Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:47, реферат
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Введение ………………………………………………….………………….2
Риторика как наука ……………………………………………………3
Предмет риторики……………………………………………………...11
Цели и задачи риторики…………………………………...…………..13
Заключение…………………………………………………………………....15
Список использованных источников………………………………………..16
Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель - формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать и выражать это красноречивым образом. Для этого создается нормирование приемов композиции, характерных для разных видов речи.
Так достигается цель воспитания человека нового стиля для решения любых жизненных, в том числе риторических задач.
Принципы
риторики происходят из диалектики. Характерно,
что цивилизации Востока не разработали
принципов риторики, так как диалектическая
философская беседа не была свойственна
их культурам. Арабский исламский мир
разрабатывал риторику по греческим образцам
и главным образом как гомилетику и логико-философские
трактаты, индуизм сосредоточился на философско-психологической
проблематике; буддизм, разработав логику,
использовал ее как гомилетику; китайская
филология использовала логику "Книги
перемен" для композиционных форм письменно-литературных
сочинений. Поскольку диалектика как диалог
по особому условию не стала обычаем восточного
общества, представлять человека как создателя
и получателя речевой семантической информации
как бы не было нужды.
Традиционно считается, что риторика относится к ораторской прозе или к прозе документной, научной и пр., а поэзия - к поэтическим произведениям. Считается, что поэтика и риторика отвлекаются от разного эмпирического материала текстов, и поэтому они различны Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 2005. - С. 53..
В риторике
важен логический анализ, прежде всего
как инструмент риторической критики.
В риторике такой анализ можно
произвести только через тезаурус.
2. Предмет риторики
Во всем многообразии видов и родов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества - аргументацию.
Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений -только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.
Большинство наук о слове, как сравнительная и теоретическая грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы и другие, ограничивают свой предмет фактами языка - они исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики - произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.
Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Поэтому она представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку. Но из этого не следует, что ее понятийная система и состав разделов зависят от произволения или вкуса автора того или иного руководства, - риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.
Риторика
включает два основных раздела - общую
риторику и частную риторику. Общая риторика
изучает принципы и приемы создания замысла
и его воплощения в завершенном высказывании.
Частная риторика изучает особенности
построения словесных произведений в
различных родах и видах словесности.
Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к завершенному тексту. Общая риторика содержит (1) учение о риторе; (2) учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости; (3) учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова. В учебном изложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о риторе и теорию аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоемкий процесс обучения.
Риторическое построение представляет собой учение о так называемом «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании» - λόγος ένδιάθετος. Высказывание рассматривается на уровне общего замысла (семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного воплощения (прагматики - отношения слова как выразительного средства к получателю речи)12, что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).
Частная
риторика содержит учение о конкретных
родах и видах словесности. Специально
в частной риторике изучаются
те виды слова, которыми должен активно
владеть всякий образованный человек:
(1) письма по предметам общежития
и литературные; (2) документы и деловая
корреспонденция; (3) диалоги, в основном
литературные, но дающие представление
о правилах построения и ведения дискуссии;
(4) повествовательная (историческая) проза;
(5) устное слово в виде политической, судебной,
академической ораторики, проповеднической
(духовной), педагогической и пропагандистской
речи; (6) научно-философская проза13.
2.Цели и задачи риторики.
Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством целесообразного слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Не существует легких путей к трудным целям.
Но у риторики есть и образовательная цель, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования - знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В противном случае искусство слова становится пустословием.
Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка - инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным образом.
Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: (1) понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; (2) читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора; (3) упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; (4) говорить и писать публично.
Первые три задачи решаются в учебном курсе риторики, а четвертая - в ходе профессиональной деятельности ритора. Ритор учится всю жизнь, но нужно знать, чему и как учиться. Учебный курс риторики всего лишь основа компетентности проповедника, преподавателя, философа, юриста, государственного деятеля, публициста, писателя - искусство рождается в практике.
Итак, прежде
чем приступить к непосредственному
изучению риторики, следует представить
себе, что такое культура, какое место
занимает в ней язык, как сложилась и как
устроена словесность.
Заключение
В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение риторики как современной семиотической дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального количественного и качественного описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественноязыковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики - насколько исходя из возможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.
Риторика
при правильном ее использовании
является эффективным инструментом
в борьбе с языковой агрессией, демагогией,
манипулированием. Здесь важная роль принадлежит
дидактической риторике. Знание основ
дисциплин риторического цикла позволит
распознать демагогические и манипулятивные
пропагандистские приемы в средствах
массовой информации и в приватной коммуникации,
а, следовательно, эффективно защищаться
от них.
Список использованных источников
1. Волков А.А. Курс русской риторики. - М., 2006. - С. 480.
2. Дюбуа
Ж., Эделин Ф.,Клинкенберг Ж.
3. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. - С. 310.
4. Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. М., 1990. - С. 420.
5. Гаспаров
М.Л. Цицерон и античная
6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2002. - С. 480.
7. Ивин
А.А. Основы теории