Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:44, доклад
Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.
В современную эпоху высшее образование имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений.
1 Вопрос. «Русский язык и культура речи» как вузовская дисциплина»: цели, задачи, основные понятия.
Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.
В современную эпоху высшее образование имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений. Эта особая роль высшего образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном динамично меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения грамотной и красивой литературной речью на государственном языке Российской Федерации - русском языке.
Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.
Важнейшими задачами дисциплины являются:
Главной целью курса культуры речи являетсяформирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Курс культуры
речи нацелен на формирование и развитие
у будущего специалиста - участника
профессионального общения
Достижение этой цели в полном объеме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс.
Культура речи включает три аспекта:
Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляюткоммуникативный аспект культуры речи.
Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.
Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.
"Итак, культура
речи - это такой выбор и такая
организация языковых средств,
которые в определенной
Термин культура речи многозначен. Среди его основных значений выделяют следующие:
Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности и качества речи.
2. Характеристика культурно-речевой ситуации в современной России. Статус русского языка в современном мире, в Российской Федерации, в Республике Башкортостан.
Русский язык по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков, однако точно определить это место довольно трудно.
Численность
людей, которые считают русский
родным языком, превышает 200 миллионов
человек, 130 миллионов из которых
живут на территории России. В 300-350 миллионов
оценивается число людей, владеющих
русским языком в совершенстве и
использующих его в качестве первого
или второго языка в
Всего же русским
языком в мире в той или иной
степени владеют более
Спорным на сегодняшний день остается также вопрос, падает в последние десятилетия влияние русского языка в мире или нет.
С одной стороны,
языковая ситуация на постсоветском
пространстве, где до распада СССР
русский язык служил общепризнанным
языком межнационального общения, весьма
противоречива, и здесь можно
выявить самые различные
В XX веке русский
язык вошёл в число
так называемых мировых (глобальных)
языков. Распространение
русского языка географически и территориально
было во многом следствием деятельности Российской
империи, затем СССР, а ныне Российской
Федерации, которая
является крупнейшим суверенным государством планет
Общее количество русскоязычных в мире по оценке 1999 года — около 167 млн[1], ещё около 110 млн человек владеют русским языком как вторым[1].
В начале XX века русским
языком владели примерно 150 миллионов
человек - в основном подданные Российской
империи. На протяжении последующих 90
лет число знающих русский язык увеличилось
примерно до 350 миллионов человек, причем
286 миллионов из них проживали в СССР, где
русский был государственным языком и
для большей части её жителей являлся родным
языком, а ещё свыше
70 миллионов человек (преимущественно
в союзных республиках СССР, восточноевропейских, бал
К 2005 году, число владеющих
в различной степени русским
языком сократилось до 278 миллионов
человек, в том числе в самой
Российской Федерации - до 140 миллионов
человек. По оценкам 2006 г. русский язык
является родным для 130 миллионов граждан
Российской Федерации, для 26,4 миллионов
жителей республик СНГ и Балтии
До 1991 года был языком
межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции
государственного языка. Продолжает использоваться
в странах, ранее входивших в состав СССР,
как родной для части населения и как язык
межнационального общения. В местах компактного
проживания эмигрантов из стран бывшего
СССР (Израиль,Германия, Канада, США
Русский является единственным из 10-12 ведущих мировых языков, который на протяжении последних 15 лет неуклонно утрачивал свои позиции во всех основных регионах мира.[2]
3 Понятие «культура речи», ее составляющие
Наша дисциплина называется "Русский язык и культура речи". На русском языке мы говорим с детства. А что такое культура речи?
Понятие "культура речи" емкое и многоаспектное. В общем плане его можно определить как умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей, занимающихся самыми различными видами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов и т.д.
Культура
речи как особая лингвистическая
дисциплина имеет свое научное определение:
это такое качество речи, которое обеспечивает
максимально эффективное общение при
соблюдении языковых,
Языковой компонент культуры речи
Языковой компонент культуры речи предусматривает прежде всего ее нормативность, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве "идеала" или правильного образца. Языковая норма – центральное понятие речевой культуры, а языковой компонент культуры речи считается главным. Вопрос о норме возникает тогда, когда есть два и более претендента на нее, например: нормативное киломéтр или ненормативное[*] *килóметр, нормативное договóр и ненормативное *дóговор и т.д.
Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.Норма обязательна и охватывает все стороны языка. Различают нормы письменные и устные.