Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа
В настоящее время общепризнана целесообразность изучения в начальных классах всех уровней языка в их взаимосвязи. Теоретической основой такого подхода есть положение о том, что язык – это целостная система, и осознанное овладение им как средством коммуникации возможно лишь при условии комплексного использования его лексического состава, знаний по грамматике (морфологии и синтаксису), словообразования, фонетики, орфоэпии, а в письменной речи – еще и по орфографии и пунктуации [6].
Введение:…………………………………………………………………………3
Глава I Текст как дидактическая единица……………………………………..7
1.1. Текст основные признаки текста………………………………………….7
1.2. Принципы отбора текстов для младших школьников……………………8
1.3. Анализ требований ФГОС по формированию текстовых умений………10
Выводы по первой главе………………………………………………………. 12
Глава №2 Функционально-смысловой тип текста. Описания……………….13
Описание как тип текста…………………………………………………13
Методика работы над описанием на уроках русского языка………….14
-описание в учебниках по русскому языку…………………………….27
- - изложение описание
сочинение описание……………………………………………………27
……………………………………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………..30
Заключение:……………………………………………………………………..31
Библиографический список источников и литературы………………………32
Приложение:
Разработки уроков с УУД…………………………………………...1
Детские работы:
- изложение.
- сочинение.
3. Анализ детских работ
В 3-ем и 4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
Как устные рассказы,
так и письменные сочинения
проводятся в определенной
В 3-ем классе в
сюжетные рассказы и сочинения
также вводятся описания
Сочинения с элементами
рассуждения – новый вид
К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.
Обучение элементарному
рассуждению удобно связать с
коллективной работой над
В заключение учитель
спрашивает учащихся: « О чем
бы вы хотели написать в
конце сочинения?» Ответы
При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.
Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в 1-2 классах, так и в 3- 4классах, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки, демонстрационные картины. Но в отличие от 2 класса для этой цели рекомендуются художественные картины.
Письменные сочинения в 3-4 классах разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам ,
проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.
В 3-4 классах продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам
Тема сочинения и ее раскрытие.
Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
Первым по времени
и по значению шагом в работе
учителя над сочинением
Тема и заглавие
сочинения не всегда совпадают.
Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой.
Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.
В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Сочинение по картинам.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины . Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам
делятся на три основных вида:
повествовательные сочинения
Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III классе ( элементы описания картины возможны в I – II классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины ( что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, « настроение» картины.
Уже в I классе практикуется устное описание картины ( « Расскажи, что ты видишь на картине» ). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Сочинения по наблюдениям.
Наблюдательность очень
важна для развития речи. Школа
организует систему наблюдений
природы, отдельных предметов
и процессов. Устные рассказы
и письменные сочинения
описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( « Яблоко», «Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям ( «Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.
Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: « Наша улица утром», « В лесу», «В магазине игрушек».
Рассказы по наблюдениям
получаются большими по
Во II классе подобные
рассказы могут быть записаны
если не полностью, то хотя
бы частично. Описание процесса
не следует путать с
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа « Наш поселок», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.
Сочинения на основе прочитанного.
Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.
Во 2 и 3 классах
дети, как правило, еще не пишут
развернутых отзывов, они лишь
записывают названия
Так постепенно школьники подготавливаются к 4 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке.
Информация о работе Работа над текстом описанием, в начальной школе