Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:59, реферат
Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)
Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний) и т. д., характеризующие предметы.
Отдельный структурный тип составляют существительные, образованные безаффиксным способом. Среди других типов морфологического способа словообразования он является наименее распространенным. Безаффиксальным способом образуются только имена существительные. Безаффиксальный способ словообразования заключается в том, что образующая основа без добавления каких – либо аффиксов становится основой имени существительного. В качестве производящих основ могут быть только основы глаголов и прилагательных. Этот способ образования имеет и другое название – нулевая суффиксация.
Существительные, образованные данным способом, в большинстве случаев относятся к словам мужского рода 1 склонения. Существительные, образованные безаффиксным способом, подразделяются на две подгруппы: существительные, мотивированные глаголами и существительные, мотивированные прилагательными. Они являются названиями отвлеченного действия или состояния. Такие слова составляют продуктивный тип. При этом они образуются как от непроизводных, так и производных основ.
Трансформация основ глаголов в основы имен существительных иногда сопровождается тем или иным фонетическим переоформлением – изменением конечного согласного, отсечением конечного гласного основы.
Слова актуализируемого типа чаще называют действие безотносительно к длительности и характеру его протекания, но могут иметь и значение единичного акта.
Безаффиксным способом могут быть образованы существительные женского рода 3 склонения. Они называют отвлеченный признак, образуются от имен прилагательных. В образовании существительных женского рода этот способ непродуктивен.
Отдельный структурный тип составляют существительные, образованные сложением, то есть путем объединения в одно словесное целое двух или более основ.
С точки зрения способа соединения компонентов различаются две группы сложных существительных:
1) компоненты, которых
соединены с помощью
2) компоненты, которых
соединяются непосредственно,
Сложные существительные имеют следующую структуру:
А) прилагательное и существительное
Б) существительное и глагол
В) существительное и существительное
Г) местоимение и глагол.
Как отмечают исследователи,
наиболее частотны в современном
русском языке сложные
8
А) сам – основа местоимения;
Б) полу – усеченная основа слова половина.
Небольшую группу составляют суффиксально – сложные существительные, которые, как правило, состоят из двух основ, причем предшествующий компонент подчинен по смыслу опорному.
Существительные с суффиксом -тель- называют предмет, производящий действие или предназначенный для выполнения действия, названного глагольной основой и конкретизированного в первой основе сложения
Словообразовательный
потенциал существительных
Необходимо также отметить, что одни аффиксы являются продуктивными в образовании новых слов, другие, хотя регулярно воспроизводятся в составе слов, но являются малопродуктивными.
В качестве совершенно непродуктивных в настоящее время аффиксов можно назвать, например, приставку су-, суффиксы –ствиj(е), -знь и др.
Вторым по продуктивности способом образования существительных является субстантивация как разновидность морфолого-синтаксического способа образования слов. Субстантивация – это переход в существительные прилагательных и причастий.
Субстантивируясь
в форме мужского рода, прилагательные
и причастия приобретают
В форме женского
рода субстантивированные
В форме среднего
рода субстантивированные
Субстантивированные прилагательные и причастия омонимичны соответствующим прилагательным и причастиям, которые со словообразовательной точки зрения являются для них производными словами.
Суть субстантивирований заключается в том, что родовая, падежная, числовая парадигма прилагательного или причастия сокращается, так как от нее остается лишь часть – система словоформ одного рода (в единственном числе) или только множественного числа. Субстантивированные прилагательные и причастия относятся к адъективному склонению.
Как показывает
анализ, от субстантивированных
9
Например, слово столовая возникло морфолого-синтаксическим путем на основе сочетаний столовая комната. А слова пирожковая, сосисочная, письменная, образованы морфологическим способом словообразования (пирожок+ов(ая)) по аналогии со словами столовая, чайная. От субстантивированных прилагательных и причастий следует отличать также слова, появившиеся в русском языке в результате калькирования, например: Вселенная, насекомое и т.п. Так, слово вселенная представляет собой переход (кальку) греч. oikoumene – страдательного причастия к oikeo – «обитаю, населяю». Вселенная – «обитаемая (земля), «населенная часть земли»; «земной «шар»; «весь мир» (расширенное значение).
Таким образом,
морфолого-синтаксический способ словообразования
в сфере существительных
В образовании имен существительных наименее распространен лексико-семантический способ словообразования.
Как уже отмечалось, лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что за одним звуковым комплексом, являющимся ранее одним словом, в силу внутренних законов развития русского языка закрепляется два или более, непосредственно друг с другом несвязанных (как основное и производное) значений. Собственно новых слов, новых фонетических единиц, ранее не имевших в языке, при помощи этого способа не создаются. Но при его помощи возникают новые лексико-морфологические единства, язык пополняется новыми с морфологической точки зрения словами. В результате лексико-семантического способа словообразования возникли в русском языке такие слова, как мир (противоположное войне) и мир (вселенная).
Этот способ словообразования представлен единичными примерами, которые даны выше.
Лексико-семантическим способом образованы также следующие слова: брак (в значении супружество), брак (изъян, дефект); добро (в значении имущество) и добро (противоположное злу) и т.п.
Для появления
таких слов имеются следующие
причины: а) в связи с образованием
новых слов в русском языке
на базе существующего в нем
Первое слово брак «супружество» заимствовано из старославянского языка.
Старославянское бракъ «женитьба, супружество» восходит к праславянскому «взятие»; второе слово брак (изъян) заимствовано из немецкого языка в Петровскую эпоху, что означало, как разбивать, ломать.
Появление новых лексических единиц в результате лексико-семантического способа может происходить не только на базе фразеологических оборотов. При этом происходит сжатие фразеологического оборота в слово. Например: слово столпотворение возникло из фразеологического оборота вавилонское столпотворение. Данное слово образовалось благодаря «опущению» грамматически зависимого слова (вавилонское) и концентрации значения фразеологического оборота в целом на опорном слове.
10
При образовании нового слова лексико-семантическим способом производящее слово может выступать и в совокупности всех своих словоформ и только в какой – то части своей парадигмы, и, наконец, даже в какой – либо одной форме. Сравните: часы – час, часы; леса – лес, леса и др.
Как уже было выше сказано, объектом изучения в словообразовании являются слова, значение и звучание которых обусловлено другими однокоренными словами. Однокоренные слова, в свою очередь, в словообразовании могут объединяться в гнездо.
Гнездо – это совокупность слов, характеризуемых тождеством вещественного значения, слов, служащих для указания на один и тот же, но по – разному оцениваемый языком объект, означаемый ситуацией.
Словообразовательное гнездо-это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово, которое является непроизводным. Оно входит в состав всех производных слов, определяет их значение. В качестве исходных слов выступают:
а) имена существительные (вода, земля и др.);
б) имена прилагательные (сильный, умный);
в) имена числительные (три, пять и др.);
г) местоимения (весь, сам и др.);
д) глаголы (лежать, бежать, мыть и др.);
е) наречия (вчера, сегодня, завтра и др.);
ж) междометия и звукоподражания (гав – гав, мяу и др.);
Словообразовательные гнезда строятся по-разному, и это зависит от исходного слова.
Итак, если исходное слово – глагол. Среди всех частей речи глагол имеет самые широкие словообразовательные связи. От глагола образуются не только существительные, но и прилагательные, наречия, да и сами глаголы.
Производные на
1 ступени размещаются в
а) отвлеченные имена существительные;
б) названия лиц по действию;
в) другие существительные и т.д.
Если исходное слово – прилагательное, то производные 1 ступени размещаются в такой последовательности:
а) имена прилагательные;
11
б) имена существительные;
в) слова, образованные при помощи приставок или приставок и суффиксов;
г) глаголы;
Если исходное слово - имя существительное, то на первой ступени словообразования в гнездах с исходным словом - именем существительным производные слова размещаются в следующем порядке:0
а) уменьшительно – ласкательные существительные;
б) уничижительные существительные;
в) увеличительные существительные;
г) остальные суффиксальные существительные;
д) имена прилагательные;
е) слова, образованные при помощи приставок или приставок и суффиксов;
ж) глаголы;
з) сложные слова и др.
Таким образом, приведенные выше примеры свидетельствуют о высоком словообразовательном потенциале имен существительных, который имеет большое значение для языка в целом.
И в заключении стоит сказать, что способы образования лексических единиц, то есть слов, очень различны. И существительные образуются почти всеми способами словообразования, которые действуют в современном русском языке. И лишь при помощи одного словообразовательного слова не образуются имена существительные – это сращение. Сращение – это способ словообразования прилагательных.
В данной статье были выявлены словообразовательные возможности имен существительных.
Было установлено,
что отдельные способы