Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Задание 1
По учебному пособию – Риторика для юристов: основы судебного красноречия: учебно-практическое пособие для студентов вузов /авторы-составители: Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – выполнить письменно пять упражнений: по одному упражнению из разных параграфов в главах 1-8 (по выбору студента).

Содержание

Задание 1……………………….. ……………………………………………… 3
Библиографический список……. ……………………………………………… 18
Задание 2……………………....... ……………………………………………… 19
Библиографический список….... ………………………………………………. 26

Работа содержит 1 файл

судебное красноречие .doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Смысловая модель (топ) «имя» - обращение к происхождению  и смыслу слова (имени), обозначающего  явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей. В данном отрывке речи топ «имя» - это слово «дисциплина» с отсылкой к этимологическому словарю: «Дисциплина, если брать слово в этимологическом значении». Это ключевое для темы слово: «дисциплина нарушается одинаково, когда подчиненные бунтуют..., когда начальник совершает, то, что ему не подобает...».

    4. Найдите и прочитайте все сравнения.  Как использованы в заключении  сравнения, как смысловые модели  речи (топы) или как стилистические фигуры?

    Анализируемое событие сравнивается с палкой: «...это  событие особого рода, это такая  палка, которая действительно должна кого-либо поразить».  Говоря о правосудии, как основе всякого устройства, автор  сравнивает политическое общество и  военный строй: «правосудие есть основа всякого устройства, будет ли то политическое общество, будет ли то строй военный».

    Автор сравнивает страдания подсудимого  от действий офицера в мирное время  с тяготами войны: «...человеку заслуженному приходится труднее в мирное время перед офицером своей же армии, нежели под выстрелами турок».

    5. Если сравнения использованы  как стилистические фигуры, то  с какой целью?

    Приведенные сравнения использованы как стилистические фигуры с целью эмоционального воздействия  на слушателей. 

    Упражнение 108

    1. В чем причина обнаружения  разных мотивов преступления  обвинителем и защитником подсудимого?

    Причина обнаружения разных мотивов преступления обвинителем и защитником подсудимого  в том, что «и преступник, и окружающие его люди подчинялись, в своих поступках не одному и не двум, а множеству разнообразных побуждений, и никто, и сами они не знают, с которым дольше боролся человек, еще и потому, что один говорит о зле преступления, другой – о несчастии преступника».

    2. Кто стоит за словами «один» и «другой» в выражении: «...один говорит о зле преступления, другой - о несчастии преступника»?

    Обвинитель  говорит – о зле преступления, о несчастии преступника –  говорит защитник подсудимого.

    3. Когда в установлении мотивов  могут быть оба правы: и обвинитель, и защитник? Значит ли это, что выявленные ими мотивы преступления совпадут?

    Так художник, который изобразил бы свою картину вверх ногами, создал бы нечто нелепое; но, бродя в горах, он мог бы рисовать одну и ту же цепь вершин с разных сторон, и, хотя ни один рисунок не был бы похож на другой, каждый из них был бы вполне верен природе. Не сходя с места, он мог бы писать один и тот же пейзаж в разное время дня, и утренние туманы на его картине были бы так же прекрасны и правдивы, как сияние полдня или румянец вечерней зари на снежных высотах. Так и в уголовном процессе обвинитель и защитник могут быть оба правы

    4. Как установить абсурдность мотива, чтобы исключить его из 
рассмотрения в судебной речи?

    Абсурд (от латинского absurdus ) — нелепый, бессмысленный, таким образом, когда в качестве мотива преступления представляется другой, совершенно отличный, бессмысленный мотив преступления. Например, в качестве мотива кражи космического корабля выступает желание осуществить полет на Юпитер.

    5. Как называются смысловые отношения, в выражении которых участвуют: а) союз «или» одиночный либо повторяющийся «или..или»; б)союз «и» одиночный либо повторяющийся «и..и..»? В чем заключено различие между ними?

    Смысловые отношения, в выражении которых  участвуют: союз «или» одиночный либо повторяющийся «или...или»; союз «и» одиночный либо повторяющийся «и...и», называются однородными членами предложения. При использовании союза «или», мы получаем выбор «Или ревность, или ненависть, или оскорбленное самолюбие», то есть присутствует только один мотив. При использовании союза «и» мы получаем совокупность мотивов «и ревность, и ненависть, и оскорбленное самолюбие».

    Упражнение 177

    1. Перечислите, к кому, согласно  этическим нормам, должно проявляться  уважение в ходе судебного заседания?

    В ходе судебного заседания, согласно этическим нормам, должно проявляться  уважение к суду, к процессуальному  оппоненту, к потерпевшему, к свидетелям и к подсудимому.

    2. Что понимается под судебной этикой?

    Судебная  этика представляет собой совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения.

    Судебная  этика - это также научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали в этой области.

    3. Что может стоять за нарушением норм судебной этики?

    За  нарушением норм судебной этики участниками  производства может стоять не только их незнание или нежелание соблюдать, но и нечто большее: непрофессионализм или отсутствие специальных знаний, равнодушие или нежелание выяснить истину и т.д.

    4. Приведите описание: а) внешнего вида, б) внутреннего вида здания суда 
в рассказе А.П. Чехова «В суде»? С какой целью используется данная 
художественная деталь в начале рассказа?

    Описание  внешнего вида: «... этот дом поражает и гнетет свежего, нечиновного человека своим унылым, казарменным видом, ветхостью и полным отсутствием  какого бы то ни было комфорта, как снаружи, так и внутри», «...он давящим камнем высится над скромным пейзажем...».

    Описание  внутреннего вида: внутри все крайне непривлекательно, жужжащие вентиляции, противный запах курительных свечек, грязные, вечно потные стены. Чтению обвинительного заключения вторила вентиляция, неугомонно жужжавшая за судейским столом, и в общем получался звук, придававший зальной тишине усыпляющий, наркотический характер.

    Данная  художественная деталь используется в  начале рассказа для того, чтобы  раскрыть  идейный  замысел  произведения, чтобы  читатель  был уведомлен, каким настроем будет проникнут весь рассказ, как равнодушны участники судопроизводства к судьбе обвиняемого, о нарушении норм судебной этики.

    5. Выражению какого идейного замысла служит художественная деталь 
«жужжание вентиляции»? Сколько раз она упоминается в рассказе?

    Указанная художественная деталь упоминается  в тексте четыре раза, а именно при  описании внутреннего вида здания, при чтении обвинительного акта, при  описании портрета председателя суда, а также в описании факта речи защитника.

    «Жужжание вентиляции» служит для воплощения в жизнь идейного замысла - отражения  равнодушия всеми участниками судебного  производства.

    6. Перечитайте выписанные из рассказа и включенные в статью 
портретные описания, а также описания речевого поведения, мыслей, чувств 
участников судопроизводства: а) председателя суда; б) секретаря; в) товарища 
прокурора; г) защитника; д) уездного врача. О чем они свидетельствуют?

    а) Председатель суда – с до крайности утомленным лицом и близорукий, сидел в своем кресле, не шевелясь и держа ладонь около лба, как бы заслоняя глаза от солнца. Под жужжание вентиляции он о чем-то думал; оглядел посовелыми глазами публику; щурил глаза... и в его голове как-то сама собою шевелилась ленивая мысль; председатель поднял свои сонные, равнодушные глаза...

    б) Секретарь – читал негромким густым басом, быстро, по-дьячковски, не 
повышая и не понижая голоса, как бы боясь натрудить свою грудь...

    в) Товарищ прокурор – сидел неподвижно, как статуя, и, подперев щеку 
кулаком, читал байроновского «Каина». Занимало его в тот момент содержание 
книги, а не слушание дела: Его глаза были полны жадного внимания, и брови 
удивленно приподнимались все выше и выше... Изредка он откидывался на 
спинку кресла, минуту безучастно глядел вперед себя и затем опять погружался 
в чтение. На вопрос - Не имеете ли что спросить? - товарищ, не отрывая глаз от 
«Каина», отрицательно мотнул головой.

    г) Защитник – его молодое лицо не выражало ничего, кроме неподвижной, холодной скуки, какая бывает на лицах школьников и людей служащих, изо дня в день обязанных сидеть на одном и том же месте, видеть все те же лица, те же стены. Предстоящая речь его нисколько не волновала. Да  что такое эта речь? По приказанию начальства, по давно заведенному шаблону, чувствуя, что она бесцветна и скучна, без страсти и огня выпалит ее перед присяжными, а там дальше – скакать по грязи и под дождем на станцию, оттуда в город, чтобы вскоре получить приказ опять ехать куда-нибудь в уезд, читать новую речь...скучно!

    д) Уездный врач – сообщил суду все, что помнил из своего протокола 
вскрытия и что успел придумать, идя утром в суд.

    Перечисленное описание портретов, речевого поведения, мыслей и чувств, испытываемых участниками  производства производят достаточно сильное  впечатление равнодушия, незаинтересованности с их стороны.

    7. Перечислите доводы, имеющиеся в рассказе А.П. Чехова, для доказательства тезиса: «...следствие велось неряшливо».

    Это подтверждается тем, что «родной  брат не допрошен, староста не допрошен, из описания избы ничего не поймешь». Кроме того, врач «замялся» и не смог ответить на вопрос защитника, да и не понял вопроса; и «защитник не получил ответ на свой вопрос, да и не чувствовал в нем надобности. Для него самого ясно было, что этот вопрос забрел в его голову и сорвался с языка только под влиянием тишины, скуки, жужжащей вентиляции».

    8. В оценке изображенного в рассказе повествователем найдите смысловую модель речи (топ) «сопоставление» в виде сравнения.

    «Точно  убийца составлял простую канцелярскую принадлежность».

    9. Какова реакция подсудимого, крестьянина Николая Харламова, на происходящее в судебном заседании?

    Н. Харламов не понимал, что «к житейским  драмам и трагедиям здесь так  же   привыкли   и   присмотрелись,   как  в   больнице   к   смертям...».   Он   был шокирован равнодушным отношением судей к нему самому и ко всему происходящему, поскольку ожидал увидеть «грозные лица, негодующие взоры, громкие фразы о возмездии».

    Однако, в ходе судебного следствия реакция  подсудимого на равнодушное к  нему отношение меняется: Харламова  раздражали и обижали систематическое  недоверие и нежелание его  слушать и он стал приводить аргументы  в пользу своей невиновности.

    10. В чем заключается и как выражена общая мысль, объясняющая 
равнодушие судей к подсудимому и к тому, что с ним произошло?

    Общая мысль заключается в их нежелании выяснять причину происходящего, их равнодушии не только к личности Н. Харламова, но и друг к другу, неуважении к другим участникам судопроизводства. А за всем этим стоит нарушение судебной этики.

    11. В чем не оправдались ожидания подсудимого? Почему? Чем 
объясняются неоправданные в судебном заседании ожидания подсудимого?

    Он  считал, что поскольку над ним  висело обвинение в тяжком преступлении – в убийстве, то его буду ждать «грозные лица, негодующие взоры, громкие фразы о возмездии». А в итоге он получил следующее: «ни один из судящих не остановил на нем долгого, любопытного взгляда...».

    Перечисленные факты свидетельствуют лишь о том, что каждый из присутствующих был настолько погружен в свои собственные мысли, дела и занятия, что жизнь и свобода другого человека (в нашем случае подсудимого Харламова) ничего не стоила.

    12. Как вы думаете, обусловлено ли изображенное в рассказе равнодушие участников судебного заседания как нарушение норм судебной этики общественно-историческими условиями России того времени, которое описано в рассказе?

    В России в конце XIX века царила достаточно непростая обстановка, осложнявшаяся многоукладностью российской экономики, наличием территории с дофеодальными и феодально-патриархальными отношениями. Безусловно, в описанные времена, характеризующиеся существенным расслоением общества, как в финансовом, так и в образовательном плане, в условиях надвигающихся перемен как в самом государстве, так и мире, ценность института правосудия была крайне низка, что непременно  отразится в рассказе.

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"