Наиболее используемые в русском языке тропы и фигуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:50, реферат

Описание работы

Риторика в широком смысле слова есть некий тип филологического мировоззрения, который составляет часть духовной культуры человеческой цивилизации. Риторика является культурной основой знания и социальной деятельности, она позволяет человеку быть гражданином правового общества и определять форму мыслей и направления действий в будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ФИГУРЫ 5
ТРОПЫ 6
ГИПЕРБОЛА 7
МЕЙОЗИС 8
МЕТОНИМИЯ 9
СИНЕКДОХА 9
МЕТАФОРА 10
АЛЛЕГОРИЯ 11
СРАВНЕНИЕ 12
ИРОНИЯ 13
ЭПИТЕТ 14
ПЕРЕФРАЗ 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат по риторике.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

      Томский Политехнический Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине: Риторика

      на  тему:

«Наиболее используемые в русском  языке тропы и фигуры». 
 
 

      проверил: Рубанов В.Г.

      сдал: Сваровская А.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 
 
 

 

Введение

 

      Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов посвящено русскому языку: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка» (М.В.Ломоносов); «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса» (И.С.Тургенев); «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…Что такое Родина? – это весь народ. Это его культура, его язык» (А.К.Толстой).

      В чем проявляется богатство речи? Прежде всего богатством словаря. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии и др. В русском языке немало многозначных слов. Так, глагол «идти» имеет 40 значений. Очень богат наш язык синонимами, т.е. словами близкими по своему значению. Синонимы помогают избегать монотонности, придают речи яркую эмоциональную окраску. Очень много в русском языке слов, эмоционально окрашенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, презрение. Далее – в использовании фразеологических единиц, придающих речи особую выразительность, меткость, образность. Сравните, насколько выразительнее звучит «сломя голову», чем «быстро». К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи связывается и с разнообразием интонаций.

      Одно  из центральных качеств речи –  ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, опытом публичных выступлений. Различают активный и пассивный словарный запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – знакомые и понятные нам слова, которые мы в своей речи не употребляем). Считается, что активный запас современного культурного человека примерно 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включает еще около 15 тысяч языковых единиц. Много это или мало? А.С.Пушкин употреблял в своих произведениях более 21 тысячи слов , в словаре В.Шекспира – около 15 тысяч, Есенина – свыше 18 тысяч слов; И.Ильф и Е.Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли «людоедку»-Эллочку , которая обходилась всего тридцатью словами.

      Существуют  особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей. М.В.Ломоносов, блестящий оратор своего времени, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В этом определении называется характерный признак красноречия и подчеркивается, что говорить «красно», т.е. образно, выразительно, эмоционально – важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей. Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства слушателей. Выразительность устной речи во многом зависит от ситуации общения. Различают выразительность информационную (предметно-логическую) и выразительность чувственного выражения и воздействия.

      Речь  без украшений – это сухое  изложение фактов, она не вызывает эмоционального отклика в аудитории. Красота фразы не менее важна, чем ее правильность. Поэтому, готовясь к выступлению, оратор подбирает не только веские аргументы, но и яркие, запоминающиеся фразы, которые строятся по определенным моделям. Для оживления речи, придания ей выразительности, образности используют риторические фигуры и тропы. И то и другое, по словам видного русского языковеда Л.А.Новикова, - намеренное отклонение от стандартной речи с целью привлечения внимания слушателей, заставить их задуматься, увидеть многоплановость картины и, в конечном итоге, глубже понять смысл, почувствовать образ. Все они должны казаться в выступлении естественными, почти случайными. По мнению П.Сергеича (Пороховщикова П.С.), « речь всегда должна казаться импровизацией, и каждое украшение ее – неожиданным для самого оратора». Чем лучше подготовлено ваше выступление, тем тщательнее это надо скрывать. Помогают сделать речь образной, эмоциональной и пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологические выражения.

      Риторика  в широком смысле слова есть некий  тип филологического мировоззрения, который составляет часть духовной культуры человеческой цивилизации. Риторика является культурной основой знания и социальной деятельности, она позволяет человеку быть гражданином правового общества и определять форму мыслей и направления действий в будущем. Одновременно она соединяет человечество с историей культуры. Одна и та же мысль в языке выражается множеством способов, из которых может быть выбран наиболее эффективный в конкретной речевой ситуации. Кроме психологического и логического аспектов, понятие эффективности передачи информации имеет и чисто лингвистический аспект. Он связан с выбором стиля и жанра речи и с применением приемов выразительности, усиливающих восприятие текста.

      Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у  слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

      Из  истории ораторского искусства  известно, что выдающиеся мастера  слова всех времен, крупные общественные и политические деятели, известные ученые, лекторы всегда уделяли большое внимание образности своих выступлений, учились использовать выразительные средства языка.

      Ресурсы этих средств неисчерпаемы. Они обнаруживаются на всех его уровнях, особенно на лексическом. Это объясняется тем, что слово зачастую не только называет предмет, качество, действие, состояние, но и способно передавать отношение говорящего, его оценку, его эмоции, указывать на степень проявления признака, действия, т.е. быть экспрессивным.

      В семантике многих слов русского языка заложена образность: слово называет предмет, действие, качество и одновременно передает его образ.

      Особую  выразительность речи придают авторские  неологизмы. Они неожиданны, неповторимы, обладают прозрачностью смысла, словообразовательной структуры, эмоционально-экспрессивной окраской.

      Выразительность речи во многом зависит от того, в  какой степени творящий ее знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами и фигурами.  

Фигуры

      Риторическими фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Существует несколько классификаций фигур. Мы рассмотрим следующею: различают фигуры мысли и фигуры слова. К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?» Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!». Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!». Риторическая поправка - специальный прием: сначала идет якобы оговорка, а затем предлагается важное уточнение. Цицерон: «И именно в Риме возник замысел его разрушения. И именно его граждане, да, его граждане, если им можно дать это имя, возлелеяли этот замысел».

      Фигуры  слова – к ним относятся: антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Живые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир». К ней примыкает оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты». Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повторы. Формы повтора бывают разнообразные: анафора - повтор в начале предложения : стихотворение Симонова «Жди меня»; эпифора – повтор в конце фразы : у Гоголя – «Вот сидит он в кабаке. Несут ему водку. Жжет его водка. Противна ему водка». Соединение анафоры и эпифоры называется симплокой: «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла»; звуковой повтор гласных – ассонанс: У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою»; звуковой повтор согласных - аллитерация: У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья). Очень интересная фигура – инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентируя внимание на перестановленном слове: У Пушкина: « И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова – гордый). Следующая фигура – градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания признака – «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь». Не менее интересна фигура – хиазм – построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы перевернутым отражением первой: «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат». Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза. Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются, применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года». Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом». Апосиопеза – недоговоренность: Светлов в «Гренаде» – «Я видел над трупом склонилась луна и мертвые губы шепнули: «Грена…».

Тропы

 

      Античная  риторика противопоставляла троп как  слово и фигуру как словосочетание. Троп – это поэтический оборот, употребление слов, выражений в переносном, образном смысле. Тропы всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений.

      Слово троп в переводе с древнегреческого значит превращение, при котором слова приобретают другое, не свойственное им значение, но так, что речь при этом не только не теряет ясности, но даже увеличивает ее. В основе тропа лежит сопоставление явлений сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. С помощью тропов достигается эстетический эффект выразительности прежде всего в художественной, ораторской и публицистической речи (но также и в бытовой, и в научной, и в рекламе и т.п.). Однако приемы выразительности изучались в основном применительно к художественному тексту, поэтому с чисто риторической (коммуникативной) точки зрения, тропы и фигуры мало изучены.

      Изобилует тропами фольклор, они широко представлены как в лирической и эпической народной поэзии, так и в пословицах и поговорках - вообще в различных формах иносказания, типичного и для фразеологии нормативного языка. На тропах построены также многие афоризмы и так называемые крылатые слова.

      Сам по себе художественный эффект определяется общеэстетическими факторами образной мотивированности и функционально-стилистической оправданности отдельных элементов в структуре целого произведения, смыслом и глубиной изображения. Изобилие или отсутствие тропов в некотором тексте еще не свидетельствует о его художественности. Но, представляя собой языковую форму выражения, тропы всегда связаны с содержанием, формируют и воплощают его.

      Поэтому проблема тропов требует не только системного, но и исторического подхода. В разные эпохи, в разных жанрах и даже в отдельных частях текста отношение художника к тропам как фактам поэтического языка различно. Усилия исследователей направлены на изучение эволюции тропов в связи с развитием художественной речи в целом, так как очевидно, что по предпочтению, оказываемому тем или иным художником некоторым из тропов, по частотности тропов в отдельных текстах, по полному или частичному отказу от тропов и т.д. можно выявить типологические различия мировоззренческого характера.

      Красота речи содействует успеху оратора  потому, что привлекает внимание к сказанному. Ораторы всегда стремятся быть понятыми слушателями. Украшенная образная речь - это то, что понимают все, вне зависимости от уровня образованности. Образная речь у народов всех стран возникает на самых ранних стадиях развития. Украшенная речь запоминается лучше именно потому, что является более выразительной. Риторический троп дает возможность усилить не только содержание, но и внешнее выражение сказанного с помощью голоса, мимики, жеста.

Информация о работе Наиболее используемые в русском языке тропы и фигуры