Неязыковые характеристики речи. Показатели выступления телеведущего

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать значение неязыковых характеристик речи как значимый фактор воздействия телевизионных СМИ на аудиторию. Объектом выступает устный жанр служебного контакта телеведущего и гостей телепередач “Пусть говорят” и “К барьеру”, такие как монолог и диалог. Задача - рассмотрение на конкретных примерах системы приемов и операций практического действия телеведущего для достижения нужной реакции аудитории.

Работа содержит 1 файл

Неязыковые характеристики речи как значимый фактор воздействия телевизионных СМИ на аудиторию.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Обратим внимание на некоторые часто встречающиеся… 

  • Фразы
 

   Установлено, что коротки фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям. [Карточка № 10] 
 

  • Паузы
 

   Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд. [Карточка № 2] 
 
 

  • Агрессия

         “Агрессия” телеведущего может быть выражена сарказмом, иронией, злословием, которые могут использоваться с целью подавления мнения оппонента (участника, зрителя) или же с целью поставить его на место. [Карточка №1] 

  • Обращение к аудитории
 

   Известно, что обращение к собеседнику  по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также  можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания. [Карточка № 10] 

  • Комплимент
 

   Другой  элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории. [Карточка № 4] 
 
 
 
 

  • Реакция аудитории
 

   Во  время выступления дóлжно постоянно  контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют  оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу. [Карточка № 1] 

  • Приветствие и прощание.
 

   Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

- Позвольте представиться!

В этой форму  оттенок официальности выражен  очень ярко. Возможны и другие формы  представления – менее официальные:

- Разрешите представиться!

Говорящий как  бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

     Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

- До свидания!

- Позвольте (разрешите) попрощаться…

Нужно иметь  ввиду, что во многих случаях перед  прощанием желательно поблагодарить  собравшуюся публику.

     Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту. [Карточка № 5, 9] 

        2.3. СТРУКТУРА  РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 

     В структуру речевого общения входят:

Значение и  смысл слов, фраз – разум человека проявляется в ясности его  речи. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и  доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов и смысл интонации.

Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др., разделительные звуки – это кашель, нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – “хм-хм”, “э-э-э” и др.

Невербальные  средства общения изучают следующие науки:

Кинестика изучает  внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – изучает движения мышц лица, жестика – жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика  изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

Такесика изучает  прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

Проксемика исследует  расположение людей в пространстве при общении, при этом выделяют следующие  зоны дистанции в человеческом контакте:

интимная зона (15 – 45 см.)

личная или  персональная зона (45 – 120 см.)

социальная зона (120 – 400 см.)

публичная зона (свыше 400 см.)

Таким образом  мы рассмотрели структуру, средства и виды общения. 

           3. РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ

                            3.1. РЕКОМЕНДАЦИИ  

     В структуре речевого аппарата могут  быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

     Необходимо  знать свои недостатки, понять и  освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

     К.С.Станиславский  придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).

     Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с  ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

     Овладев своим речевым аппаратом и поняв функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков. 

                     

            3.2. УПРАЖНЕНИЯ 

         3.2.1. Произношение гласных звуков А, О 

   Гласные в русском языке под ударением  не изменяются и произносятся ясно и четко. Ударный звук от безударного отличается качеством и количеством звучания.

   Все безударные гласные произносятся короче. Количество звука безударных зависит  от того, где находится этот звук по отношению к ударному слогу: чем  дальше звук от ударного слога, тем он короче. Но следует помнить, все заударные слоги произносятся, "не съедаются".

   Безударные  гласные И, Ы, У, Э изменяются только количественно, т.е. звучат короче, чем  ударные; звуки, обозначаемые буквами  А, О, Е, Я, изменяясь количественно, меняют и качество своего звучания. 

3.2.2. Работа над ритмикой слова 

   Рекомендация: Помните о законе А.А. Потебни: 1 2 3 1. Ударный слог произносите в полном объеме (3); заударные и предпредударные в три раза короче (1); предударный слог – в два раза короче (2). 

предпредударные слоги предударные слоги ударный слог заударные слоги
1 2 3 1
 

 

Т А Т          Т А т а          т а Т А       Т А т а т а       т а Т А т а           т а т а Т А

 

Б А Н К      Б А Н к а          в а Б А Н К       Б А н о ч к а       б а н К Н О т а     б а н к о М А Т 

   Задание. Прочтите слова. Обратите внимание на ударный слог. Отметьте ударный слог цифрой 3, ударные – 2, заударные и предпредударные – 1. 

   3.2.3. Нормы произношения  А, О 

   Рекомендация:

   Безударные А,О в начале слова и в 1 предударном слоге произносите как  /^/2 - звук, близкий к ударному А, но короче его приблизительно в два раза.

а г  а т                                 / ^ г а ' т /

к а  н а л                            /к ^ н а ' л /

о к  н о                             / ^ к н о' /

   Задание.

   Учитывая  рекомендации к произношению А, О  в начале слова, прочитайте следующие  слова вслух:

   азот,  аврал,  азарт,  амбар,  анонс,  арба,  аркан,  анчар,  аргон,  алмаз,  авось;  обвал,  обоз,  опал,  отпор,  оплот,  омлет,  охват,  обвод,  обзор, обман,  огонь,  оркестр.  

   3.2.4. Нормы произношения Е, Я 

   Рекомендация: Предударные Е, Я после мягких согласных произносите как звук, средний между И и Е, обозначаемый в транскрипции знаком  / Ие /, такой же звук произносите вместо буквы А после Ч, Щ.

   перо                                          / п’Ие ро' /

   весна                                         / в’Ие сна' /

   рядок                                        / р’Ие до'к /

   прямой                                     / пр’Ие мо'й /

   пятак                                        / п’Ие та'к /

   чадит                                       / ч Ие ди'т /

   щавель                                     / щ Ие в’е'л’ / 

   Задание.

   Произнесите слова вслух, четко выделяя ударный  слог. Следите за качеством звучания Е, Я в предударном слоге, за их длительностью:

   река,  века,  село,  песок,  тепло,  редис,  петух,  песок,  седок,  сезон,  медок,  сенат, секрет,  медяк,  мешок,  чердак,  чекист,  певец,  метро,  мечта,  сеанс; 

   пятно,  ряды,  вяжу,  гляжу,  трясу,  рядок,  рябой,  мясник,  пятак,  тянул.   

                         3.3. РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ 

   В первоначальной работе над дикцией  никак не обойтись без преодоления мышечных зажимов. Зажим физический чаще всего является внешним признаком зажима психического. Напряженная психика говорящего мешает ему выявлять себя, тормозит работу подсознания, крайне важного в творческом процессе. Зажатый речевой аппарат мешает дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряженная шея, неповоротливый язык и другие, природные или обретенные зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощенности организма в целом. 
 
 
 

Информация о работе Неязыковые характеристики речи. Показатели выступления телеведущего