Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа
В настоящее время общепризнана целесообразность изучения в начальных классах всех уровней языка в их взаимосвязи. Теоретической основой такого подхода есть положение о том, что язык – это целостная система, и осознанное овладение им как средством коммуникации возможно лишь при условии комплексного использования его лексического состава, знаний по грамматике (морфологии и синтаксису), словообразования, фонетики, орфоэпии, а в письменной речи – еще и по орфографии и пунктуации [6].
Введение:…………………………………………………………………………3
Глава I Текст как дидактическая единица……………………………………..7
1.1. Текст основные признаки текста………………………………………….7
1.2. Принципы отбора текстов для младших школьников……………………8
1.3. Анализ требований ФГОС по формированию текстовых умений………10
Выводы по первой главе………………………………………………………. 12
Глава №2 Функционально-смысловой тип текста. Описания……………….13
Описание как тип текста…………………………………………………13
Методика работы над описанием на уроках русского языка………….14
-описание в учебниках по русскому языку…………………………….27
- - изложение описание
сочинение описание……………………………………………………27
……………………………………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………..30
Заключение:……………………………………………………………………..31
Библиографический список источников и литературы………………………32
Приложение:
Разработки уроков с УУД…………………………………………...1
Детские работы:
- изложение.
- сочинение.
3. Анализ детских работ
Успешность формирования
коммуникативной компетенции
- опора на обще дидактические
принципы (учет возрастных и
- специфические принципы
методики русского языка (
- разработка и внедрение
в учебный процесс школы
- использование в работе над текстом когнитивного, коммуникативного и деятельностного критериев при оценке знаний, умений и навыков учащихся как показателей уровня (высокого, среднего, низкого) сформированности коммуникативной компетенции школьников;
Итак, текст является ключевой
единицей как языка в целом, так
и речи, благодаря чему он рассматривается
как дидактическая и
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты..
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений писателей, которые читаются на уроках литературного чтения, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
Еще более стимулируют
коммуникативно-познавательную
Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Интеллектуально-речевое
развитие обеспечивается такими методическими
средствами как выполнение интеллектуально-
1.3 Анализ требований
ФГОС по формированию
На основе требований к
результатам освоения основной общеобразовательной
программы начального общего образования
разрабатываются
Приведем требования наиболее распространенных общеобразовательных программ к текстовым умениям младших школьников.
По программе Школа России предусмотрено усвоение учащимися следующих понятий:
·текст;
·признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность);
·типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
·предложение и текст [28].
В программе Школа 2100 обозначено, какие знания о тексте, умения и навыки работы с ним должны получить учащиеся к концу каждого года обучения. В 4-м классе продолжается развитие речевых умений, полученных в 1-м, 2-м и 3-м классах: понятие о тексте, анализ текста, понятие абзаца [29].
В программе Л. В. Занкова отмечается большое значение развития речи учащихся на всех этапах обучения. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения и изложения [16].
По программе Перспектива текст рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности [30]. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстах. В 3-4 классах полученные текстовые умения закрепляются и углубляются. Учащиеся ориентируются в речевой ситуации (кто говорит, кому говорит, что говорит). Особое внимание детей привлекается к смысловой стороне речи, к различным формам ее выражения, роли вспомогательных (несловесных) форм общения, развивается умение ребенка поддерживать разговор с партнером, проявлять к нему должное внимание и уважение. Учащиеся наблюдают за функционированием языковых единиц (слов и предложений) в речи. Они постепенно приучаются реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с культурными нормами. Обращается внимание на слово как средство художественной выразительности.
В 4 классе учащиеся, пользуясь моделью речевого общения, осознают такие важные его аспекты, как ролевые отношения (кто говорит, кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что говорит и как говорит), размышляют над целью и мотивами общения (зачем говорит, почему говорит), используют формулы речевого этикета в устном общении, фиксируют их в письменной речи. Расширяются представления о диалоге, закрепляются умения составлять рассказы на заданную тему, воспроизводить содержание прочитанного в краткой и полной форме. В 4 классе акцент делается на вопросах совершенствования письменной речи, на написании изложений, сочинений, текстов делового характера. Формируется умение различать научный и художественный текст, находить средства выразительности для создание художественных текстов; при работе с научно-познавательными текстами обращается в. обращается внимание на логичность изложения материала, на точность использования понятий.
Итак, анализ образовательных программ начальной школы показал, что изучение текста как синтаксической единицы в курсе русского языка начальной школы, развитие текстовых умений очень важно для развития речи младших школьников.
2.2 Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка
Умение работать с текстом - важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще.
Учителя начальных классов формируют текстовые умения своих учащихся с помощью проведения таких видов работы как сочинение и изложение.
Сочинение - это упражнение о самостоятельном, связном выражение мысли на заданную (или избранную) тему в письменной форме.
Изложение - творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.
Для того, чтобы показать, как учителя начальных классов формируют и развивают текстовые умения своих учеников мы приведем несколько конспектов уроков.
Вывод по первой главе:
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной
компетенции посредством
Глава 2
Функционально смысловой тип текста. Описание.
1.1Описание как тип текста
Теоретические знания о тексте учащиеся получают, начиная со 2 класса, в этом классе объектом изучения стало само понятие "текст". Языковой компонент программы предусматривает к концу 2-го класса такие знания о тексте, как "Составление текста по опорным словами. Определение основной мысли текста, опорных слов. Озаглавливание текста". К концу года предполагается формирование выбирать узкую и широкую тему из данного перечня тем; соотносить тему с текстом; по опорными словам составлять текст [2, с.27].
Помимо сказанного, программа начальной школы включает знакомство с текстами разных функциональных стилей, которое начинается с дифференциации основных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. Учащиеся усваивают основные признаки этих текстов как теоретически, так и на практике при изучении соответствующих текстов.
Дети должны усвоить, что описательные тексты предназначены для характеристики предметов, лиц, явлений природы и т.п. путем перечисления их признаков. В зависимости от предмета, который описывается, тексты-описания подразделяются на пейзажные (описание места действия, картины природы, определенной местности) и портретные (описание действующего лица, героя какого-либо произведения).
В повествовательных текстах дается представление о развитие событий, описываемых в произведении, об их последовательности. На первый план выступает порядок протекания событий, явлений. Каждое предложение в таком тексте обычно выражает, по словам Л.М. Лосевой "какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета в развязке" [7, с. 63].
На протяжении столетий постепенно
формировались функционально-
Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.
Цель создания текста
Содержание и форма текста
Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание
на его принадлежность к
3) Указание
на назначение предмета, способы
и области его
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
1.2 Методика работы над описанием на уроках русского языка .
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению
– это актуальный вопрос
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это
первые попытки ребенка
Согласно программе
по развитию речи, во всех классах
даются сочинения типа
Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику.
Все сочинения в
начальных классах как устные,
так и письменные составляются
по плану. От готовых планов
в первый год обучения дети
подводятся к коллективному
К различным видам
сочинений даются вопросы для
подготовительной беседы. Основная
задача этих вопросов –
К каждому устному
рассказу и письменному
Информация о работе Работа над текстом описанием, в начальной школе