Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:08, контрольная работа
Какими способами может быть изменена правоспособность лица?
Физическое лицо возникает, по современным правовым воззрениям цивилизованных народов, с рождением человека, как существа, способного иметь свободную волю и являющегося субъектом права.
Второй важнейшей категорией вещных прав, причем сугубо специфической для римского права, возникшей благодаря целому ряду особенностей правовых требований к основаниям вещного права в целом, стало владение (possessio). Но владение не только фактическое, бывшее исходным моментом для любых отношений субъектов и вещи, а особое, превратившееся в специализированную категорию вещного права, несколько иную по объему правомочий и по юридической конструкции, чем собственность.
"Владение есть фактическое обладание вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей" - этим римская юриспруденция подразумевала ситуации образования особого вещного права на изначально не свои, чужие вещи, которые попадали в чье-то обладание иными способами, нежели те, которые были
предусмотрены для образования полного права собственности. "Владение не только нечто телесное, но имеет также и правовое значение" - чем отмечалось столь важное для признания другими специальных, связанных с владением правомочий лица-обладателя, защищаемых правом.
Владение, имея в виду основание возникновения фактического господства над вещью, могло принимать четыре формы: две основные и две дополнительные. В первую очередь владение подразделялось на законное и незаконное, т.е. владение того, кто имел на это право, и того, кто этого нрава не имел.
Законное владение - это владение собственника: он имеет право обладать вещью, обладает ею и знает, что имеет на это право; в случае фактического невладения собственник, или законный обладатель, имеет право вернуть вещь в свое законное владение. Незаконное владение - это владение несобственника, возникающее но разным жизненным основаниям (не правовым, а именно жизненным, что давало толчок для их переосмысления нравом). В зависимости от основания возникновения незаконного владения оно в свою очередь подразделялось на владение порочное или недобросовестное, когда обладатель фактически вещью владеет, но не имеет этого права и знает, что не имеет этого права (попросту говоря, украл или иным образом присвоил вещь), и владение "в доброй совести". Добросовестное владение возникало тогда, когда обладатель вещи не имел права вещью владеть, поскольку у нее имелся собственник, но не знал, что не имеет этого права. Основание владения, единожды возникнув, не могло измениться: вор не мог стать добросовестным владельцем, даже если собственник вещи не предъявлял претензии или умер. "Никто себе самому основание владения изменить не может". Однако качество владения было существенно важно для его в дальнейшем правового признания: именно из незаконного, но добросовестного обладания вещью сформировалось особое вещное право - владение юридическое в котором соединялось фактическое обладание вещью, стремление удержать эту вещь в своем обладании и признание правом дозволенными таких стремлений в силу полезности оснований возникновения, однако до времени не считавшейся полноправной собственностью по формальным причинам.
Основания, по которым незаконное владение признавалось добросовестным, были строго определенными и перечень их в римском праве был исчерпывающим.
Добросовестным считался захват брошенного, но неиспользуемого участка земли, причем земли италийской (исторической для Рима), когда собственник неизвестен или слыл отсутствующим по неопределенным причинам. Добросовестным обладанием вещью было ее приобретение без предписанных правом формальностей, если стороны не выдвигали друг другу претензий по поводу сделки между ними, и только отсутствие исполнения строго предопределенных правом условий для данной сделки не делало перед лицом закона происшедшее отчуждение переходом собственности.
Добросовестным могло считаться владение и по причине материального порока вещи, когда приобретший вещь не знал, что приобретает эту вещь у несобственника (по общему принципу римского права, в абстрактном виде он не мог приобрести права собственности, поскольку продавший ее был вором или также незаконным добросовестным владельцем); естественно, что ситуации, когда возникала необходимость обосновывать добросовестность своего обладания, были связаны со случаями претензий со стороны третьих лиц, прежде всего условных собственников вещи, выпустивших ее из своего фактического владения когда-то и теперь предъявляющих претензию на возвращение вещи или возмещение.
Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res пес mancipi сохранилось до начала империи.
Все вещи считаются вещами манципия или неманципия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье,так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются нвманципиальными.
Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал ager romanus, а с конца республики, когда владычество римлян распространилось на всю Италию, земельные, участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и предиальные (земельные) сервитута, на рабов и вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевладельцев. Наоборот, к числу res пес mancipi относились все вещи, не входящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т.д. Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. Глава семьи силою, хватая их рукой (manu capere), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя.
С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения права собственности на эти вещи. В то время, как для отчуждения вещей res пес mancipi было достаточно простой передачи (traditio), для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов - mancipatio или in hire cessio.
БОНИТАРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - в Древнем Риме собственность, основанная на преторском праве. Бонитарная собственность не признавалась цивильным (квиритским) правом, поскольку вещь приобреталась без обряда манципации. Превращение бонитарной собственности в цивильную происходило с истечением срока приобретательной давности.
Контрактами назывались договорные соглашения, признанные цивильным правом. Существовали 4 основания для возникновения контрактов (так назыв. causae civiles), а именно: одни контракты возникали re, т. е. в силу исполнения одною из сторон своих обязанностей, это так назыв. реальные контракты, к числу которых принадлежат mutuum (заем), - commodatum (ссуда), depositum (поклажа) и pignus (договор заклада), наконец, так назыв. contractus innominati (безыменные контракты). Далее, контракт мог возникнуть verbis, т. е. через произнесение определенных слов. Такие контракты назывались вербальными. Важнейший вербальный контракт - stipulatio (spondesne dare centum? spondeo, или promittis dare centum? promitto и т. д.). Стипуляция имела очень важное практическое значение, так как всякий договор мог быть облечен в форму стипуляции. Затем контракт мог возникнуть litteris, посредством записи суммы долга в особые приходо-расходные книжки. Такой контракт назывался литтеральным. В юстиниановском праве он вышел из употребления. Наконец, в виде исключения в четырех случаях контракт возникал consensu, на основании неформального соглашения сторон. Это так назыв. консенсуальные контракты, emtio-venditio (купля-продажа), locatio conductio (наем), mandatum (договор поручения) и societas (договор товарищества).
Еще в римском праве различались именные и безыменные контракты. Последние составляли особую разновидность реальных контрактов, т. е. тех договоров, которые вступали в полную силу лишь после того, как одна из сторон исполнила лежащие на ней обязанности по договору. Притом, по господствующему мнению, сторона, исполнившая такой договор, имела право требовать либо исполнения от другой стороны, либо возврата исполненного посредством condictio causa data cansa non secuta (так назыв. jus poenitendi).
Mutuum
(заем) представляет собой договор,
по которому одна сторона (
Ссуда. Специфический правовой вариант передачи вещи от одной стороны к другой с хозяйственной целью составляла ссуда (coommodatum). Ссудой признавался договор, по которому передавалась вещь, определяемая только индивидуальными признаками (дом, участок земли, конкретное орудие труда и т.п.). Эти вещи давались во временное пользование с обязательством вернуть не только с сохранением субстанции вещи, но и обусловленного ее качества.
Римская исковая формула во время действия формулярного процесса, как известно, состояла из двух главных частей: intentio и condemnatio. Претор говорил в ней: если будет доказано истцом такое-то право или такой-то факт: (intentio), то следует кондемнировать ответчика (condemnatio), в противном случае следует освободить его от ответственности. Итак, интенция служила положительным условием кондемнации. В интенции указывалось или то право, на котором истец основывал свой иск, intentio in jus concepta, или ряд фактов, при наличности которых ответчик должен быть кондемнирован (intentio in factum concepta). Интенция первого рода обязательно содержится во всех цивильных исках, так как в основании всех их всегда лежит цивильное право, напр., квиритское право собственности (si paret rem Auli Agerii esse ex Jure Quiritium et rel.) или какоенибудь сервитутное право (si paret jus eundi agendi esse et rel) и т. д. Другими словами, все цивильные иски суть actiones in jus conceptae. Что же касается преторских исков (actiones honorariae), то встречались две комбинации: в одних случаях претор создавал новый иск, составлял совершенно новую формулу применительно к данному случаю, перечисляя в интенции те факты, при наличности которых дело должно быть решено в пользу истца. Такая intentio называется intentio in factum concepta, а соответствующий иск - actio in factum concepta или просто actio in factum. В других случаях претор пользовался готовой цивильной формулой, лишь видоизменяя ее путем включения фикции или других оговорок. Таким образом, в этих случаях intentio оставалась in jus concepta. Поэтому и соответствующие иски были actiones in jus conceptae. Итак, цивильные иски всегда были actiones in jus conceptae, а преторские иски могли быть или in ius conceptae, или in factum conceptae.
Понятие возражения. Ответчик может защищаться трояким образом против предъявленного к нему иска: a) он отрицает те факты, на которых, якобы, основано право истца; доказать в таком случае наличность этих фактов составляет обязанность истца; b) он приводит другие факты, из которых явствует, что право, несмотря на приведенные истцом факты, не могло возникнуть или должно было прекратиться, так что, во всяком случае ко времени предъявления иска, это право уже не существует; onus probandi в таких случаях падает на ответчика; c) наконец, ответчик, не отрицая самого права истца, противополагает этому праву такое обстоятельство, которое, раз на него будет сделана ссылка, парализует судебное осуществление права истца навсегда или на время, напр., иску о собственности ответчик противополагает свое право узуфрукта на спорную вещь, или иску об исполнении договора он противополагает ссылку на обманный образ действия истца, допущенный им при заключении договора; в первом случае ответчик ссылается на самостоятельное встречное право, во втором - на известный факт; и в этих случаях onus probandi падает на ответчика. Ссылка ответчика на такое обстоятельство, парализующее судебное осуществление права истца, называется возражением, exceptio в тесном или материальном смысле. Итак, возражение в материальном смысле есть права ответчика отклонить иск истца временно или навсегда путем ссылки на обстоятельство, способное парализовать осуществление этого права. Exceptio в широком или процессуальном смысле обнимает не только случаи третьей, но и второй категории, т. е. вообще все случаи, в которых onus prabandi лежит на ответчике. В дальнейшем мы будем говорить только об эксцепциях в материальном смысле.
Возможность нарушения прав дает повод к принятию особых мер, клонящихся к обеспечению будущего осуществления притязаний и исполнения соответствующих обязанностей. Эти меры гарантии называются cautiones в обширном смысле. Такое значение могут иметь частные сделки, cautiones в тесном смысле. Различают cautiones verbales et reales. К первым относятся cautio promissoria, т. е. особое соглашение между заинтересованными лицами, которое у римлян заключалось в форме стипуляции, и cautio iuratoriа - клятвенное обещание обязанного лица. Ко вторым относятся: поручительство - cautio fideiussoria, которое дает управомоченному лицу возможность обратить взыскание на других лиц, кроме непосредственно обязанного лица. Далее - залог - cautio pigneraticia, наконец, оставление вещи у третьего, незаинтересованного лица - sequestratio. Смотря по тому, заключена ли сделка такого рода добровольно или на основании предписания закона, различают cautio voluntaria и cautio necessaria.