Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:38, реферат
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой. Им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греческой философии.
1. Введение
2. Кто такие софисты
3. Риторический идеал софистов
4. Критика софистов
5. Заключение
6. Список используемой литературы
1. Введение
2. Кто такие софисты
3. Риторический идеал софистов
4. Критика софистов
5. Заключение
6. Список используемой литературы
1. Введение
Античная философия.
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии как таковой. Им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греческой философии.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.
Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V – IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики. Потребность в новом типе знания (а, значит, и философствования) вызвана, прежде всего, существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику, говоря сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого полиса.
Второй этап – приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э. – определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии. Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах. И хотя после поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение среди греческих городов, однако остаются центром греческой культуры и научной жизни. Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония над греческими городами означали конец классической демократии.
С установлением гегемонии Македонии и с упадком греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV – II в. до н.э.). В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но, прежде всего, они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.
Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н.э. – V – VI вв. н.э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова. В этот период формируются начала христианской философии, которая уже выходит за рамки тогдашней философской атмосферы.
Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Этот период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства – полисы. Основой политического строительства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса. Это, однако, предполагало владение рядом определенных, специфических знаний. Кроме общего знакомства с историей, культурой и основами хозяйственной жизни, особое значение приобретали знание риторики и определенные философские знания.
Потребности в широком образовании свободных граждан удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию. Они учили не только риторике, политике и судопроизводству, но и всем другим областям и ответвлениям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали «мудрым». Сократ с определенной долей иронии говорил об этих учителях, что, уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и выводится их название – софисты (софос – мудрый).[1]
Софисты – создатели античной риторики.
Гегель говорил о том, что истинное свободное мышление стало возможным лишь в Греции. Поскольку территория Древней Греции представляла собой островки поселений, отгороженных друг от друга лишь невысокими горами и объединяемых общим выходом к морю, то это, с одной стороны, одновременно делало возможным развитие относительно локализованных общественных и культурных отношений, которые отличали данные поселения друг от друга. Некая культурно-географическая неоднородность совокупности государств-полисов приводила к тому, что они жили между собой в постоянном соперничестве. Соперничество приобретало не только характер войн, но велось также в экономической, политической, культурной сферах.
В качестве важнейшей предпосылки формирования греческой философии как становления свободного духа древних греков является выработанная ими такая форма политического правления, как демократия, которую Гегель оценивал как художественное произведение в политике. Это была форма эгалитарной демократии лишь по отношению к меньшинству населения, и рабство было условием данной демократии.
И, тем не менее, особенности политического устройства Древней Греции привели к активной политической и культурной жизни, к элементам демократии и публичности в принятии решений, что часто проявлялось в виде открытых споров и дискуссий. Философия принимает диалоговую форму, основанную на столкновении разных точек зрения. А это, в свою очередь, дает начало, с одной стороны, доказательному типу мышления, основанному на разработке разнообразных приемов и типов доказательств, что позже связывается с такой философской дисциплиной, как логика. А с другой – дополняет логическое доказательство психико-эмоциональными приемами воздействия на сознание человека, что приводит к становлению такой дисциплины, как риторика.
Появляются первые профессиональные учителя по общему образованию. Их называли «софисты» (от греч. sophists – искусник, мудрец, лжемудрец). Они учили всем областям знаний, которые человек мог практически использовать. Для софистов характерное перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе. При обучении они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они значительный упор делали на риторику.
Актуальность темы: Риторика зародилась в демократическом государстве. Ее развитие тесно связано с развитием самого общества: любые назревающие проблемы и перемены требуют искусства красноречия, чтобы донести до граждан необходимость этих перемен или предостеречь от них. В России в развитие риторики большой вклад внес М.В. Ломоносов. Но только в демократическом обществе возможна так называемая свобода слова. Депутаты Государственной Думы соревнуются в ораторском искусстве, переходя иногда от слов к рукоприкладству (наверное, для пущей убедительности). А вот с делом слова чаще всего расходятся. Но ведь в этом и есть суть софистики.
2. Кто такие софисты
В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения – народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия, силой убедительности устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя – сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.
Если слово «философия» происходило от двух греческих слов «филос» - любовь и «софос» - мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты откровенно провозгласили себя мудрецами.
В первоначальном смысле слово «софисте» означало «мастер, знаток». Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых «семь мудрецов». Но в дальнейшем это название стало присуще исключительно тем, кто мог продемонстрировать свою мудрость в речи, правдоподобном доказательстве.
Софисты – эти «учителя мудрости» - сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все. По этому вопросу Платон в своем трактате «Горгий» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть «мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота… Оно обладает способностью убеждать словом и судей в суде… и во всяком ином собрании граждан… а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу».[2]
Итак, софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное – это не логически доказать, а убедить, или переубедить собеседника. А для этого все средства хороши. Таких средств было много. И, прежде всего, - это слово.[3]
Слово, язык – имеют природу, отличную от мышления. Слово изреченное всегда отличалось от слова задуманного. Ибо мысль, будучи выраженной в слове, сразу становится подчиненной языку.
Кроме использования различных аспектов языка, софисты «грешили» еще и против логики. Вернее, они нарушали законы мышления, которые впоследствии стали аксиомами логики. Они зачастую в угоду цели частное выдавали за общее, случайное за необходимое, внешнее за внутреннее. На этом и были основаны их софизмы, образцы правдоподобных рассуждений, в которых из истинных предпосылок делался невероятный, парадоксальный вывод. Вот один из софизмов, дошедших до наших дней. Он называется «Вор».
- Вор приобретает лишь хорошие вещи, - говорит софист.
- Приобретать хорошие вещи, значит, делать благо.
- Значит, - заключает он, - вор делает благо.
Когда софиста ловят на лжи, то он, изворачиваясь, говорит:
- Говорить ложь, значит, говорить то, чего нет.
- Говорить то, чего нет, невозможно.
- Значит, я не лгу, да и никто не лжет.
Софистам была присуща своя доказательность и аргументированность. По их мнению, вполне возможно об одной и той же вещи иметь два совершенно противоположных суждения, оба из которых являются обоснованными. Указанные обоснования одного и того же предмета, осуществляемые с противоположных позиций, существуют как бы в разных мирах, в разных системах координат, в разных системах ценностей и принципов. И каждая из них может считаться в той степени обоснованной, в которой она соответствует своей собственной системе ценностей, своему миру. Все зависит от точек зрения. А их может быть очень много, и в той мере, в которой они подкреплены, они могут считаться обоснованными (естественно, пока не доказано обратное).
Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопоннесской войны (431 – 404 до н.э.). Во время жизни Аристотеля софистика уже приходит в упадок. К наиболее видным представителям так называемых старших софистов принадлежит Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт.
3. Риторический идеал софистов
Риторика непосредственно связана с языком, это наука о речи и общении людей; но родилась она в среде философов, из диалектики – науки убеждения и доказательства, в известной в античном мире школе софистов. Теорию риторики активно разрабатывал Протагор (ок. 480 – ок. 410 гг. до н.э.) из Абдеры в Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой два собеседника высказывают противоположные взгляды. Появляются платные учителя риторики – софисты-логографы, которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты постоянно подчеркивали силу слова, проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в виртуозности владения живым словом.
Основателем софистической риторики считают Горгия (485 – 385 гг. до н.э.) из Леонтии в Сицилии. Он же является автором первого систематизированного курса риторики. Горгий ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить. Вот как пишет о его риторической деятельности известный философ А.Ф.Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, инверсии, повторения, апострофы…Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению» Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи. Вот пример софизма, под названием «Лекарство».