Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:15, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать значение неязыковых характеристик речи как значимый фактор воздействия телевизионных СМИ на аудиторию. Объектом выступает устный жанр служебного контакта телеведущего и гостей телепередач “Пусть говорят” и “К барьеру”, такие как монолог и диалог. Задача - рассмотрение на конкретных примерах системы приемов и операций практического действия телеведущего для достижения нужной реакции аудитории.
ВВЕДЕНИЕ
Искусство произношения слова это сущность определяющая характер воздействия на аудиторию. Под искусством слова следует понимать давление на “взгляд общественности”, с помощью средств, не выходящими за рамки словесного действия. Именно это ограничение содержит в себе главный аспект: умение влиять посредством неязыковых характеристик речи, которые являются совокупностью техники речи - основой ораторского искусства.
Цель
ораторского искусства достичь
внимания и, соответственно, конкретной
реакции аудитории. Характер средств
воздействия может быть представлен как
информационно - этикетные, информационно
- развлекательные или информационно -
убеждающие выступления.
Ораторское искусство или учение об ораторском искусстве есть значение риторики. Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до н. э. в Греции. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н.э.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. По его же мнению, основное дело риторики не убеждать, а в каждом данном случае находить способы убеждения. Академик Д. С. Лихачев советовал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума» [Лихачев Д. С. О речевой культуре // Слово лектора. - 1989. - № 4, с. 46-47].
В последние десятилетия задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования. Это связано с резким изменением коммуникационной, а в целом и языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством» [Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13т. - М. , 1954, т.6, с. 73].
Таким
образом, цель данной работы состоит
в том, чтобы проанализировать значение
неязыковых характеристик речи как значимый
фактор воздействия телевизионных СМИ
на аудиторию. Объектом выступает
устный жанр служебного контакта телеведущего
и гостей телепередач “Пусть говорят”
и “К барьеру”, такие как монолог и диалог.
Задача - рассмотрение на конкретных
примерах системы приемов и операций практического
действия телеведущего для достижения
нужной реакции аудитории.
1. ТЕХНИКА РЕЧИ
1.1
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТЕХНИКИ РЕЧИ
Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.
Сочетание сильного, звучного голоса, четкости и ясности произношения, правильной и выразительной интонации - все это называется техникой речи.
Суть техники речи – в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции.
Голосовой аппарат состоит из четырёх частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов.
Дыхательные органы - нечто вроде мехов. Они включают лёгкие, мускулатуру, втягивающую воздух в лёгкие, и другие мышцы, выталкивающие воздух из лёгких. Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха и создают необходимую опору звуку – речевой пояс.
Вибраторы
- это голосовые связки. Они расположены
в дыхательном горле
Резонаторы включают гортань, полости носа и рта, нёбо, зубы, лицевой костяк, лобную пазуху. Они усиливают и обогащают звук. Изменения в форме и объёме полости рта придают во время речи отчётливость каждому звуку или создают резонанс.
Артикуляторы - язык, зубы, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо -образуют индивидуальные звуки с помощью изменений в размере и форме звучания.
Эти четыре части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса: звучности, темпа, высоты, тембра, артикуляции вместе с произношением.
Звучность голоса обеспечивает привлечение максимального внимания аудитории, отличается связностью и логичностью, достигается путем напряжения в голосе.
Темпом называют скорость речи. От темпа зависит четкость произношения
Тембр — это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона).
Каждый из пяти элементов
Техника речи является практическим предметом. Только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.
Дикция (лат.)- произношение, манера, степень отчетливости с которой оратор произносит звуки, слоги, слова и фразы в ходе выступления. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.
Помимо вышеуказанных, риторика как наука объясняет еще ряд терминов, таких как: сила и полетность голоса.
Полетность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.
Сила голоса — это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.
Ясное и четкое произношение позволяет оратору добиться внимания аудитории.
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб».1
Правильное,
четкое, выразительное и красивое
произнесение звуков, слов и фраз зависит
от работы речевого аппарата и правильного
дыхания.
1.1.1.Техника
выразительной речи
Грамотность звучащей речи: нормы ударения и произношения, трудные случаи употребления существительных, числительных, глаголов; предлоги управления, паронимы, тавтология, стилистические ошибки, канцеляризмы, устойчивые лексические конструкции. Тесты на правильность, чистоту и точность произношения.
Просодика – постановка правильного звучания: диафрагмальное дыхание, опора, полётность и тембр голоса; чёткость артикуляции, паузация, интонация, логические ударения, координация слова и жеста; скороговорки, гекзаметры.
Кинесика – употребление несловесных средств выразительности: мимики, позы, жеста, значение визуального контакта в речи, интерпретация поз и жестов.
Проксемика – использование пространства в общении: положение оратора в аудитории; интимная, личная, социальная, общественная зоны, "деловой треугольник"; размещение собеседников за столом, влияние экстрасенсорики.
1.2 КРИТЕРИЙ
УСПЕХА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нужным пальцем на нужную клавишу. Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нужной интонации. Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования техники речи.
В первую очередь именно тембр является устойчивой характеристикой
голоса, от которого зависит концентрация внимания аудитории на поставленном вопросе. Мелодичный, глубокий голос заставляет подсознательно обращать внимание людей на говорящего. Все остальные составляющие механизмы управления речью допустимо развить, улучшить, но без приятного, притягивающего слушателя голоса невозможно добиться ответной реакции аудитории, ее интереса. К примеру, невнятную, вялую, торопливую речь можно усовершенствовать, однако, если же человек непривлекателен голосом, то перед ним будет стоять практически неосуществимая задача. Но не стоит забывать о том, что тембр далеко не единственная характеристика речи, позволяющая привлечь нужное внимание. Оратором не рождаются - оратором становятся. Безусловно, врожденные параметры голоса и изначально правильное структурирование речевого аппарата, являются неотъемлемой частью в успешной деятельности телеведущего. Тем не менее, следует развивать навыки стоящие “по дефолту”.
2. ПОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
2.1.МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО НА АУДИТОРИЮ
Телевидение, как яркое и непревзойдённое явление культурной и
духовной жизни современного общества с момента своего появления
влияло и продолжает влиять на мнение людей, хотя человеческое
восприятие — сложный и ещё не полностью изученный процесс приема и
переработки информации. Как известно, способ подачи сообщения,
задаваемый коммуникатором, в значительной мере обусловливает ход,
особенности и успешность процесса его осмысления аудиторией.
Восприятие человека на телеэкране носит индивидуальный
характер, однако, возможно выявить общие тенденции воздействия эфира
на зрителей. Исследователи обнаруживают, что восприятие человека на
экране — дело сугубо индивидуальное, но важны тенденции. Так, Б.Буда обнаружил, что женская часть аудитории при восприятии
телеведущих-мужчин наиболее внимательна к таким характеристикам,
как цвет волос, овал лица, форма глаз и рук. В свою очередь, мужчины
при восприятии женщин-телеведущих наиболее внимательны к
динамическим характеристикам: мимике, пластике, жестикуляции, общей
гармоничности. В общей сложности, большинство зрителей реагирует не
на само содержание речи, а на невербальные элементы (улыбку, мимику;
жестикуляцию, манеру общения), позволяющие сменить отношение
говорящего к содержанию информации. Ведущие программы “Время” на
“Первом канале”, невербально привлекая внимание телезрителей, своим
обликом подчеркивают “классику” новостей. Например, в образе
Екатерины Андреевой не обнаруживается ничего лишнего, никаких ярких
цветов, волосы убраны назад, сделан неброский, но выразительный
макияж, в одежде предпочтительны классические сорочки.
На втором месте по значимости стоят интеллектуальные способности
человека на экране: эрудиция, ум, образованность. И, наконец, важным
оказывается неповторимость, своеобразие имиджа ведущего — то, что
принято называть обаянием личности, притягательностью.
Более глубокому восприятию информации в телевизионном дискурсе
Информация о работе Неязыковые характеристики речи. Показатели выступления телеведущего