Постановка и автоматизация звука [К]

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Артикуляция звука [к]:
губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
зубы разомкнуты;
кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;

Работа содержит 1 файл

постановка звука К.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Постановка и автоматизация звука [К]

Артикуляция звука [к]:

  • губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
  • зубы разомкнуты;
  • кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
  • воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.

Для подготовки к правильному произнесению звуков рекомендуются артикуляционные упражнения:

  • «кашляем»;
  • «горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба;
  • улыбка с сомкнутыми губами;
  • улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).

Постановка звука [К]

І способ. Постановка звука по подражанию

• Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение , ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.

• После  этого покажите ребенку, как «покашлять»  шепотом - «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха. Устранив из своего произношения серединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.

•Если получился правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к  слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]».

• В  конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за Вами.

ІІ способ. Постановка звука [к] от правильного [х]

• Обратите внимание на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], то корень его языка прикасается к небу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к небу, зажал им щель перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.

• Под  образовавшейся смычкой воздушная  струя окажется под некоторым  давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо  рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].

• В  дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I).

• После  того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

• Затем  переходите к произношению слогов (по подражанию).

III способ. Постановка звука [к] на вдохе

• Ребенок  должен как можно дальше в горло  «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].

• Еще  это можно сравнить с беззвучным (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий к звуку [к].

• В  дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее»). Для того чтобы избежать раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом.

• Когда  слог [ка] на выдохе ребенок будет  произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.

• Затем  тренируйте произношение звука [к] в  слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

IV способ. Постановка звука [к] с механической  помощью

Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпателем.

• Пусть  ребенок произносит слоги: [та —  та — та]. В это время вы, нажимая  на кончик его языка, постепенно и  осторожно проталкиваете его  в глубь рта. В это время  ребенок должен, не прекращая, произносить слоги.

• По мере продвижения языка в глубь  рта звук будет меняться. Вначале  послышится нечеткий мягкий звук [т’], затем нечеткий мягкий звук [к’]. В  какой то момент вы услышите, что  ребенок произносит слоги[ка — ка — ка].

• Перед  выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь ста, и что звук, который он будет произносить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.

• Когда  послышится правильный звук [к], еще  какое-то время придерживайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что  именно этот звук вы и хотели услышать.

• Как-нибудь назовите его (например, скажите, что  этот звук напоминает покашливание).

• Осторожно  уберите шпатель, пусть ребенок  сам продолжает произносить слоги.

• Предложите ребенку произносить слоги [ка —  ка — ка] самостоятельно. Скорее всего, вам придется еще не один раз помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не запомнит.

• Когда  ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

• В  дальнейшем пусть ребенок произносит слоги с другими гласными (он может  повторять их за вами).

 

 

 

Речевой материал для автоматизации звука [к]

Автоматизация звука [к] в прямых слогах

Произносить слоги:

ка-ка —  ка-ка-ка

ко-ко —  ко-ко-ко

ку-ку —  ку-ку-ку

кы-кы —  кы-кы-кы

Произносить слоговые ряды:

ка —  ко — ку — кы

ко —  ку — кы — ка

ку —  кы — ка — ко

кы —  ка — ко — ку

Произносить слова:

ка

Катя,касса, камера, камень, канат, карась, калач, канал, кабан,  каша, кант, кабель, казан, кабинет, кассир, камыш, калина, кабина, карамель, качели, кашель, катушка, капюшон, карман, капрон,капуста, картофель, карусель, каблук, капитан, булка, дочка, бочка, миска, ночка, точка, черника.

ко

Косы, ковш, колос, Коля,козы, кожа, колба, космос, кот, кол, ком, комната, кони, кофе, корень, кобра, молоко,далеко, закон.

ку

Куб, куль,  кулёк,кум, курица, кусок, куст, кухня, купол, кузов, кувшин, якут, секунда, окунь, секунда, булку, дочку, миску, точку.

Произносить слова со стечением согласных:

квас, квадрат, Клава, класть, класс, клапан, квартал, крот, кровь, крошки, крот, кроме, круг, кружка, крупа, краса, крабы, кран, край, крыша, крыса, Крым, клок, клоун, клуб, клубок, клык;

дочка, кочка, ручка, точка, внучка, тучка, ванночка, птичка, точка, тачка, овечка, речка, собачка, лягушка.

Произносить чистоговорки:

Ка-ка-ка, ка-ка-ка —

Вот широкая  река.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко —

Там рыбак  недалеко.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка —

Есть  улов у рыбака.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко —

Рыба  ловится легко.

Автоматизация звука [к] в обратных слогах

Произносить слоги:

ак-ак —  ак-ак-ак

ок-ок —  ок-ок-ок

ук-ук —  ук-ук-ук

ик-ик — ик-ик-ик

Произносить слоговые ряды:

ак — ок — ук — ик

ок — ук — ик — ак

ук — ик — ак — ок

ик — ак — ок — ук

Произносить слова:

Мак, бак, сок, сук, цирк, танк, блеск, веник, воск, тюбик, каток, комок, замок, рынок, ролик, человек, мотылек, бантик, ручеек, домик, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок, петушок.

Произносить слова с двумя звуками [к]

Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, косынка, катушка, колокол, кошка, копейка, каблук, конфетка, казак, катушка, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, кукушка, клубок, клубника, коллекция.

Автоматизация звука [к] в предложениях:

У Коли коллекция марок. Дедушка  посадил яблоньку. Каждое утро я  делаю зарядку. Катя начертила квадрат. Костя купил книгу. Не молоток  кует железо, а кузнец. Синичка —  маленькая птичка. Бабушка кормит кур. Кате купили зайку. Собака своих не кусает. За окном капает дождик. Коля идет на рынок.

Автоматизация звука [к] в стихах 

         Петушок

Петушился, петушился

Забияка-петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка,

Не похож на петушка.

Отгадай загадки

Черный  Ивашка —

Деревянная  рубашка,

Где носом  поведет,

Там заметку  кладет.

(Карандаш)

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище.

(Кот)

Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста)

На олене, на коне

Хорошо  кататься мне!

Не по тундре, не по лугу —

Еду я по чудо-кругу.

Я скачу, я лечу,

Я в  восторге хохочу!

(Карусель)

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Кататься  хочешь —

На нас  садись.

(Качели)

На соломинке  дом,

Сто ребяток  в нем.

(Колосок)

Не зверь, не птица,

Носок как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

(Комар)

Сама  пестрая, ест зеленое, дает белое.

(Корова)

Быстрый прыжок, теплый пушок,

Красный глазок.

(Кролик)

Сделал  дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он не знает.

(Крот)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно!

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост — колечком.

(Собака)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в руке. (Удочка)

Ходит с края он на край,

Режет черный каравай.

(Ножик)

Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

(Река)

Упадет  — подскачет,

Ударишь — не плачет.

(Мячик)

Черные  птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

(Буквы)

 

Отгадай загадку.

Доскажи словечко.

Любят все детки

Сладкие ...

(конфетки)

 

Пословицы и поговорки

Близок  локоток, да не укусишь.

Как аукнется, так и откликнется.

Как волка  не корми, он все в лес смотрит.

Каков мастер, такова и работа.

Капля мало, а по капле — море.

Корень  учения горек, а плод сладок.

Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.

Кошке — игрушки, мышке — слезки.

Красна  птица пером, человек умом.

Куда  иголка, туда и нитка.

Конец — делу венец.

Задания для автоматизации звука [к] и развития мелкой моторики

  1. ДОЖДИК


Послушай и повтори. 

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Кап! Кап! Кап!...

Произнеси несколько раз: «Капли капают: кап-кап».

 

Дорисуй цветными карандашами капли дождя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗВУК [К] (постановка)

ЦЕЛИ

Постановка звука [к], развитие артикуляционной  моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент Проводится игра «Чудесный мешочек».

Формирование ритмической  организации высказывания

Произносить слоги со сменой ударения, отхлопывая ритм:

«та—та′», «та′—та», «па′—па′—та′», «та— па′—па», «па — та—та», «па′ – та—па—та».

Развитие фонематического  слуха

дополнить предложение, выбрать по картинкам нужное слово.

У девочки... (батон).         У девочки... (бутон).

У бабушки... (нитка).       У бабушки... (ватка).

Развитие артикуляционной  моторики

Логопедический массаж

1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное  растирание, растирание пилением, растягивание  верхней/нижней губы, спиралевидное  разминание, разминание надавливанием,  вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание  языка от корня до кончика,  круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

Артикуляционная гимнастика  

1. Для нижней челюсти: двигать  нижней челюстью вперед при  полуоткрытом рте, произвольно  двигать челюстью вправо влево.

2. Для губ и щек: надувать  обе щеки одновременно; надувать  щеки попеременно («катать» воздух  из одной щеки в другую); придавливать  кусочек бумажки языком к верхним  резцам, затем сплевывать ее.

3.  Дляязыка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка».

4. Для мягкого нёба: покашливать,  позевывать, произносить гласные  звуки на твердой, затем мягкой  атаке.

Упражнения на дыхание

1. Выполнить комплекс парадоксальной  дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (пф! пф! пф!); рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Постановка звука [к]

Если у ребенка высокое готическое нёбо, то устранение недостатков произношения звука [к] практически невозможно. В  этом случае не следует тормозить  развитие глоточной артикуляции звука.

1. По подражанию.

Логопед показывает и объясняет  ребенку артикуляционный уклад (подогнуть  язычок, как кулачок).

Информация о работе Постановка и автоматизация звука [К]