Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:26, доклад
В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Рассказывание по игрушкам
В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.
Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
· дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
· сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
· наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
Виды занятий по игрушкам.
1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.
Описание игрушек
может проводиться в виде дидактической
игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды),
«Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон
принес посылку» и др.). Для описания
следует подбирать игрушки, которые
бы привлекали внимание детей, были яркими,
выразительными, выделялись своим внешним
видом, чтобы о них можно было
высказать свое мнение, сравнить (две
куклы в разных костюмах; два зайца,
разные по цвету и размеру). Дидактические
игры на описание, как правило, проводят
после нескольких занятий, на которых
дети приобрели некоторые умения
описывать игрушку, приобрели определенный
словарный запас и
Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.
Например, вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).
Отгадывание загадок
можно связать с
2. Сюжетные рассказы (повествования).
· рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;
· рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками. Опираясь на исследования и опыт работы, мы изложим свое понимание методики обучения связной речи на материале игрушек.
Напомним, что на
занятиях с игрушками следует
обучать детей речевым умениям,
необходимым для составления
описательных и повествовательных
монологов: сформировать элементарное
представление о структуре
Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.
В младшем дошкольном
возрасте вначале стоит задача научить
детей сосредоточиваться при
рассматривании игрушек и предметов,
затем научить отвечать на вопросы
по их описанию. Детей подводят к
составлению с помощью
На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).
На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»
Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).
На следующем
этапе можно рекомендовать
В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»
Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.
На занятиях по
описанию игрушек используются стихи,
потешки, загадки. Так, воспитатель
может загадать загадку про собаку:
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет
под крылечком, хвост колечком».
После отгадывания загадки
В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.
Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.
В процессе обучения
дети должны интуитивно понять, что
описание проводится по определенному
плану. Этому способствуют правильно
организованный ход рассматривания
игрушек и продуманная
Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.
Построение связного
текста вызывает у детей затруднение.
Они часто не знают, как начать
высказывание и чем его закончить,
как связать предложения. Исследования
доказывают, что уже в процессе
рассматривания игрушек, в вопросно-ответной
форме следует показать детям
возможные связи между
Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».
Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.
«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».
Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.
Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т.д.
В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.
Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.
Одновременно у
детей формируются навыки повествовательной
речи. Детей подводят к составлению
рассказов также по вопросам воспитателя.
Важно сформировать элементарные представления
о структуре высказывания (начало,
середина, конец). Для осознания структуры
повествования рекомендуется
Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».
Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.
Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.
На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» – «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» – «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой».
Информация о работе Приемы словарной работы при расматривании игрушек