Повышение эффективности публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Взаимоотношения специалистов в профессиональной деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых. Исследования психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимается руководителем в устной форме, в процессе делового взаимодействия. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций и дискуссий, торгов и презентаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Требования к публичной речи………………………………………4

Глава 2. Классификация видов речи………………………………………….6

Глава 3. Повышение эффективности публичного выступления…………..10

3.1 Как выступать с речью…………………………………………………...10

3.2 Как произвести положительное впечатление…………………………..12

Заключение…………………………………………………………………...13

Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.docx

— 29.87 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Требования к публичной речи………………………………………4

Глава 2. Классификация  видов речи………………………………………….6

Глава 3. Повышение  эффективности публичного выступления…………..10

3.1 Как выступать  с речью…………………………………………………...10

3.2 Как произвести  положительное впечатление…………………………..12

Заключение…………………………………………………………………...13

Список использованной литературы……………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Взаимоотношения специалистов в профессиональной деятельности становятся предметом все более  пристального внимания ученых. Исследования психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений  принимается руководителем в  устной форме, в процессе делового взаимодействия. Характер деловых контактов оказывает  решающее влияние на эффективность  совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний  и переговоров, пресс-конференций  и дискуссий, торгов и презентаций.

  Овладение основами деловой коммуникации позволит специалистам эффективно взаимодействовать  с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое  общение и разнообразные стратегии  и тактики, ориентирование на достижение компромисса и сотрудничества. А  это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных  последствий решений при ведении  переговоров и консультировании, проведении деловых совещаний и  собраний. Использование рациональных программ делового общения, адекватных коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в  деловых кругах.

  Важным  элементом имиджа является умение выражать свои мысли.

  Публичные речи могут быть включены в такие  формы деловой коммуникации, как  деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации, а могут иметь и  самостоятельное значение. Речь в  деловой среде направлена на достижение прагматических1 целей, например речь адвоката – чтобы эффективно защитить клиента, речь руководителя на совещании – чтобы стимулировать высокопродуктивность работы его участников, для информирования, речь на митинге – чтобы убедить участников, склонить их к действию.

  Глава 1. Требования к публичной речи

  1. Речь должна быть сначала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!» Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.
  2. Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

  У любой  речи должна быть тщательно продумана  внутренняя структура. Введение  и  основная часть должны дать ответы на следующие четыре вопроса.

  Введение. Почему я говорю?

  Основная  часть. Каково существующее положение (Что было? Что есть? Что должно быть вместо этого? Как можно изменить существующее положение?)

  Заключение  содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.

  Речь должна быть ориентирована на слушателей в  зависимости от того, предназначена  она для индивидуального собеседования  или для выступления перед  большой аудиторией. Она может  быть обращена к разнородной аудитории.

  Сэр Гамильтон  думал лаконично и связно, оставив  нам пять заповедей искусства  речи:

  - Понять, что следует сказать;

  - Упорядочить:  что по делу, а что шутки  ради;

  - Облечь  в слова и украсить слогом;

  - Запечатлеть  в памяти;

  - Приятно  и достойно изложить.

  Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится  прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы. Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и  произнесения речи.

  1.ИНВЕНЦИЯ, или «нахождение», «изобретение».  На этом этапе собирают и  систематизируют необходимый для  будущей речи материал.

  2.ДИСПОЗИЦИЯ, или «расположение». Автор будущей  речи обдумывает материал, структурирует  его, связывает детали, готовит  комментарии к материалу.

  3.ЭЛОКУЦИЯ, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется  первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной  части, формулирование выступления  и заключения, окончательная редакция  текста.

  4.МЕМОРИО,  или «запоминание». На этом  этапе необходимо мысленно освоить  написанный текст, может быть  даже выучить его наизусть  и попробовать освоить риторически,  то есть выделить места, где  необходимы паузы, модуляция голоса, невербальная поддержка текста  и другие проявления индивидуального  ораторского стиля.

  5.ПРОИЗНЕСЕНИЕ. 
 
 

  Глава 2. Классификация видов речи

  Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать  ее тему, необходимо подумать и о  назначении речи. Если человек берет  слово, затем встает и начинает говорить, не имея ясного представления о том, чего ради он говорит и что, собственно, хочет сказать, то для такого выступления  несомненно нет достаточного основания  и оно недопустимо, так как  отсутствует предмет речи.

  Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства  речи. Книга о науке убеждать»  дает следующие советы начинающим ораторам:

  1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам

    Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может  дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или  тему из такой области, в которой  у вас по крайней мере не меньший  опыт, чем у слушателей. Выступающий  должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.

    «Нет такой  специальной из ряда вон выходящей  темы, чтобы не нашлось книги, способной  предоставить материал по этой теме» - пишет Гамильтон и дает совет: «Читайте Сенеку, он по большинству  тем дал блестящие и счастливо  выраженные мысли».

  1. Подбирайте уместную тему

    Выбор темы зависит  от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт  для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать  интересней и важней.

  1. Выбирайте тему, соответствующую аудитории

    Тема должна быть интересна, важна и понятна  для слушателя. Это зависит, главным  образом, от следующих факторов:

    а) основных интересов  аудитории;

    б) групповых  интересов;

    в) злободневных интересов;

    г) конкретных интересов;

    д) новизны  темы;

    е) заложенных в теме полярных мнений.

    Существует  несколько видов речи:

  1. Информационная речь. Цель информационной речи – обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями, дать новое о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность. Это может быть повествование, описание, объяснение. Повествование – связный рассказ; описание – расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение – показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

    Информационная  речь должна отвечать следующим требованиям:

    - в ней не  должно быть ничего спорного;

    - она должна  пробуждать любознательность слушателя;

    - она должна  удовлетворять запросы слушателя;

    - сообщение  должно быть сделано на актуальную  тему.

    2) Убеждающая речь. В реальной практике убеждающие речи рассматриваются как агитационные, в них любыми методами – логическими и иными – оратор убеждает согласиться с ним в сложном вопросе, по которому в обществе нет единой точки зрения. Во время убеждающей речи доказываются или опровергаются какие-либо положения, вызываются у слушателей те или иные чувства.

  Предмет убеждающей речи – вопросы факта, свидетельствующие о том, что  представляет истинную правду, а что  нет, или вопросы поведения, то есть что следует предпринимать, а  какие действия недопустимы.

  Интерес аудитории к предмету речи стимулируется  самой спорностью вопроса, и от оратора  требуются ответы на вопросы: «Чему  же верить?» или «Что делать?». Если предмет речи не вызывает у аудитории  реального или потенциального интереса, или нельзя при обсуждении проблемы предложить ее решение (или хотя бы помочь в этом), то такая тема выступления  не подходит для убеждающей речи. Чтобы  избежать подобного рода ошибок необходимы следующие шаги:

  1. Выбирать действительно спорный и актуальный вопрос;
  2. Выбирать содержательную тему;
  3. Выбирать разрешимый вопрос. Несомненно, сама речь не может практически решить тот или иной вопрос, но продемонстрировать возможные пути, подходы к решению, обозначить те или иные варианты действий – это сделать оратору необходимо.

3)Призывающая к действию речь. Призывающая к действию речь также относится к числу агитационных, а следовательно, она должна содержать необходимые факты, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию, призывать к конкретному действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего.

  Речь оратора  в этом случае должна быть столь  убедительной , чтобы у слушателей появилась потребность именно здесь  и сейчас сделать то, о чем их просит оратор.

  При выборе темы для речи, призывающей к действию, необходимо:

  1. Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слушателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей – это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, задевающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит от того, способен ли выступающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о срочных, полезных и желательных действиях.
  2. Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудитории, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят?
  3. Уточнить, не слишком ли сильная оппозиция? В некоторых аудиториях прямой призыв к действиям может не найти отклика по причине внутреннего противодействия, наличия оппозиции. Поэтому важно убедить хотя бы некоторых слушателей. Такая ситуация требует от оратора большой осторожности и в выборе цели выступления, и в определении обсуждения.

  Оратору во время агитационной речи следует  контролировать ситуацию, и если анализ свидетельствует, что своими призывами  вы только обострите оппозицию, то необходимо на момент пожертвовать агитационной целью в пользу чисто информационной беседы.

  Речи подобного  типа обычно не планируются заранее  и не готовятся длительное время, тематика их может меняться в зависимости  от актуальных событий. Они представляют собой как бы «оперативные» речи, поэтому важными требованиями для  них являются такие, как:

  - излагать  мысли таким образом, чтобы  слушатели отождествляли получаемую  информацию со своими проблемами  и размышлениями;

  - задевать  личные мотивы слушателей, их  интересы;

  - кратко  и эмоционально выражать мысли;

Информация о работе Повышение эффективности публичного выступления