Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа
Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы избежать их по возможности, здесь в качестве критерия берется сфера социальной деятельности говорящих (и воспринимающих речь) лиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 4
РЕЧЬ ДИПЛОМАТА 7
АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 9
ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 10
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СЛОВО 11
ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ 13
СУДЕБНЫЕ ДИСКУССИИ 15
МЫСЛЕННЫЕ МОНОЛОГИ И ДИАЛОГИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы избежать их по возможности, здесь в качестве критерия берется сфера социальной деятельности говорящих (и воспринимающих речь) лиц.
К концу XX в. мы располагаем 8—10 видами речи, признаваемыми большинством специалистов, соответственно, — ответвлениями риторики со своими ситуациями и «жанрами».
Вряд ли нужно доказывать, что все эти (возможно, и другие) виды высказываний, устных и письменных, нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т. е. речи.
Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например последняя — культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок. Культура мысленной речи — залог успеха внешней, звучащей или написанной, речи.
Сравнительно недавно предметом риторики стала и бытовая речь, кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Аристотель.
Возможно, что в дальнейшем будут выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания — гостеприимства, туризма...
Далее
будут подробнее
Политика
(от греческого «искусство управлять
государством») — весьма широкое
понятие, но если говорить о политических
речах, то они бывают информационные,
осведомительные — это
В политике широко используются средства массовой информации — масс-медиа (радио, газеты, телепередачи), но в моменты обострения политической борьбы возрастает роль живого слова, импровизации — это выступления на митингах, демонстрациях, наконец, в революционных актах.
Принято считать, что политические речи — орудие демократии; действительно, история это подтверждает: речи Демосфена, Лисия, Перикла были невозможны без демократии древнегреческих полисов (хотя бы и рабовладельческой).
Но история предупреждает и против двух крайностей: против того, чтобы вся демократия исчерпывалась в бесконечных словопрениях, и против того, чтобы политические речи служили оружием тоталитаризма.
Диапазон тематики политических речей широк: борьба за власть, международные и межнациональные вопросы, экономические, нравственно-воспитательные, правовые (юридические), и научно-образовательные, религиозно-конфессиональные проблемы и сложнейшие вопросы жизни, быта, обеспечения людей — от их прихода в наш мир до прощания с ним.
В начале 90-х годов XX в. в России явственно прозвучала тема «языка власти». Эта разновидность политических речей имеет место не только при тоталитарных режимах.
Речи государственных деятелей, крупных руководителей в экономике, образовании и культуре, в так называемых «силовых структурах» всегда привлекают внимание широких кругов граждан, ибо в этих речах, передаваемых через СМИ, содержится жизненно важная информация. Эта информация, на первый взгляд, односторонняя, но она дает отзвук, обобщение которого составляет «обратную связь» в модели «власть—народ».
Риторическая характеристика этой разновидности политических выступлений такова: о них судят по степени полноты, «прозрачности» в отборе фактов, связей между ними и перспективами.
Они воспринимаются слушателями, читателями неоднозначно, их понимание и оценка всегда дают существенный разброс (это все изучается и, в идеале, учитывается в дальнейших решениях).
В наши дни формируется совокупность средств языка, подчас назойливо повторяемых: консенсус (конец 80-х годов), легитимный, властный (в смысле «обладающий властью»), глобальный и даже глобализация, информация, информированный, правовое государство и пр. Наблюдается интенсивная тенденция усложнения этой разновидности речи.
Сегодня всеобщее внимание привлекают парламентские дебаты как школа демократии. Не следует забывать, что они были известны еще в Новгородском вече, Земских соборах в Москве, в парламентах Франции и Великобритании.
Несмотря на накал страстей, это наиболее регламентированная форма политической риторики, где, в основном, соблюдаются не только нормы этики, но и принятые среди образованных людей правила культуры языка. Известны имена парламентариев-ораторов А. Линкольна, У. Черчилля, Ж. Жореса.
Однако на первых этапах русского парламентаризма 90-х годов, когда дебаты транслировались по радио, телеканалам, миллионы слушателей были шокированы низкой культурой речи их избранников. Это, несомненно, следствие параментаризма в России, когда подлинных дискуссий на заседаниях Верховного Совета СССР не было: бесконечные панегирики властям, отчеты о «достижениях» и т. п.
Еще одна разновидность политического красноречия — риторика революций (которых было так много в XIX—XX вв.). Они выдвинули немало подлинно одаренных ораторов: Че Гевара, Дж. Гарибальди.
Причины этого: глубокая убежденность лидеров движения в правоте своего дела, необходимость привлечений людей, их убеждения, высокий эмоциональный подъем, воодушевление, готовность к жертве, провозглашение борьбы за свободу и счастье людей, всего народа.
К сожалению, это не исключало жестокостей, а в некоторых случаях — революции приводили и к массовым казням, гражданским войнам.
Как же это могло произойти? Революционная ораторика накалена страстями до предела, она приводит в возбуждение огромные массы людей. Приходит момент, когда исчезает сдерживающий дискуссионный фактор, нарастают элементы императива, стремление к единовластию, непримиримость к свободной мысли, к свободному слову.
Слово — это оружие, подчас самое сильное и страшное. И оно очень часто и легко становится неподконтрольным.
Реальный опыт показывает, что в политических ситуациях все средства хороши, их оправдывают обещаниями будущего блага. Можно назвать некоторые приемы, используемые, например, в такой демократической процедуре, как выборы, предвыборная кампания.
Необоснованные обещания успехов, которых, якобы, сумеет добиться будущий депутат, приукрашивание личности кандидата, его прошлых заслуг, опорочивание конкурентов, вплоть до доносов и компромата, создание помех для конкурирующей стороны, например помех в получении эфирного времени, сокрытие недостатков своего кандидата, ошибок своей партии. Эти и подобные приемы находятся за рамками закона, но нарушители, как правило, остаются безнаказанными.
В политическом красноречии обычно отмечается соблюдение языковой нормы, а нередко — и использование средств изобразительности, афоризмов. Факты нарушения культуры речи подвергаются осмеянию, критике.
Используются также средства наглядной агитации, лозунги, плакаты, транспаранты, портреты, различная символика, а также музыка, кинофильмы. Все это требует немалых денег. Речи политических ораторов нередко издаются и переиздаются в виде брошюр, книг и даже многотомных собраний, сохраняются для потомков.
В сущности, дипломатия — это тоже политика, но внешняя. Это деятельность государственных служащих, дипломатов, послов, работников аппаратов посольств, консульств, а также торговых, культурных, туристических представительств. Дипломатические функции выполняют и члены правительств, руководители крупных ведомств, партий, фирм, образовательных учреждений — всех тех, кому приходится иметь сношения с иностранными государствами.
Естественно, что в дипломатии соблюдаются многочисленные требования, которые в меньшей степени относятся к другим областям речи.
Во-первых, речи дипломата отличаются высоким чувством достоинства, ведь он представляет свою страну, имеющую и традиции, и авторитет, а часто и экономическую или военную мощь.
Дипломат умеет также оказать высокое почтение и своим собеседникам, также представляющим свою страну с ее традициями и амбициями.
Без соблюдения сказанного речи дипломатов вряд ли дадут желаемый результат, взаимные интересы не будут соблюдены, договоренности не достигнуты.
Успешному контакту содействует также соблюдение установленного, обычно — традиционного, этикета и церемониала.
Во-вторых, речь дипломата должна отражать его высокую образованность — не только общую, но и отличное владение несколькими языками, глубокие познания в истории, культуре, географии, экономике, литературе — мировой и особенно той страны, с которой ведутся переговоры.
В-третьих, дипломат должен обладать быстрыми реакциями, понимать намек, ценить чужое остроумие и быть гибким, остроумным самому. Владея культурой речи не только на уровне норм литературного языка, он добьется успеха остроумием, изяществом, выразительностью своих речей.
Даже малый промах, неточность, противоречие в речи дипломата — это закат его карьеры.
В-четвертых, дипломату нужна тонкая проницательность в роли не только говорящего, но и слушающего: уловить реакции своего собеседника, разгадать намеки и скрытую мысль, как бы второй план говорящих.
В-пятых, дипломату нужна твердость (не только логика — она может и не сработать в сложных ситуациях) своей позиции в защите интересов своей страны.
Кстати, все эти требования могут оказаться полезными не только профессиональному дипломату, но и путешественнику, коммерсанту, туристу, артисту и другим представителям культуры, работникам транспорта - воздушного, морского, железнодорожного.
Известно, что многие русские писатели были профессиональными дипломатами (или дипломаты — писателями): А. С. Грибоедов, А.М.Горчаков, А. Д. Кантемир, Ф.И.Тютчев, И. М. Майский.
Качества дипломата как говорящего и пишущего лица, несомненно, нужны каждому.
Это одно из древнейших полей языкового поиска — высокое мастерство общения с учениками. Это Сократ, Платон, Аристотель, а в России XIX—XX вв. - С. Соловьев, В. Ключевский, Н. Бердяев, В. Виноградов, К.Тимирязев, А.Лосев, С. Лихачев и многие другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученые формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях.
Основные принципы, которыми они руководствовались: научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень доступности, интереса, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта.
Университетский профессор дает образцы культуры мышления, он ведет за собой студентов. Суть университетского образования не только в новизне излагаемого, но и в реализации методов исследования. Профессор будит мысль студентов, стимулирует их способности и одаренность.
Среди опытных профессионалов была проведена анкета с единственным вопросом: что им запомнилось из студенчески лет? На первом месте оказалось живое общение с профессором, светлая зависть его эрудиции, горению, успехам. На втором месте — собственные поиск, споры, написание и защита диплома1.