Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа
Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы избежать их по возможности, здесь в качестве критерия берется сфера социальной деятельности говорящих (и воспринимающих речь) лиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 4
РЕЧЬ ДИПЛОМАТА 7
АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 9
ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 10
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СЛОВО 11
ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ 13
СУДЕБНЫЕ ДИСКУССИИ 15
МЫСЛЕННЫЕ МОНОЛОГИ И ДИАЛОГИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение — в школе, в семье. Главное в таком общении - создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата, артистизм учителя, воспитателя, устраняющий психологические барьеры.
Однако учитель все же планирует свои действия по этапам: моделирование предстоящего общения; его организация и исполнение намеченного — с возможными вариантами, «управление» ходом общения; контрольно-оценочный этап — для себя разумеется2.
Учителю, воспитателю необходимо безусловно, безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую личность. Не подавить ее, а помочь!
Этот вид красноречия смыкается, с одной стороны, с политическим, ибо политика и дипломатия предшествуют войне, с другой — с речью юридической, деловой, даже канцелярской. Последняя — в формулировках приказов, уставов, иной документации: все это оказывает значительное влияние на речь военнослужащих.
Военная тематика и стиль героического эпоса имеют богатую историю: это «Илиада» Гомера, «Сказание о Сигурде», «Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве». В Афинах прославился военный оратор Перикл — стратег (главнокомандующий).
Своеобразная риторика сложилась в Спарте: спартанцы ценили лаконизм и издевались над пространными речами афинян. Например, мать провожала сына на войну словами: «Вернись со щитом — или на щите». Изречение Ликурга: «Надежнее, когда город окружен не кирпичами, а воинами (защитниками)»3. Афористична была речь Александра Македонского — ученика Аристотеля.
Прославленным оратором (и писателем) был император Юлий Цезарь, в России — Петр Великий, Александр Суворов. Изречения Суворова были метки, афористичны, легко запоминались солдатами. Шутка, знание солдатского языка творили чудеса. Суворов был любимцем русской армии. Известна надгробная надпись Г. Р. Державина на могиле великого полководца: «Здесь лежит Суворов».
Но речевое мастерство русских офицеров — не только в боевых призывах: чуть ли не половина русской классики создана ими. Ведь военные были потомственными, имели прекрасное образование, так же хорошо знали языки, как и дипломаты (о политиках этого не скажешь).
Специфика профессии военного — это строгая дисциплина, высокая организованность, четкость во всем, как правило, крепкое здоровье, требовательность к себе и подчиненным, быстрота реакций.
Все
эти качества военного находят свое
отражение и в военных
Войны без потерь не бывает, и командиру части выпадает горькая доля писать письма солдатским матерям. Плохо, если эти письма формальны, стандартны. Великое горе для родителей - потерять сына, в этой ситуации командир должен найти слова, идущие от сердца, продиктованные мужеством и человечностью.
Русский язык, по верному наблюдению А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о красноречии Священного писания» (1810), формировался под содержательным, нравственным и стилистическим влиянием вечной книги - Библии, и особенно — Евангелия, псалмов, молитв, литургических текстов.
Русь, Россия (в отличие от большинства европейских государств, где языком религии была латынь) не знала такого периода, когда бы язык церковных книг и богослужения не был бы родным языком верующих.
Церковно-славянский язык, несмотря на наличие признаков старины - славянского алфавита, некоторого количества устаревших слов и особенностей произношения — был понятен русским людям и по своей близости к современному русскому, и по церковной службе, и по учебникам школ вплоть до начала XX в.
В большинстве «книг для чтения» - литературных хрестоматий - имели место разделы до 50 страниц, напечатанные по-церковнославянски. В школах использовалась сравнительно-историческая методика, разработанная Ф. И. Буслаевым в 1844 г.
В XX в. все это стало невозможным и вряд ли будет восстановлено; мало осталось людей, знающих церковно-славянский язык, кроме духовенства. Их речь, даже в светских ситуациях, и поныне отличается своеобразием манеры говорить, произношением, отчасти — лексикой и фразеологией.
В речи же светских языкопользователей славянизмы сочетались с народно-поэтическими элементами, стилем пословиц, старинных песен, былин, отчасти — литературы VIII — начала; XIX вв.
Отметим
особенности духовно-
Очень высоки требования культуры речи, соблюдения нормы, она ориентирована на светские критерии, но в отдельных случаях используются специфические формы, например обращение братья и сестры.
В духовных, богословских учебных заведениях уделяется серьезное внимание постановке голоса, пению, интонациям, тембру, «полетности» голоса, заучиванию на память огромного количества текстов и их выразительному чтению, а также готовности памяти в определенный момент «подать» нужные «крылатые слова».
Духовной среды не коснулся кризис риторики, ее запреты в XX в., как и вторжение заокеанских модных рекомендаций типа «языка телодвижений», теории «стремления к власти», ориентировки на фактор бессознательного и осовремененные приемы эристики.
Ценности языка сохраняются в старинных переводах Евангелия и в текстах, принадлежащих современному проповеднику:
Нравственное
красноречие светского
Лучше мудрость, не словами блистающая, но свидетельствуемая делами.
Особое место в духовной жизни верующих принадлежит исповеди, т. е. таинству, к которому вряд ли применимо слово красноречие. Исповедь — это самораскрытие, раскаяние, покаяние, самоочищение через правдивое признание в злых поступках, мыслях, намерениях. Это школа правдивости, искренности, нравственное очищение и личности, и всего общества.
Значительна роль молитвы в нравственной, духовной жизни человека, даже если он не очень силен в вере. Тексты молитв складывались тысячелетиями, в них прекрасные слова и много мудрости. Они обращены к Богу и наиболее почитаемым святым, их содержание и исполнение укрепляют силу духа людей.
В молитве люди находят утешение в горе, страданиях. Молитва бывает и не по канонизированному тексту, верующий слагает ее сам, т. е. обращается к Богу: «Господи, дай мне силу перенести мое горе, и укрепи меня. Прости и помилуй».
Хотя производственные, торговые и иные деловые отношения имели место и в прошлом, но соответствующие им формы общения — от случайных контактов до сложнейших споров между фирмами, концернами - получили развитие лишь в последние 3—4 столетия, особенно в последние десятилетия.
Кто они, носители быстро формирующейся системы общения? Как правило, это люди энергичные, способные принимать решения, имеющие опыт управления и общения. Но в начале 90-х годов XX в. высказывалось мнение о недостатках их образования и общей культуры.
Однако во второй половине 90-х годов положение изменилось. Сегодня директора банков, промышленных предприятий всерьез изучают языки (включая русский), историю искусств, философию и риторику. Многие занимаются политикой. Важно также, что эти люди интересуются мастерством общения.
Деловая
речь преобладает также в
Эти категории людей тяготеют к информационным аспектам речи, теории и практике речевой коммуникации, на первый план выдвигаются следующие тезисы:
Все это требует знания психологии человека, менеджмента, маркетинга, рекламы, теории управления, аналитических умений и прогнозирования. Неслучайно в деловом мире находят себе место специалисты — аналитики, референты, диагностики, адвокаты, статистики и даже детективы.
Обычно в деловом общении могут быть выделены этапы — предварительный, ориентировочный, аналитический, конструктивный, прогностический, юридический, этап итогового взвешивания и, наконец, принятия решения, подписания акта (контракта, договора). Все эти условия, естественно, находят отражение и в языке.
Устные деловые переговоры, как правило, стенографируются или записываются на магнитную ленту.
Характеристики делового текста:
Как видим, провозглашаемое ныне информационное общество, возможно, наиболее полно отражается в этой области речевого мастерства. И компьютер как важнейший инструмент информационного мира находит в деловой риторике самое широкое применение.
Пожалуй, о мастерстве судебных ораторов написано больше, чем о других видах красноречия: Аристотель, Гораций, Кант, Достоевский, Кони, Лев Толстой в «Живом трупе», «Воскресении». Эта область деятельности людей всегда вторгается в трагические судьбы, само право судить - на грани допустимого, здесь любое равнодушие бесчеловечно, а ложь и несправедливость — несмываемый позор.
Поэтому развитие судебной риторики есть и следствие, и орудие гуманности и демократии: неслучайно в России появилось так много прекрасных судебных ораторов во 2-й половине XIX в.: Ф. Н. Плевако, П. С. Пороховщиков, К, К. Арсеньев, К. Л. Луцкий.
В эти годы успех судебного красноречия определялся построением самой процедуры судопроизводства, родившейся еще в Афинах, — это две стороны процесса: суд протекает как дискуссия обвиняющей и защищающей сторон под председательством независимого судьи.