Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Русский язык и культура речи".
Следует иметь в виду, что у помянутые максимы не имеют абсолютного значения, и ни одна из максим сама по себе не обеспечивают успешного взаимодействия собеседников.
Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовывать речевое общение и повысить его эффективность.
Под эффективной
речевой коммуникацией
Очень важно создать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимопонимание в процессе общения.
Создание такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципов кооперации и
вежливости, а также применения ряда психологических принципов общения.
Назовем некоторые из них:
1)принцип равной безопасности, предполагающий непричинения психологического или иного ущерба партнеру. Этот принцип запрещает грубые и оскорбительные выпады против партнера, унижение его чувства собственного достоинства.
2) Принцип
децентрической направленности, означающий
непричинение ущерба делу, ради
которого стороны вступили во
взаимодействие. Суть этого принципа
в том, что милы участников
коммуникации не должны
3) принцип адекватности.
Доказательность и убедительность речи. В процессе речевого взаимодействия говорящие не Просто, как правило, передают слушающему информацию, а убеждают его принять эту информацию, то есть оказывает на него убеждающее воздействие. Изучением наиболее эффективных методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знаний - теория аргументации.
Аргументация - это операция обоснования суждений, практических решений и оценок, в которых наряду с логическими применяют также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы убеждающего воздействия.
Лекция 5.
Невербальные средства общения.
Вопросы:
Что понимается под невербальными средствами общения?
Назовите виды жестов?
Каковы виды слушания?
Какой должна быть дистанция между коммуникантами в зависимости от характера общения?
Общаясь друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроения, желаний наряду с вербальной (словесной речью) используют жестикулярно-мимическую речь, то есть невербальные средства общения.
Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Главным показателем чувств является мимика, мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее душевное состояние.
Поднятые брови, широко раскрытые глаза, приоткрытый рот - свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, сомкнутые губы, сжатые зубы - гнев; печаль передают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ; а счастье выражают спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ. Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно расшифровывать, понимать мимику собеседника, с другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. В связи с этим рекомендуется изучить свое лицо, знать, что происходит с бровями, лбом, глазами. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб - постарайтесь избавиться от этого, чтобы Ваша мимика была выразительной - потренируйтесь произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциям фраз: печальных, веселых, смешных, презрительных, доброжелательных - и следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.
А о многом может сказать и жестикуляция, жест - это телодвижение, преимущественно рукой. Жест имеет значение какого-либо знака, сигнала. Жест обычно сопровождает речь для усиления ее выразительности. В русском языке есть немало устойчивых выражений, называющих тот или иной жест. Они отражают состояние человека: удивление, равнодушие, растерянность, недовольство, обиду. Например, опустить голову, задрать нос, вертеть головой, воротить нос.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на:
1) ритмические;
2) эмоциональные;
3) указательные;
4) изобразительные;
5) символические.
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи, они помогают подчеркнуть логическое ударение, замедление и ускорение речи, паузы, то есть то, что обычно передает интонация.
Жесты,
передающие разнообразные оттенки
чувств, называются эмоциональными. Невозможно
без жеста выразить просьбу: "открой
то окно". Указать можно взглядом,
кивком головы, рукой, пальцем, указательные
жесты рекомендуется
Изобразительные жесты появляются тогда, когда одних слов не достаточно по каким либо причинам и если
необходимо
усилить впечатление и
Эмоциональные жесты достигли большой степени выразительности и превратились в символические жесты.
Знаменитый оратор Демосфен, отвечая на вопрос: Что нужно для хорошего оратора? - говорил: жесты, жесты, жесты.
Не все жесты производят благоприятное впечатление. Необходимым условием эффективной речи является такое средство невербального общения, как умение слушать. Различают два вида слушания: рефлексивное и
нерефлексивное.
Нерефлексивное слушание состоит в
умении молча и внимательно
собеседника, не вмешиваться в нее со своими замечаниями. А рефлексивное слушание означает активное
вмешательство
в речь собеседника, оказание помощи
в выражении мыслей и чувств, обеспечение
правильного и точного
Следует учитывать и такой важный фактор в общении, как межличностное пространство - расстояние, на котором собеседники находятся друг от друга. Для друзей - полметра-метр двадцать; для деловых отношений - метр двадцать - три метра; публичное расстояние - три с половиной и более метров. В зависимости от вида взаимодействий выбирается одно и тоже расстояние. Немалую роль в общении играет и внешний вид человека.
Язык
прикосновений относится к
поддержки до крайнего отвращения
Лекция 6.
Нормативный аспект культуры речи.
Норма - это основополагающая категория культуры речи.
Языковая норма - это система правил, определяющих образцовое употребление языковых средств.
Отсюда понятно, что нормативно не то, что широко распространено, а то, что зафиксировано в словарях.
То, что зафиксировано в словарях, справочниках, учебниках в качестве образца, на который должно
ориентироваться общество.
Характерные особенности нормы:
1) общеобязательность;
2) относительная устойчивость (исторически что-то может изменяться, но оно должно изменяться не очень часто);
3) относительная изменчивость.
Различают три степени нормативности:
1) норма первой степени - строгая, жесткая, не допускающая вариантов;
2) норма второй степени - допускает равноправные вариант.
3) норма третьей степени - предполагает наличие разговорных, а также устаревших вариантов.
В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие
типы норм:
1) орфоэпические - нормы, связанные со звуковой стороной речи, а именно: произношением гласных и согласных
звуков;
2) лексические нормы - правило употребления слов в соответствие с их лексическим значением;
3) фразеологические
нормы - предполагающие или
словосочетаний;
4) грамматические нормы - нормы употребления различных частей речи (синтаксические - построение
словосочетаний и предложений);
5) правописные
(орфографически и
6) стилистические
- нормы сочетаемости
Нормы помогают литературному языку сохранять его целостность, они защищают литературный язык от потока диалектной речи, жаргона и просторечия.
Орфоэпические нормы
Орфоэпические ошибки всегда мешают понимать содержание речи, внимание слушающего отвлекается различными неправильностями, и высказывание во всей полноте его смысла не воспринимается. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях, для чего используются пометы: доп - допустимо, устар - устаревший вариант, не рек - не рекомендуется.
Особенности произношения гласных звуков.
Нормами
литературного языка в
Особенности произношения согласных звуков:
в конце слов оглушение звонких согласных, после согласных;
Серьезная проблема связана с произношением твердых и мягких согласных. А слова, в которых согласные
произносятся мягко.
Лекция 7
Коммуникативный аспект культуры речи
Коммуникативные
качества речи - это признаки хорошей
культурной речи, которые обеспечивают
эффективность общения и
Система этих качеств образует речевую культуру обществам отдельного человека:
1. Правильность речи - ее соответствие языковым нормам, то есть качество, достигаемое соблюдением правил.
Таким образом, это качество совмещает в себе нормативный и коммуникативный аспекты культуры речи. В
коммуникативном плане правильность обеспечивает успешность общения за счет единого для всех языкового кода (единых норм).
2. Точность
речи - это строгое соответствие
слов обозначаемым явлениям
основана
на соотношении речь-язык, то точность
базируется на соотношении речь-
Условия, обеспечивающие точность речи:
1) знание предмета речи;
Информация о работе Шпаргалка по "Русский язык и культура речи"