защитных сооружениях;
· использование средств индивидуальной защиты;
· эвакуация, рассредоточение, а также отселение населения в безопасные районы;
· защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
· обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
К основным принципам защиты населения относятся:
· защита населения на всей территории страны;
· дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
· заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
· необходимая достаточность
и максимально возможное
Систему гражданской обороны
· органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);
· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
· фонды и резервы
финансовых, медицинских и материально-
· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Основу сил гражданской
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны России является Председатель Правительства Российской Федерации.
Руководителем гражданской
обороны объекта является руководитель
предприятия (а руководителем гражданской
обороны административно-
Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
Наиболее развитая система гражданской обороны существовала в СССР в 1960-е - 1990-е годы. В настоящее время существующая в России в рамках гражданской обороны система оповещения населения является одной из лучших.
В Российской Федерации
установлены следующие степени
готовности гражданской обороны
«повседневная», «первоочередные мероприятия
гражданской обороны первой группы»,
«первоочередные мероприятия
При степени готовности «повседневная»
выполняются следующие
1. Прогнозирование
возможных медико-санитарных
2. подготовка органов управления на всех уровнях;
3. создание формирований и учреждений МСГО, и поддержание их высокой готовности;
4. планирование
и организация
5. подготовка учреждений
МСГО к развертыванию и работе
в условиях применения
6. планирование
медицинского обеспечения
7. создание запасов материальных средств для оснащения формирований и учреждений МСГО;
8. планирование
и проведение работ,
9. разработка планов по медицинской защите личного состава ГО и населения в военное время;
10. подготовка кадров
для органов управления, медицинских
формирований и учреждений
11. участие в
обучении населения приемам
Результатом проведения подготовительных мероприятий является поддержание постоянной готовности органов управления (штабов), формирований и учреждений МСГО к медицинскому обеспечению при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения в случае нападения противника.
Приведение гражданской обороны в готовность той или иной степени может осуществляется либо последовательно, либо сразу в высшие степени готовности. В особых случаях решением Президента РФ часть органов управления гражданской обороны может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.
При степени готовности «первоочередные
мероприятия гражданской
1. начальник МСГО
осуществляет оповещение и
2. введение круглосуточного
дежурства руководящего
3. уточнение планов
ГО в соответствии со
4. подготовка к выдаче средств защиты личному составу формирований;
5. на запасных
и подвижных пунктов
6. в учреждениях
ГСЭН приводится в рабочее
состояние технические
7. уточняется укомплектованность
формирований и учреждений
8. штаб МСГО уточняет план-графики наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы здравоохранения области в военное время.
При степени готовности «первоочередные
мероприятия гражданской
1. руководящий состав
МСГО переводится на
2. на загородные
пункты управления
3. приводится в
полную готовность система
4. уточняется план
выезда в загородную зону
5. организуется
приведение в готовность
6. приводятся в
готовность имеющиеся у
7. в убежищах
объектов экономики
8. организуется
выдача медицинскому персоналу,
9. организуется
выписка из ЛПУ до 50% больных
с выдачей им медикаментов (на
2-3 суток) для амбулаторного
10. учреждения сети
наблюдения и контроля
11. при необходимости,
по эпидемическим показаниям, проводится
массовая иммунизация
12. проводятся неотложные
мероприятия по повышению
13. проводится подготовка
к развертыванию больничной
14. приведение в
готовность защитных
При степени готовности «общая готовность гражданской обороны» выполняются следующие мероприятия:
1. приведение в
готовность личного состава
2. организация круглосуточной работы СНЛК;
3. проведение мероприятий по защите личного состава службы и больных, находящихся в ЛПУ;
4. взаимодействие с другими службами ГО и с военно-медицинской службой округов;
5. уточнение планов
медицинского обеспечения
6. подготовка к
эвакуации объектов
2. Основы государственной
Согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года,
«Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-правовых актов:
1. Конституция.
2. Федеральный конституционный закон.
3. Федеральный закон
4. Указ Президента Российской Федерации.
5. Постановление
Правительства Российской
6. Нормативные акты
федеральных органов
Там же прописано главенство Конституции - Основного закона государства, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты.
Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловила необходимость укрепления нормативно-правовой базы гражданской обороны РФ. В результате в последние годы принят ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.
Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны:
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении».
В законе дается четкая
формулировка военного положения как
особого правового режима, вводимого
на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях,
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации Президентом
В законе изложены правила введения военного положения, полномочия органов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения.
Федеральный закон от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне».
Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны:
Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года №706 «Военная доктрина Российской Федерации».
В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации представляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Также подчеркивается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.