Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 05:05, контрольная работа

Описание работы

Аудитория парламента и митинга - это люди, активно интересующиеся как вообще политической и социальной жизнью своей страны, так и ее состоянием в данный момент и желающие применять в ней посильное участие с целью перевода ее в лучшее (по их мнению) состояние. Участники митинга этих параметров лишены, - их позвала на площадь их собственная воля, личное отношение к ситуации в обществе, гражданский или классовый долг. На митингах обычно довольно много политически нейтральных лиц, желающих удовлетворить свое любопытство. Некоторые из них таким образом впервые приобщаются к политике и определяют свое место в ней: за что и против чего бороться, в чьих рядах, какими способами и насколько активно.

Содержание

1 Речевые модели, позволяющие влиять на феномен митингового
сознания. «Психологическая ромашка», «Психологический еж»,
особенности данных моделей, их ценность для оратора и
аудитории слушателей. Психологические аспекты произнесенные
трехминутных речей…………………………………………………….3
2 Умение убеждать……………………………………………………..12
3 Искусство спора. Спор, дискуссия, диспут, прения, полемика,
как разновидности словесных состязаний……………………………16
Тестовое задание……………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………19

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Риторике.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

       Митинг  в целом — не лаборатория, в  которой добывают истину, а арена  борьбы, демонстрации силы, умения руководить массой, находить выход из скользких ситуаций. Однако нередко оратора стремятся спровоцировать на выдачу конфиденциальной информации, задавая, например, вопросы: Кто ваши союзники? Кого выставит ваш блок на выборы в Государственную Думу? Как вы лично относитесь к политику №? Что вы сделаете, если ваши оппоненты предпримут такие-то шаги?.. Если ответ на подобные вопросы входит в вашу речевую цель, - надо отвечать прямо и без утайки, дабы никто не мог вольно или невольно перетолковать ваши слова на свой лад. Если же выдача этих тайн преждевременна, то будет уместно прибегнуть к общесловию, ответив, например, так: Наш союзник - всякий, кто разделяет нашу программу; если ваши убеждения близки к нашим -милости прошу к нашему шалашу. До выборов в Думу еще полгода, и мы выбираем, кого будем выбирать. А как выберем - немедленно представим на ваш выбор (риторическая фигура - каламбур, или игра слов, имея легкий оттенок юмора, позволяет обратить разговор в шутку и уйти от ответа). Я ко всем отношусь без пристрастии: если человек де лает полезное, на мой взгляд, дело, — я его поддерживаю, если нет — то нет; отвечать же могу только за себя. Если наши оппоненты сделают что-нибудь в этом роде, - мы, безусловно, ответим, а как именно — это определим по ходу дела, ибо конкретный ответ может вытечь только из конкретных обстоятельств; главное — чтобы конечный результат этих взаимодействий был таким-то... Подобные ответы, высказанные спокойным, уверенным тоном, как правило, вполне удовлетворяют публику, а попытка возобновить вопросы воспринимается ею как явная назойливость. Вообще, умение корректно отбрить излишне любопытных - одно из несомненных достоинств митингового оратора.

       Из  всех жанров монологической речи митинговая по своей лексике и стилю наиболее приближена к разговорной; даже политическая терминология в ней нередко заменяется бытовыми и просторечными эквивалентами, как правило, с выраженной эмоционально-оценочной окраской. Так, вместо, экспроприация говорят грабеж, вместо непосильный долг - кабала, вместо власть -режим (это слово, в политологии нейтральное, в политической риторике имеет явный негативный оттенок), вместо диктатура - твердая рука, или, напротив, всенародный концлагерь и т.п. Нигде игра эвфемизмов и дисфемизмов не проявляется так ярко, как в митинговой риторике, ибо именно здесь - на площади, на улице, в городском сквере — народ за считанные часы выплескивает все, что копил годами.

       Митинги, за исключением явно заорганизованных, - это наиболее свободное, наиболее полное и точное отражение психологического состояния общества, его проблем и надежд, его духовных ценностей и характерных реакций на вызовы внешнего мира.

 

        2 Умение убеждать 

       В ходе подготовки к выборам депутатов  законодательного собрания Оренбургской области четвертого созыва, политическая партия «Яблоко» провела митинг, на котором представители партии отвечали на вопросы населения.

       Представители политической партии начали с того, что объявили главную свою цель –  существенное повышение качества жизни  граждан России, для этого провести преобразования в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, развитие агропромышленного комплекса. Представители партии также выступали за то, что Россия должна строиться и развиваться как свободное демократическое эффективное государство. Это возможно при  усилении дисциплины и ответственности на всех уровнях власти и борьбы с коррупцией.

       Далее последовали вопросы от присутствующих граждан:

       - Какова социальная политика партии  и какую социальную поддержку  получит население? Низкий уровень жизни населения – это главный барьер для экономического роста и социального благополучия. Поэтому партия «Яблоко» считает необходимым: обеспечить достойный уровень жизни всех категорий населения; повысить доходы бюджетников; погасить задолженности и своевременно выплатить заработную плату и др.

       Партия  «Яблоко» также будет добиваться: совершенствования системы социального обслуживания населения Оренбургской области; оказания различного рода помощи; внедрения системы предоставления субсидий отдельным категориям граждан на оплату жилья; обеспечения доступного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта др.

       - Каких изменений ждать в сфере  экономической политики? Повышение благосостояния населения Оренбургской области предусматривает сокращение числа населения с доходами ниже прожиточного минимума; рост реальной заработной платы и среднедушевых доходов населения в два раза. Эта цель может быть достигнута за счет ускоренного развития экономики региона и увеличения ежегодного объема инвестиций в экономику области.

       Оренбургское  региональное отделение партии «Яблоко» вышло с законодательными инициативами экономического развития области: развитие машиностроения, газовой и нефтяной отраслей; развитие малого предпринимательства; ограничение роста тарифов на услуги ЖКХ; поддержка сельского хозяйства и др.

        - А в области образования и культуры что-нибудь будет предпринято? В целях улучшения качества обучения для всех категорий граждан нужно: повышать социальный статус педагогического работника и его материальное благополучие; обеспечивать общедоступность образования; поддерживать информатизацию системы образования; увеличивать бюджетное финансирование высшего образования; сохранять и развивать сеть массовых учреждений культуры (библиотек, музейных учреждений); создавать условия для сохранения и развития исторического и культурного наследия народов Оренбургской области; создавать условия для развития самодеятельного народного творчества.

       - Имеет ли партия программу  связанную с улучшением жилищного  вопроса?  Сделать жилье доступным для самых широких слоев населения – важнейшая задача партии «Яблоко». Поэтому мы будем активно реализовывать программы «переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда», «обеспечение жильем молодых семей», «свой дом в сельской местности» и т.д. Особое внимание партия уделит ускоренному развитию системы ипотечного кредитования. Строительство жилья, развитие стройиндустрии – приоритетная программа партии.

       Много вопросов было задано об изменениях в  сфере здравоохранения,  в области  молодежной политики и др.

       Необходимо  отметить, что представители партии «Яблоко» были хорошо подготовлены к митингу, т.е. им четко была поставлена цель выступления и при выступлении они учитывали все необходимые приемы с помощью которых можно убедить слушателей.

       Следует отметить и то, что взаимодействие митинговых ораторов с публикой может быть чрезвычайно разнообразным, но в любом случае главным оружием митингового трибуна является речь. Известно три вида устных выступлений, но в данном случае была аргументирующая речь, речь которая формирует убеждения, так как это речь длилась более трех минут и строилась по следующим основным правилам: 1) Введение – где было обозначено, в чем они намерены убеждать слушателей; 2) Основная часть -  где был применен дедуктивный метод изложения; 3) Заключение – был сделан броский лозунг и призыв, фокусирующий весь накопленный информационный и эмоциональный заряд выступления в одну точку.

       Несомненно, что митинговый оратор должен хорошо знать и умело использовать психологию массы (толпы). Не погружаясь в глубины  психологии, с помощью несложных моделей можно объяснить  так сказать митинговое сознание. В данном случае на митинге политической партии «Яблоко» митинговое сознание можно представить в виде такой модели как «принцип ромашки», где области личных интересов членов митинговой массы это лепестки, имеющие различную пространственную ориентацию, а пересечение этих областей в центре образует поле общих интересов той же массы – как бы сердцевину ромашки.

       Большое значение в воздействии на сознание слушателей имеет выбор метода убеждения. Если настрой аудитории по отношению к оратору положительный, то следует использовать дедуктивный метод изложения, когда слушатели охотно принимают соответствующий их убеждениям исходный тезис и затем с удовольствием впитывают все возможные детали и выводы.

       Если  отношение аудитории к оратору  отрицательное, то основной тезис речи приходится не развивать, а доказывать, собирая его из отдельных неоспоримых, в виду общепризнанной очевидности, переходя тем самым от частных  моментов к общему, т.е. применять  индуктивный метод изложения материала. В данном случае представители партии «Яблоко» использовали дедуктивный метод убеждения.

         Для того чтобы все сказанное  на митинге население, принявшее  там участие, не восприняло  как миф, догму или демагогию  необходимо: не трогать того, что вам не надо трогать для достижения вашей речевой цели; помнить, что,  убеждая человека, вы производите своего рода хирургическую операцию на его сознании, следует подумать, как причинить ему меньше боли; не наступать на чужие мозоли, - чем абсурднее миф, тем крепче люди держатся за него; уметь присоединить к не противоречащей вам идее свою как бы в развитие первой; нельзя отнять у человека веру, не дав ничего взамен. Вместо опровергаемой идеи надо непременно дать иную, которая лучше напитает и обогреет душу – все это было несомненно учтено представителями политической партии «Яблоко».

 

       3 Искусство спора. Спор, дискуссия, диспут, прения, полемика, как разновидности словесных состязаний 

       Жизнь часто заставляет нас отстаивать свои позиции, вступая в споры. Основой любого спора является несовпадение точек зрения по ключевым для спорщиков вопросам. Спор, - поясняет В.И. Даль, - словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое. По социокультурному признаку выделяют следующие виды споров:

       1) Дискуссия - публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, - совместный поиск истины. Обычна в ученой среде.

       2) Диспут - публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора.

       3) Дебаты, или прения - обсуждение докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций и т.п.

       4) Полемика (греч. многокровная) — открытая конфронтация, жесткое противоборство идей и их носителей — личностей, партий, идейных течений и т.п., когда, по выражению китайцев, губы, как мечи, а языки, как копья. Типична для политической сферы, особенно для идеологии.

       По  речевой цели споры, по классификации  русского логика С.И.Поварнина, делятся  на:

       - Споры для выяснения истины.

       - Споры для убеждения оппонента.

       - Споры для победы, т.е. ниспровержения оппонента при свидетелях ради их убеждения.

       - Споры как самоцель - своего рода спорт.

       Нетрудно  видеть, что полемика, особенно политическая, ищет отнюдь не истину (это не значит, что все политики непременно враги  истины, - просто истина понимается ими  по-своему и представляется давно  уже найденной лично ими или  их вождями) и, как правило, не шанс переубедить ярого оппонента (это, в общем, энтузиаст такого же рода), а почти исключительно - способ идейно дискредитировать его в глазах широких масс и привлечь последние на свою сторону.

       Иными словами, политическая полемика - это поединок бойцов-профессионалов, где призом является доверие публики и вытекающие из него политические дивиденды — депутатские мандаты, посты президента, губернатора, мэра и т.п. Это не исключает, а скорее даже предполагает наличие в полемике субъективного элемента — азарта, боевитости, амбициозности заядлого спорщика, т.е. признаков четвертого вида спора, и если эти качества у полемиста не выходят за разумные пределы и не превращаются в самоцель, они могут принести его делу несомненную пользу. Вообще в полемике прагматический мотив всегда выходит на первый план, оттесняя поиск истины как таковой.

       Полемики - это споры прежде всего идеологические; стоит напомнить, что любая идеология, не в пример науке, ищет не истину, а  выгоду, и не для всех, а лишь для своих носителей, и в первую очередь - для их верхов. Это следует учитывать при анализе речевых целей любых споров, особенно завязанных вокруг больших жизненных проблем, дабы не попасть под действие известной пословицы: за что боролись, на то и напоролись... 

 

        Тестовое задание 

       1. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией:

       а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления;

       б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы;

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"