Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:35, реферат
В Институциях Юстиниана (Кн.3.XIII.) приводится следующее определение этой важнейшей юридической категории: "Обязательство (obligatio) есть оковы права, в силу которых мы по необходимости должны выполнить известное действие согласно законам нашего государства". Юристу Павлу принадлежит высказывание, в котором конкретизируется это определение: "Сущность обязательства в том, чтобы связать перед нами другого так, чтобы он дал, сделал, предоставил".
· требования должны быть ликвидными (то есть такими, которые не обременены иными обязательствами);
· зачитываются только такие требования, срок исполнения по которым уже наступил ;
· встречные требования должны быть однородны ; следовательно больше всего подходят для зачета денежные обязательства . (7)
Смерть одной из сторон
Смерть физического лица, являющегося одной из сторон обязательства, не прекращает его, так как наследник, в сакральном смысле - продолжатель личности умершего, а в обыденных делах - универсальный правопреемник , возлагал на себя ответственность по долгам умершего.
Исключением из этого принципа были долги, возникшие в результате правонарушения - деликта .
Совпадение ( confusio ) должни
Такое основание прекращения обязательства возникает чаще всего тогда, когда кредитор становится наследником должника или наоборот, то есть при правопреемстве.
Освобождение от долга (remissio debiti) (прощение долга)
В Риме такой способ прекращения обязательств носил характер ритуальных действий, обнимаемых понятием воображаемый платеж (imaginaria solutio); один из них описывается Титом Ливием: по случаю священной весны верховный жрец освобождал народ от прегрешений вольных и невольных, завершая ритуал словами пусть народ будет отвязан и свободен (eo populus solutus liber esto).(8)
Невозможность исполнения
Признавалась невозможность физ
4. Ответственность
за неисполнение обязательств
В древнейшее время неисполнение договора каралось жестокими мерами, направленными против личности должника: продажа в рабство, удержание в темнице, убийство (Табл. III, 6. "В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено в вину"). Равным образом и в случае правонарушения предусматривается право мести либо твердо установленный штраф (Табл. VIII. 2. "Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое. 3. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу - 150 ассов").
Таким образом, вряд ли есть основания говорить об институте гражданско-правовой ответственности в архаический период римского права.
В классическую эпоху складывается представление об ответственности в виде возмещения убытков, то есть стоимости того, что кредитор потерял из-за неисправности должника (Гай, Ин.,Кн.4. 47): "Если окажется, что А.А. отдал на сохранение Н.Н. серебряный стол, который злоумышленно Н.Н. не возвратил А.А., то ты, судья, присуди Н.Н. к уплате в пользу А.А. столько денег, сколько эта вещь стоит".
Возмещение убытков
(damnum praestare) постепенно заменяет уплату
штрафа (тем более месть) и тогда, когда
вред причиняется правонарушением. Следовательно,
возникают черты имущественной ответствен
При определении объема такой ответственности, то есть размера подлежащего выплате убытка, классическое право уже исходило не только из номинальной стоимости утраченной вещи (стоимости предмета обязательства вообще), а из той суммарной потери, которую нес кредитор ввиду неисполнения должником обязательства; иными словами, учитывался не только реальный ущерб , но и упущенная выгода. Правило об этом содержится в Дигестах (Д.13.IV.2. #8): "(Ульпиан). Следует ли принять в расчет упущенную выгоду, а не только ущерб? Думаю, что следует принимать в расчет и выгоду".
Таким образом, объем подлежащего выплате убытка складывался из реального ущерба ( damnum emergens ) и упущенной выгоды ( lucrum cessans ). Реальный ущерб определялся как утрата либо порча того, что существовало на момент возникновения обязательства; упущенная выгода - потеря прибыли, интереса (interesse - "быть между", "составлять разницу") ввиду неисполнения обязательства. Это положение иллюстрирует следующий фрагмент из Институций Гая (Кн.3.212): "Да и притом не только тело убитого оценивается..., но если например кто убьет раба и собственник понесет убыток, превышающий стоимость самого раба, то и это берется во внимание; убили например моего раба, назначенного кем-то наследником, прежде чем он по моему приказанию вступил торжественно во владение наследством. В этом случае берется во внимание не только стоимость его самого, но и потерянного наследства".
Ответственность возлагалась на должника только тогда, когда его поведение (при исполнении договора, в случае причинения вреда) было упречным, то есть содержало признакивины (Гай, Ин.Кн.3.211.): "Незаконно убивающим (чужого раба) считается тот, по умыслу или по вине которого совершено убийство, и нет никакого другого закона, по которому должно бы взыскать штраф за убыток, причиненный не противозаконным образом; вследствие этого не подвергается наказанию тот, кто причинил вред как-нибудь случайно, без всякой вины и умысла ".
Признавалось, что нет вины ( culpa ), когда "лицо соблюдало все, что нужно" (Д.9.II.30.#3); следовательно, под виной в римском праве понималось несоблюдение человеком такого поведения, которое требуется правом при данных обстоятельствах.
Вина в общем значении
распадалась на умысел (dolus, dolus
malus) и неосторожность , небрежность
Право различало степени
вины в узком значении (то есть небрежности),
рассматривая в качестве оснований
ответственности грубую небрежность ( culpa
lata ) и легкую небрежность ( culpa
levis ). Грубая небрежность проявлялась
в непонимании того, что понятно всем и
каждому, иными словами, в непринятии тех
мер предосторожности, которые очевидны
для всякого нормального человека. Легкая
небрежность характеризовалась несоблюдением
повышенной меры заботливости. Абстрактным крит