Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа
Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы избежать их по возможности, здесь в качестве критерия берется сфера социальной деятельности говорящих (и воспринимающих речь) лиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 4
РЕЧЬ ДИПЛОМАТА 7
АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 9
ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 10
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СЛОВО 11
ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ 13
СУДЕБНЫЕ ДИСКУССИИ 15
МЫСЛЕННЫЕ МОНОЛОГИ И ДИАЛОГИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Решение суда опирается не только на дискуссию, но и на показания свидетелей, признания обвиняемых, но высокая культура, нравственное благородство, знание жизни и психологии, наконец, человеческое обаяние самих юристов во многом определяют исход суда.
Ход
судебного разбирательства
Лучшие ораторы всегда выступали против усложненной речи на суде, особенно против употребления специальных иноязычных терминов — типа ингредиент, феномен, которые часто непонятны подсудимому.
Судебная практика требует высокой точности терминов и даже обычных разговорных слов, не допускает смешивания паронимов: необходимо отличать зачинщика от подстрекателя, не смешивать премию с вознаграждением или заработком, кровотечение с кровоизлиянием, аффект с эффектом.
Русские судебные ораторы обращались не только к разуму, но и к чувствам присяжных и судей: советовали даже не скупиться на метафоры.
Но судебные речи не ограничиваются только дискуссией сторон. Сам судебный процесс — это лишь видимая часть айсберга, т. е. следствия, которое иногда длится годами. И строится оно тоже на текстах, составляющих иногда десятки томов: это протоколы допросов, свидетельские показания, материалы прессы, письма, личные записи, а бывают и запрещенные средства, например перлюстрация писем и подслушивание телефонных разговоров.
Процесс
общения следователя с
Вообще ситуации, связанные с нарушениями правовых и нравственных норм, через речи, внешние и внутренние, возможно, ярче всего обнажают обычно скрываемый мир самых темных и самых светлых побуждений человека. И его суд над самим собой происходит в форме беспощадного внутреннего диалога. Но об этом в следующей части.
Традиционная риторика никогда не включала внутреннюю речь в круг своих понятий, особенно — собственно ораторских. И здесь она не обозначена как вид красноречия.
Но мысленный этап подготовки высказывания всегда был в поле ее зрения. Мысль и слово - неразделимы. К формированию мысли привлекались законы и правила логики, их системы разрабатывались с высокой тщательностью, эта сторона риторического действия ничуть не устарела.
Современная же риторика расширяет свою сферу, распространяет ее практически на все виды речи, включая и внутреннюю, мысленную.
Становится ясно, что здесь одной лишь логики недостаточно. Внутренняя речь тоже имеет свои виды, они функциональны, их критерием служит степень осознанности и управляемости (неуправляемости).
Внешняя речь в жизни человека редко занимает больше 3— 4 часов в сутки. Лишь некоторые профессии требуют большего. Но в мире внутренней речи человек живет все остальное время, кроме глубокого сна.
Люди бывают говорливые и молчаливые, интроверты и экстраверты. Если судить только по внешним высказываниям, то замкнутый, немногословный человек интеллектуально неполноценен, но жизнь не подтверждает такого вывода. Скорее наоборот: болтливость сродни глупости, беспринципности.
Возможно,
что развивающая сила речи, языка,
текстов может обходиться без
озвучивания и графической
Именно в этой сфере, наиболее важной для индивида, совершается самое ценное в человеке: акты самопознания, самосознания, самооценки, саморегуляции.
Это область духовного мира человека, подчас сокровенной нравственной деятельности, как правило, недоступной для других людей, но жизненно важной для самого субъекта.
Мир этот необычайно богат и мало познан: сознание, интеллект, разум, память, чутье языка — языковая способность, речь, воображение, интуиция, тревожность, необъятный мир эмоций — это мир ценностных ориентации личности и нравственности, мир веры, убеждений, любви...
Есть области, которые неподвластны самому субъекту, — мир бессознательного: интуиция, тревожность, антиципация, или предвосхищение, в какой-то степени — воображение и творчество.
Во внутренней жизни человека, во всяком случае — в некоторых видах, наблюдается раздвоение своего «я»: оно очевидно во внутреннем споре с самим собой, в ситуациях выбора, колебаний, менее заметно при чтении и переживании прочитанного.
Кроме того, есть относительная свобода этих внутренних монологов и особенно диалогов — и во времени («меня никто и ничто не торопит»), и в отношении возможных неудач и ошибок («меня никто не осудит, кроме меня самого»).
Эта свобода создает для субъекта условия недосягаемой во внешней речи глубины творчества: именно во внутреннем диалоге совершаются решения самых трудных и ответственных задач, делаются изобретения и открытия, порождаются новые идеи!
Платон и Аристотель уделили существенное внимание дружеской беседе как предмету риторики. Аристотель считал наличие хорошего друга главным компонентом счастья: беседа облагораживает людей, обогащает их, приносит радость.
Но житейское общение далеко не исчерпывается беседами друзей. Это деловые переговоры, застольные речи, праздничное веселье, нравственно-назидательные советы и требования к членам семьи; шутки, остроумные рассказы и парадоксы, литературные, научные, политические споры и интимные объяснения...
Все это — элементы культуры, и каждый человек должен владеть ими и для самоутверждения, и для удовольствия, а нередко — и прагматическими целями.
В XX в. сфера влияния риторической теории и практики расширилась, ее цель теперь определяется как поиск оптимального алгоритма эффективного общения в современном обществе. В это определение, несомненно, включаются разнообразные формы речей.