Контрольная работа по «Русский язык и культура речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Корректность речевого поведения делового человека зависит от соблюдения им правил речевого этикета. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) включает в себя и указание на правила речевого поведения.
Знание этики речевого общения в бизнесе – это очень актуально в наши дни, т.к. сейчас много людей, занимающихся бизнесом. И эти деловые люди, знающие правила речевого поведения, смогут создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, и это во многом предопределяет успешность проведения переговоров.

Содержание

1. Условия успешного речевого общения:
Введение………………………………………………………………………… 3
Социальные роли и речевое поведение деловых партнеров…………...3
Отношение к собеседнику. Правила общения……………………….…4
Речевой этикет ……………………………………………………………7
Знакомство …………………………………………………………………………...8
Приветствие и прощание …………………………………………………………9
Поздравление, благодарность …………………………………………………..10
Извинение…………………………………………………………………………….11
Просьба, совет …………………………………………………………………….13
Деловые переговоры ……………………………………………………15
Ведение деловых телефонных разговоров ……………………………19
Заключение ……………………………………………………………………..21
2. Тезисы. Структура, виды, языковые особенности аннотации……….22
Список используемой литературы ……………

Работа содержит 1 файл

условия успешного общения.doc

— 158.00 Кб (Скачать)


9

 

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

кафедра философии

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

 

Вариант 6.

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила: ст. гр. зБУА-22

       Кожевникова Яна Владиславовна

                                                                               зачетная книжка 1060424366

                                                          Проверила: Шигаева М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2008


Содержание

1. Условия успешного речевого общения:

Введение………………………………………………………………………… 3

  1. Социальные роли и речевое поведение деловых партнеров…………...3
  2. Отношение к собеседнику. Правила общения……………………….…4
  3. Речевой этикет ……………………………………………………………7

Знакомство …………………………………………………………………………...8

Приветствие и прощание …………………………………………………………9

Поздравление, благодарность …………………………………………………..10

Извинение…………………………………………………………………………….11

Просьба, совет …………………………………………………………………….13

  1. Деловые переговоры ……………………………………………………15
  2. Ведение деловых телефонных разговоров ……………………………19

Заключение ……………………………………………………………………..21

2. Тезисы. Структура, виды, языковые особенности аннотации……….22

Список используемой литературы ……………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

Деловое общение – это, прежде всего официальная роль человека, выполняющего свои служебные обязанности.

Корректность речевого поведения делового человека зависит от соблюдения им правил речевого этикета. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) включает в себя и указание на правила речевого поведения.

Знание этики речевого общения в бизнесе – это очень актуально в наши дни, т.к. сейчас много людей, занимающихся бизнесом. И эти деловые люди, знающие правила речевого поведения, смогут создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, и это во многом предопределяет успешность проведения переговоров.

Данная проблема интересует очень многих. Сейчас существует большое разнообразие источников, в которых обсуждается общение в мире бизнеса. Это книги, всевозможные профессиональные журналы. Например, журналы: "Управление персоналом", "Русская словесность", Менеджмент в России и за рубежом", книги Соловьева Э.Я., Смелковой З.С., Бороздиной Т.В. и т.д.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ

 

«Социальные роли» – это общественные роли че­ловека, его поведение, предопределяемое возрастом, профессией, уровнем культуры (так называемые «постоянные» роли представителя определенной социаль­ной группы), и его поведение по отношению к партне­ру в момент общения – в зависимости от ситуации (пациент-врач, продавец-покупатель и т. п. «пере­менные» роли).

При деловом общении – это, прежде всего офи­циальная роль человека, выполняющего свои слу­жебные обязанности. В этом случае человек как бы абстрагирован от своей индивидуальности: на пер­вый план выступают деловые качества, человек вос­принимается как представитель той или иной общественной организации. Об этом не следует за­бывать.

Представление делового человека о его социальной роли складывается из:

–  представления человека о своих возможностях, понимания, что от него ожидается в данной ситуации.

–  свободного владения необходимой информацией,

– ориентировочной активности речевой деятельнос­ти (чёткость коммуникативного намерения и представ­ления о способах деятельности).

Развернём каждое из этих положений.

Вряд ли нуждается в уточнении известный тезис о том, что «человеческие качества не менее важны, чем деловые». Деловой человек – это человек, уважающий себя и своё дело, внутренне уравновешенный, уверен­ный в своих силах.

Успешное выполнение социальной роли в конкрет­ной ситуации зависит как от умения человека исполь­зовать свои индивидуальные качества, способности, так и от его опыта общения.

«Одна и та же социальная роль воспринимается, переживается, оценивается и реализуется разными людьми. Здесь сказываются как индивидуально-психо­логические особенности личности (её темперамент, характер, склонности), так и усвоенные ею социаль­ные установки, ценностные ориентации и т. п.»[1]

Таким образом, необходимо знание своих возмож­ностей (с позиций роли), знание самой роли (её ин­формативная обеспеченность), владение определенны­ми навыками, обеспечивающими успешное исполне­ние роли.

Ориентировочная активность коммуниканта – это, прежде всего умение соотнести свои действия с ситуа­цией. Для этого человек использует свой предыдущий опыт по аналогии, выбирает стиль речевого поведения, способы убеждения в зависимости от цели общения, количества участников, их возможной реакции. В про­цессе общения естественна и неизбежна коррекция речевого поведения. Проводится она на ориентировоч­ной основе речевого действия. Именно умение ориен­тироваться позволяет человеку приспосабливаться к из­меняющейся ситуации, выделять в ней новые ориен­тиры.

Наконец, непосредственное выполнение социальной роли участника делового общения – его реальное ре­чевое поведение контролируется установками на нор­мативность (соответствие правилам общения) и резуль­тативность общения (мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью).

 

ОТНОШЕНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Социальная роль в конкретной ситуации определяется по отношению к партнеру. Все речевое поведение коммуниканта строится в расчете на определенную реакцию партнера.

Важно предвидеть:

– отношение собеседника к себе самому (как лич­ности, как представителю определенной группы),

– отношение к той информации, которая станет предметом деловой оценки или обсуждения,

– эффект, который могут оказать переговоры на со­беседника.

Следует попытаться «построить модель» личностных черт собеседника, его особенностей, важных для об­щения. Попытаться понять его, увидеть проблему с его точки зрения. Тогда можно будет вместе сфор­мулировать цель общения и это обеспечит его диалогичность, чувство партнерства «на равных». Это обеспечит стабильность и успешность общения. В от­ношениях партнеров должно преобладать гармони­зирующее начало. Взаимодействие предполагает и кооперацию и соперничество – важно их разумное сочетание.

Успешное выполнение социальной роли обеспечи­вается не только речевыми средствами. Не менее важ­ны невербальные средства общения.

Взгляд, удивленное движение бровей могут многое сказать о согласии или несогласии собеседника. Вни­мание к мимике и жестам делового партнера поможет учесть его эмоциональную реакцию хотя бы по трем основным параметрам: внимание/отталкивание, спо­койствие/напряжение, приятно/неприятно. И соответ­ственно откорректировать собственное речевое пове­дение: что-то смягчить или, наоборот, усилить воз­действие, смягчить напряжение шуткой.

Общению активно помогает контакт взглядов. Улыб­ка сделает общение более открытым, искренним. На­клон в сторону собеседника, утвердительный кивок го­ловой подчеркнут внимание к его словам.

При официальном общении партнерам лучше сидеть лицом к лицу, поза должна быть удобной, но подчерки­вающей собранность и мобильность собеседников.

Ещё одно невербальное средство – звучание голо­са, интонирование речи говорящим – тоже влияет на создание атмосферы общения, на взаимопонимание партнеров. Уверенное звучание голоса подчеркивает достоверность информации, усилением голоса можно под­черкнуть какие-то главные положения и т. п.

Суммируя всё сказанное, попробуем определить по­стулаты (основные правила) делового общения.[2]

1. Постулат личностных качеств делового человека

–  информированность и компетентность – свобод­ное владение предметом речи;

–  уверенность в себе, в своих знаниях, в умении установить нужный контакт со слушателями;

–  объективность в оценке информации и способов её сообщения;

–  неравнодушие – заинтересованность и увлечен­ность предметом речи;

–  дружелюбие и искренность.

2. Постулат отношения к партнеру

–  установка на взаимодействие, сотрудничество, а не соперничество;

–  стремление увидеть проблему с точки зрения парт­нера, вовлечь его в соразмышление;

–  уважительное отношение к партнеру, неподдель­ный интерес к его суждениям, доказательствам:

–  умение выслушать собеседника.

3. Постулат релевантности

Релевантность (англ. – уместный, относящийся к делу) – смысловое соответствие между информацион­ным запросом и полученным сообщением.

Постулат релевантности устной речи:

–  говори по существу дела;

–  говори то, что важно в данной ситуации;

–  соотноси отбор и предъявление информации с запросом и ожиданиями партнера.

При создании письменных деловых текстов этот по­стулат следует рассматривать как главный.

4. Постулат информативности

Постулат количества информации:

–  говори в меру: столько, сколько необходимо для достижения цели общения.

Постулат качества информации:

–  предъявляй проверенную информацию – говори правду;

–  не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований;

–  выстраивай доказательства последовательно и аргументировано.

5. Постулат языковой  нормативности деловой речи

–  говори ясно и кратко;

–  говори так, чтобы тебя нельзя было понять не­правильно, истолковать двусмысленно;

–   используй речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля.

Названные постулаты в той же мере, и даже в боль­шей относятся и к письменной речи.

 

 

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Корректность речевого поведения делового человека, во многом определяющая эффективность общения, зависит прежде всего от соблюдения правил речевого этикета.

Принятое определение понятия «Этикет» – «совокуп­ность правил поведения, касающихся внешнего про­явления отношения к людям (обхождение с окружаю­щими, формы обращения и приветствий, поведение в I общественных местах, манеры и одежда)[3] включает в себя и указание на правила речевого поведения.

Существуют устойчивые речевые формулы общения, соотносимые с конкретной, часто повторяющейся си­туацией: формулы приветствия, извинения, обращения с просьбой и пр.

Речевой этикет – это «регулирующие правила рече­вого поведения, система национально-специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контак­та собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».[4]

В установлении контактов деловых партнеров зна­ние этих правил, практическое знание словесных форм учтивости, вежливости обретает особую значимость, поскольку успешность любых переговоров предопре­деляется, с одной стороны, их информационной насы­щенностью и точностью постановки вопросов, а с дру­гой – умением партнеров создать неконфликтную, доброжелательную атмосферу сотрудничества.

Для делового общения важна прежде всего регули­рующая функция речевого этикета: выбор формулы обращения и соответствующей тональности контакта регулирует характер отношений собеседников. Имен­но речевой этикет регулирует в языковых формах от­ношения: начальник – подчиненный, руководитель совещания – рядовые участники и т. п. Выбранные ре­чевые средства обращения к партнёру (завершения кон­такта или привлечения внимания и пр.) должны вызы­вать нужную реакцию.

Устойчивые формулы общения терминологически обозначаются как единицы речевого этикета. Они достаточно легко группируются тематически, лексичес­кое наполнение каждой группы предложено в ряде ра­бот (Акишина А. А., Формановская Н. И.).

Назовём некоторые из них и представим речевые формулы, наиболее характерные для официально-де­лового общения.

Информация о работе Контрольная работа по «Русский язык и культура речи»