Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:47, реферат
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Введение ………………………………………………….………………….2
Риторика как наука ……………………………………………………3
Предмет риторики……………………………………………………...11
Цели и задачи риторики…………………………………...…………..13
Заключение…………………………………………………………………....15
Список использованных источников………………………………………..16
Содержание
Введение ………………………………………………….…
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………..16
Введение
Риторика
-- классическая наука о целесообразном
и уместном слове -- востребована в
наши дни как инструмент управления
и благоустройства жизни
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Риторика
- наука об ораторском искусстве
и красноречии. Языковые особенности
устного публичного выступления, сближая
риторику с поэтикой, предполагают
использование в риторическом произведении
приемов, рассчитанных на убеждение слушателя,
его экспрессивную обработку. Обучение
публичной (ораторской) речи предусматривает
формирование различных умений (лингвистических,
логических, психологических и др.), направленных
на развитие риторической компетенции
учащихся, т.е. способности и готовности
осуществлять эффективное общение.
1. Риторика как наука.
Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.
Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia - «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.
Методологическое
отличие риторики и дисциплин
риторического цикла от других филологических
наук состоит в ориентации на ценностный
аспект в описании предмета и подчиненности
этого описания прикладным задачам. В
Древней Руси существовал целый ряд синонимов
с ценностным значением, обозначающих
владение искусством хорошей речи: благоязычие,
доброречие, красноглаголание, хитрословие,
златоустие и, наконец, красноречие. В
древности ценностный элемент включал
и морально-этическую составляющую. Риторика
считалась не только наукой и искусством
хорошей ораторской речи, но и наукой и
искусством приведения к добру, убеждения
в хорошем посредством речи.
Морально-этический
компонент в современной
Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.
Первое
направление, идущее от Аристотеля, связывало
риторику с логикой и предлагало
считать хорошей речью
Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа - «литературным».
В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой - учением о христианском церковном проповедничестве. Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 в.
Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки.
Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.
Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями на протяжении веков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованных направлений. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.
Определения
в русле «логического»
Определение
в русле «литературного»
Во всем многообразии видов и родов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества -- аргументацию.
Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений -- только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.
Большинство наук о слове, как сравнительная и теоретическая грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы и другие, ограничивают свой предмет фактами языка -- они исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики -- произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.
Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Поэтому она представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку. Но из этого не следует, что ее понятийная система и состав разделов зависят от произволения или вкуса автора того или иного руководства, - риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически Волков А.А. Курс русской риторики. - М., 2006. - С. 38..
В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.
Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:
1. Схема Квинтилиана:
1) Изобретение;
2) Расположение;
3) Исполнение;
Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.
2. Схема Аристотеля:
1) Этос;
2) Пафос;
3) Логос.
Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Феномен речи является не только тем, что составляет основной признак общества - общение, но и дает представление о динамике развития общества благодаря речи.
Риторика - учение о развитии мысли в слове. Сюда равно относится и инвенция (изобретение) и локуция (выражение изобретенного в словах).
В основе инвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий и образов.
Опорой риторики (как учения о семантизации) является понятийная структура речи, которая дополняется эмоциональной выразительностью и эмоциональным воздействием на слушателя или читателя. Связь между понятийной и эмоциональной структурой речи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмами применяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическа речь и вымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речи едины с точки зрения понятийности, эмоциональности и витийства.
Дидактическим центром риторики является красноречие. Красноречие образует образ оратора, тип красноречия, следовательно, определяет характер образа оратора. Воспитание образа оратора - педагогическая цель риторики. Лучшим оратором является рассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей стать общественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой, этика образуется через эстетику Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2002. - С. 230..