Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 15:46, контрольная работа
История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство – сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом.
Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением.
Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве.
Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть - учение о бытии, практическую часть - учение о человеческой деятельности и поэтическую часть - учение о творчестве.
По
Аристотелю, существует материя, или
пассивная возможность
Композиция «Риторики» Аристотеля весьма четкая. В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук, и выделяются роды речей; вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга - проблемам стиля и построения речи.
Аристотель считает, что риторика - искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность - оказывается недостаточной. „Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, , а также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения". И еще одно определение: „Итак, определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета".
Риторика
занимается выделением способов убеждения,
теоретическим осмыслением этих
способов. Как отмечает Аристотель,
действие убеждающей речи зависит от трех
моментов: нравственного характера говорящего,
качества самой речи, настроения слушателей.
Уже в учении Аристотеля выделяется триада:
отправитель речи - речь - получатель речи,
которая находит свое развитие в современных
исследованиях.
Временем Платона и Аристотеля в истории греческой культуры заканчивается период классики. Со второй половины V в. до н.э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин - грек). Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений. Она изучала сочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей некоторых трактатах, однако, на первых порах мы находим влеченье риторизмом, изысканностью выражений, сложными фразами, „цветами красноречия". Эта манера речи стала называться „азианским стилем" по месту его возникновения и процветания в Малой Азии.
Азианский стиль изучали Гермоген, Феодр Годарский (учитель Тиберия), анонимный автор, именовавшийся Лонгином, который написал трактат „О возвышенном". Представители этого стиля проповедовали пафос, подъем, экзальтацию.
Однако не все теоретики и практики были сторонниками азианского стиля, его противники стояли за классические образцы и строгость речи. Этот стиль, в противоположность азианскому, стал называться аттическим, а его представители - аттицистами. Они проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи, которые вызывали у слушателей определенные ассоциации, тем самым воздействуя на них.
Аттицисты были сторонниками чистоты речи, под которой подразумевалась ее нормативность, сводившаяся к правильному выбору слова и морфологической формы. Если оратор следовал этим требованиям, он мог считаться образцовым оратором, а его речи изучались как образцы. Уже к концу III в. до н. э. сторонники аттицизма (классицизма) победили, хотя борьба продолжалась и далее в Риме. В I в. до н.э. Цицерон написал два трактата: „Брут" и „Оратор", которые как бы синтезируют азианское и аттическое (классическое) направления.
Представителями аттического направления были, например, Аполлодор Пергамский, наставник римского императора Октавиана Августа, придерживавшийся строгих и точных правил риторики; Цицелий, о котором упоминает Дионисий Галикарнасский, - сам сторонник аттического направления, а также Деметрий.
Дионисий Галикарнасский (1 в. до н. э.) провел большую часть своей жизни в Риме. Самое значительное его произведение - „О соединении слов", в котором он излагает свои эстетико - риторические позиции. Вот одно из его суждений: „Многие поэты и прозаики, как философы, так и ораторы, заботливо подбирают очень красивые и соответствующие содержанию выражения, но необдуманно и безвкусно соединяют их, и ничего хорошего от такого труда не получается; и наоборот, другие, взяв низменные, простые слова, но сложив их в приятные и искусные сочетания, облекают речь величайшей прелестью".
Философ эстетически
Деметрию
(ок. 1 в. н. э.) приписывается сочинение
„О стиле". В этом труде Деметрий
разрабатывает две проблемы: период, его
структура и стили, их характеристики.
Самое главное в этой работе - учение о
стилях. Он выделяет четыре основных стиля:
простой (или скудный), величественный
(или торжественный), изящный (или гладкий),
мощный (или сильный), а также их возможные
сочетания, которые содержат характерные
особенности ряда стилей. Так, изящный
стиль, по мнению Деметрия, может
соединяться с простым и возвышенным,
мощный соединяется и с тем и с другим.
Только возвышенный не вступает в соединение
с простым (или скудным), так как оба они
исключают друг друга. Деметрия интересует
форма выражения в широком смысле - не
как форма сама по себе, а вместе с содержанием.
Выделяя четыре стиля, Деметрий
продолжает позднеантичную традицию,
которая не мыслится без четкой классификации
форм. Он вводит четыре стиля вместо традиционных
трех, выступая в своем трактате типичным
эллинистическим автором, который стремится
к классификации, детализации, анализируя
риторическую технику.
Виднейшие
ораторы и теоретики красноречия
Древней Греции смогли проникнуть в тайны
слова, расширить границы его познания,
выдвинуть теоретические и практические
принципы ораторской речи как искусства,
основываясь на собственном богатом
опыте и на анализе многочисленных блестящих
речей известных ораторов. В их работах
настолько интересный и глубокий анализ
искусства убеждения, что много столетий
спустя, в наши дни, специалисты находят
там идеи, считавшиеся достижением только
нового времени.
Список используемой литературы
Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма. М., 1991.
Александров Д.Н. Риторика М.,2000
Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. М., 1998.
Античные риторики. М., 1978.
Апресян Г.З. Ораторское искусство. М.,1978.
Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на –Дону, 1999
Гаспарова М, Борухович В. Ораторское искусство древней Греции. М., 1985
Куманецкий
К. История культуры Древней Греции
и Рима,
Тахо-Годи А.А. Античные риторики. М., 1998.