Постановка и автоматизация звука [К]

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Артикуляция звука [к]:
губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
зубы разомкнуты;
кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;

Работа содержит 1 файл

постановка звука К.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Затем задает вопросы: «Как курица зовет  цыплят?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко». «Как квакает лягушка?» — «Кваква».

2. Механическим способом.

Ребенок должен произносить слог [та] шпателем слегка надавить на кончик языка, затем отодвинуть язык кзади.

Итог занятия

Логопед говорит, что ребенок очень  хорошо занимался, четко произносил звук [к].

  1. Звук [К] (автоматизация)

ЦЕЛИ

Автоматизация звука [к] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа  дыхания,  фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Занятия по автоматизации звука  идентичны занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

Произнесение слогов

Слоги произносить отрывисто, четко.

ка                          пка                                    тка — тко — тку — ткы

ка—ка                  пка—пко                           мка — мко — мку — мкы

ка—ко—кы         пка—пко— пку                тка — тка — тка— мка

Произнесение слов со звуком [к]

Повторить слова: «камень, «капля», «кони», «коты», «копыто»,  «каток» «утка» «кукушка «Коля», «Костя», «кофе».

Произнесение предложений со звуком [к]

Составить и произнести предложения  по картинкам:

«Утром папа пьет кофе», «У Коли камень», «Около дома каток», «Кукушка кукует: "Ку-ку, ку-ку!”» «Костя катается на коньках», «Конь стучит копытом».

Произнесение текстов

Выучить стихотворение.

Сидит кукушка на суку

И говорит: Ку-ку, ку-ку!

Мяукнул кот:

Кто на суку?

Она в ответ: Ку-ку, ку-ку!

У всех кукушек на веку

Одно «ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Вот конь кричит ей на скаку:

— Иди ко мне, ку-ку, ку-ку.

Она «ку-ку» ему в ответ.

Как видно, это значит «нет».

Итог занятия

Логопед говорит, что ребенок очень  хорошо занимался, четко произносил звук [к]. Можно предложить ребенку  отгадать загадку: Мягкие лапки, а в  лапках царапки. (Кошка.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Что  такое логопункт?"

 

В последнее  время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) и общим недоразвитие речи (ОНР).  Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида. Занятия с такими детьми проводятся на логопункте ДОУ.

 

Что же такое логопункт?

Логопедический  пункт (сокращенно "логопункт") - это  место, где оказывается помощь детям  с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.

А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено время на занятия  с учителем-логопедом. Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписания занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.

 

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет  с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся  в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь. дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.

 

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего  принимаются дети с такими логопедическими  заключениями:

нарушение произношения отдельных звуков (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР;

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР;

ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой  формой дизартрии, или НВОНР - не резко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

 

В каком режиме проходят занятия  на логопункте?

Фронтальные (с  группой детей) - 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые - 2 или 3 раза в неделю. наилучший эффект, конечно  же, дают индивидуальные занятия. Как  часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут. 

Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция  звукопроизношения и развитие фонематических процессов. 

В первую половину дня логопед работает 3-4 раза в неделю. Во вторую половину дня - 1-2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

 

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество  детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 -25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. а на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. 

Таким образом, логопункт в детском саду - это  открытая и крайне подвижная система. 

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей  логопеду очень тяжело, поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно помещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О дошкольном логопункте.

 

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной  помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет  с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи  

 

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте?  

 

  • Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

 

  • Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших 3-х летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей, количество детей для логопункта ограничено - 25 человек в год. Этот список детей для коррекционной работы утверждается психолого-медико-педагогической комиссией, которая создается на основании приказа окружного управления образования Департамента образования города Москвы. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места - дети 4-5 лет.
  • На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).
  • Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ткаченко Т.А., Грибовой О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

 

 

  • Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Поэтому важным условием эффективности занятий является закрепление полученных ребенком навыков дома в процессе совместной работы с родителями по заданиям логопеда.

 

 

 

Основные задачами учителя-логопеда являются:

– Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; 
– Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; 
– Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; 
– Привитие детям навыков коммуникативного общения; 
– Решение задач социального и речевого развития; 
– Организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

 

Когда обращаться к логопеду 

  • Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
  • 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
  • 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
  • 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
  • 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
  • 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
  • 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
  • В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Физиологическаядислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.

Речь маленьких  детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано прежде всего недостаточным  развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточнаясформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию. 

Раннее обнаружение  аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. 

К 5-ти годам  ребенок должен правильно строить  фразы и произносить все звуки  речи!

 

 

Причины нарушения речи у детей  

 

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же  этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

С неправильным произношением звуков у детей  мы встречаемся очень рано, уже  в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения.

По мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь  к образцу речи взрослого.

Совершенно  необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и  неторопливая речь окружающих ребенка  взрослых людей. Это тот образец  для подражания, которому ребенок  следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям. Совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей! 

 

 

 

Причинами патологии детской речи могут стать:

1) Различные  неблагоприятные воздействия, как  во внутриутробном периоде развития, так и во время родов. От  времени поражения в значительной  степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредных факторов (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, например, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих повреждение или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия – недостаточность кислородного снабжения мозга, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы.

Информация о работе Постановка и автоматизация звука [К]