Неязыковые характеристики речи. Показатели выступления телеведущего

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать значение неязыковых характеристик речи как значимый фактор воздействия телевизионных СМИ на аудиторию. Объектом выступает устный жанр служебного контакта телеведущего и гостей телепередач “Пусть говорят” и “К барьеру”, такие как монолог и диалог. Задача - рассмотрение на конкретных примерах системы приемов и операций практического действия телеведущего для достижения нужной реакции аудитории.

Работа содержит 1 файл

Неязыковые характеристики речи как значимый фактор воздействия телевизионных СМИ на аудиторию.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

способствуют  создание ведущим своего голосового “образа”, который

зависит от качества, уровня и характера информации больше, чем от

личностных качеств ведущего. В информационных передачах

положительные новости произносятся (непроизвольно) на более высоких

тонах, изменяется частота и глубина дыхания. В  то же время произнесение

негативной информации требует понижения тона голоса, тембра,

замедления скорости произнесения. Слушатель может явно и не уловить

эти изменения, но они повлияют на него, усиливая смысл  информации,

которую он воспринимает.

     Голос телеведущего несёт сильнейшую эмоциональную  нагрузку.

Малейшая небрежность  в подаче материала сделает информацию

недоступной для  понимания, а может привести к  искажённому

восприятию. Высокий, чистый, “беглый” голос скорее охарактеризует

человека жизнерадостного, энергичного. Низкий, глубокий, “бархатный”

голос вызывает ассоциации с мудрым человеком, способным трезво и

здраво мыслить. Речь, произнесённая таким голосом, как бы ставит точку,

утверждая смысл  сказанного. Она более убедительна, нежели речь,

произнесённая лёгким, нежным голосом. Самое главное  – голос ведущего

должен быть приятным, мелодичным, не отталкивающим. Сам же

коммуникатор  должен сочетать мастерство журналиста и артистизм,

стремясь не только донести определённое сообщение  до зрителя, но и

сделать его  эстетичным. Например, образцом такого общения можно

назвать Леонида Парфёнова, ведущего еженедельной программы

“Намедни”.

     Приоритет невербального воздействия в  тележурналистике

неоднократно  доказывался на практике. Так, журнал «Шпигель» сообщил

данные крупного исследования психологов, заказанного  Би-Би-Си.

Видный английский политический комментатор Робин Дэй подготовил

два варианта выступления  на одну и ту же тему. Один вариант  был с

начала до конца  ложным, другой – верным. Оба варианта были переданы

тремя видами сообщений: напечатаны в газете “Дейли телеграф”,

переданы по радио Би-Би-Си, показаны в информационной программе

“Мир завтра”. Читателей, радиослушателей и телезрителей попросили

ответить, какой  вариант они считают правдой. Ответили 31,5 тыс. человек

– для подобного  исследования, по мнению психологов, это  огромное

число. Различили  правду и ложь 73,3% радиослушателей, 63,2% читателей

газеты и только 51,8% телезрителей. Эксперимент был  поставлен так,

чтобы испытуемые опирались исключительно на свой разум – они не

получали никакой  “подсказки” от ведущего телепрограммы, ни мимикой,

ни интонацией. “Большинство зрителей оценивает правдоподобность

сообщения с  ходу, соединяя информацию, полученную по всем каналам

восприятия, - они  “угадывают” правду и ложь, не рассуждая” [39].

Из этого следует, что по самой своей природе  телевидение таково,

что правда и ложь в его сообщениях практически неразличима. Как сказал

руководитель  вышеописанного проекта, “умелый лжец знает, что надо

глядеть в глаза  собеседника”.

О персонификации социальной информации в телевизионном

взаимодействии  свидетельствуют исследования Я. Кошчо [40]. По его

мнению, за любым  появлением человека на телеэкране стоит  комплекс

средств, с помощью  которых авторы (коллектив) создают  специфическое

сообщение, воспринимаемое зрителями как неделимое целое. При

передаче сообщения  носителем информации прежде всего является речь,

однако она  связана с определенной интерпретацией. При создании

телесообщения используются любые средства для  приближения его по

форме к непосредственному  межличностному контакту: крупные планы

элементов движения, жестов, мимики, ракурсы камеры, подчеркивающие

кинестетику. Таким  образом, передача социальной по содержанию

информации по форме похожа на межличностное общение  на короткой

дистанции. По этой причине в телевизионной коммуникации возникает

визуально-психологический контакт, образуется взаимосвязь, появляется

отношение к  лицу, произносящему речь, как к  кому-то особо значимому.

В процессе съемки телесообщения решаются вопросы  композиции

кадра и такой  организации студийного пространства, чтобы оно органично

соединялось с пространством квартиры или дома, где находится зритель.

Все эти средства применяются для воссоздания  атмосферы

эмоционального  контакта. С точки зрения традиционного

информационного подхода, цель массовой коммуникации состоит  в

информировании  человека о некоторых сторонах окружающего его мира.

Соответственно, телевидение рассматривается как  канал передачи

определенного содержания, а творческая деятельность работников

телевидения (коммуникаторов) — как средство этой передачи. Телевизор

выступает дополнительным “окном” в квартире зрителя, в которое он может

взглянуть при  желании или по необходимости.

С точки зрения коммуникативного подхода, взаимоотношения

коммуникатора, самого канала и зрителя выглядят принципиально иначе.

Когда человек  включает телевизор, он расширяет рамки своего обычного

обитания и  вступает в отношение с искусственно организованной средой

существования. Зритель не столько воспринимает информацию, сколько

сопереживает  поведению телеведущих, с которыми себя идентифицирует;

защищается или  заражается эмоциональной атмосферой показываемых

событий; принимает  их или отвергает, вступая во внутреннюю дискуссию

с предлагаемыми  ему мнениями, суждениями, оценками; формирует

определенное  отношение к дикторам и комментаторам  как к партнерам по

реальному общению, требуя от них уважения, эмоциональной теплоты,

“похожести” на себя или на свой идеал (“авторитет”). Таким образом,

человек “проживает” часть своей жизни в этой искусственной среде, и

уровень его  погружения в нее зависит как  от того, насколько творцам этой

среды удалось  учесть и закодировать все аспекты  процесса общения, так и

от готовности зрителя участвовать в процессе декодирования смыслов,

заключенных авторами в телесообщении.

В рамках коммуникативного подхода анализу подвергаются:

поведение партнеров по общению; значение этого поведения для каждого

из них; аффективная  оценка происходящего взаимодействия. При этом

реальное содержание телесообщения выступает как  предмет, по поводу

которого происходит или организуется общение.

В качестве психологических факторов, способствующих успешной

профессиональной  деятельности телевизионного работника, можно назвать

определенные  знания, умения и навыки. Телевизионный  работник должен

знать свою группу, технику, отснятые материалы; обладать эрудицией,

широким кругозором; быть информированным (знать людей, литературу,

житейскую мудрость, источники информации) и компетентным по теме;

иметь ассоциативное  мышление и опыт работы.

Необходимыми  считаются следующие умения: организовать работу

творческой группы; входить в контакт с разными организациями

(людьми); работать  с информационными источниками  различного рода;

“диагностировать” характеры людей — героев передачи; усидчиво

работать над  текстом сценария, владеть персональным компьютером и

машинописью; представлять, удерживать в умственном плане образ

передачи в  течение всего процесса ее подготовки.

Исследователи выделяют также необходимые ведущему навыки:

способность общаться с людьми, чтобы они «жили перед  камерой»;

подбирать людей  в творческую группу; руководить и  организовывать

съемочный процесс; профессионально монтировать видеоматериал, где

важно сопоставление  “картинки” и звука; делать точный расчет по

режиссерской  карте; обобщать, систематизировать, выделять главное,

выстраивать логически  материал; импровизировать на ходу, образно

мыслить.

Процессу подготовки передачи мешает целый ряд ошибок. В первую

очередь, это  неглубокое проникновение в тему. Иногда к провалам в

телекоммуникации  приводят плохая подготовка к эфиру, (недостаточное

количество техники, пленки, брак пленки, нарушение технической

безопасности); творческие ошибки (паузы, динамика; что-то не отснято в

нужном фокусе, плане); потеря целостности из-за чрезмерной

увлеченности  сюжетом или дробности монтажа. Порой из-за появления

новых идей, спешки и стресса снимается много ненужного, неточного и не

снимается то, что  надо. Очень вредит эфиру невнимание к людям; плохая

организация творческого  процесса, когда неправильно выбирается форма

передачи, неверно  подобрана творческая бригада или  плохо организован

творческий климат.

Психологические проблемы также могут привести к  искажению

телекоммуникации. Так, при подготовке передачи могут  возникнуть разные

подходы к теме у руководства и автора; творческие конфликты в группе из-

за непохожих  взглядов на тему, фокусы съемки, методы. Не всегда удается

организовать, предусмотреть  и отснять всё то, что хотелось: нервные

перегрузки, усталость; волнение в общении с незнакомыми; инертность.

Итак, язык телевидения  синтезирует в себе вербальные и

невербальные  средства общения. Благодаря своим выразительным

возможностям, образности, эмоциональной убедительности

аудиовизуальный язык телевидения имеет большое  преимущество в

воздействии на аудиторию перед другими средствами массовой

информации. 

           2.2.   УЛОВКИ ОРАТОРА 

     Как было сказано выше, общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Информация о работе Неязыковые характеристики речи. Показатели выступления телеведущего