Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:59, реферат
Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)
Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний) и т. д., характеризующие предметы.
1) морфологический
2) морфолого-синтаксический
3) лексико-синтаксический
4) лексико-семантический.
Цель данной статьи – выявить и рассмотреть своеобразие словообразования имен существительных и их словообразовательную структуру.
Были поставлены следующие задачи:
1. выявить своеобразие словообразования имен существительных;
2. выделить наиболее
продуктивные способы
3. рассмотреть
зависимость между способом
4. выяснить, какие изменения происходят в производящем слове при субстантивации.
Словообразовательный
тип – это схема (формула) строения
производных слов, характеризуемых
общностью трех элементов: 1) части
речи производящей основы;
3
2) семантического
и отношения между
Установив семантические отношения между производящими и производными, можно определить словообразовательное значение слов данного типа. Словообразовательное значение выражает тождество значений в одном словообразовательном ряду и каждый член словообразовательного ряда передает одинаковое словообразовательное значение. Словообразовательное значение указывает на определенный тип отношений, которые устанавливаются в акте номинации между источником наименования и самим наименованием.
Основным способом словообразовательного значения принято считать его обусловленность. Не менее важной является более высокая степень его обобщенности по сравнению с лексическим значением. Словообразовательное значение имеет еще и факультативные свойства, то есть те, которые характерны не только для словообразовательного значения. К ним относятся средства выражения словообразовательного значения.
Словообразовательное значение выражается с помощью ограниченного числа морфем. При описании словообразования разных частей речи Е.А.Земская считает целесообразно использовать понятие более широкое, чем словообразовательный тип, а именно «понятие словообразовательной категории». «Словообразовательная категория формируется группой словообразовательных типов, объединяемых общностью: 1) деривационного значения; 2) способа словообразования; 3) производящих основ». Но словообразовательные типы, образующие словообразовательную категорию, различаются аффиксами. Как пример словообразовательной категории можно привести категорию существительного:
1) обладающих
значением «производитель
2) образуемых суффиксацией; например: «Учителю стоило подумать, прежде чем » «…Думая о нем, как о защитнике, я очень ошибалась…»;
3) производимых от основ глагола, например: «Мусорщикам из-за этого приходится очень тяжело».
По мнению Земской, словообразование каждой части речи необходимо описывать, исходя из того, какие словообразовательные категории действуют в пределах разных способов словообразования.
Как отмечают исследователи,
имя существительное в
Известно, что в современном русском языке существует несколько словообразовательных способов, с помощью которых образуются новые слова. Рассмотрим кратко каждый из них. Лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что новые слова образуются в результате изменений в смысловой стороне того или иного слова, путем расщепления или распада слова на два омонима или более. Процесс формирования слов – омонимов, а значит, и образования новых слов проявляется в языке в силу того, что
4
лексическая единица, получая какое – либо смысловое значение, продолжает употребляться и со своим старым значением. Например: «…в борьбе за мир во всем мире людям следует объединяться…».
Лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что разные слова, осознающиеся этимологически как совершенно самостоятельные и независимые, или в том, что за существующим в языке словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным как производное и основное не связано.
Появление новых слов в результате лексико-семантического словообразования может происходить как на базе отдельных слов, так и на базе фразеологических оборотов. Например: «… поэтому баклушничать ему не приходится…»
Под морфолого-синтаксическим способом словообразования понимается образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.
Лексико-синтаксический способ словообразования – это способ возникновения новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц.
Таким образом, слова, образованные лексико-синтаксическим способом, представляют собой слияние в одно словесное целое, либо устойчивого словосочетания, то есть фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным (в первую очередь, с предлогом или отрицанием).
Возникновение с помощью этого способа новых лексических единиц сопровождается потерей исходными образованиями своей самостоятельной словесности, фонетических, семантических и грамматических свойств отдельных слов. В результате чего язык обогащается словами, новыми не только с точки зрения фонетической и морфологической. Этим способом образуются прилагательные и наречия, но он не распространяется на существительные.
Морфологический
способ словообразования представляет
собой словопроизводство в
Самым продуктивным в образовании существительных является суффиксальный способ. Этим способом словообразования производятся существительные от основ различных частей речи: имен существительных, прилагательных, глаголов. При этом по сравнению со словообразованием других частей речи число суффиксов существительных самое большое.
По грамматическому
характеру производящего слова
выделяются суффиксальные существительные,
мотивированные: 1) глаголами; 2) прилагательными;
3) существительными; 4) числительными.
5
Существительные,
образованные от глагольных основ, имеют
общее словообразовательное значение
«носитель процессуального
1. Существительные
со значением «носитель
Существительные
с суффиксом -тель-(-итель-) называют
лицо или предмет, производящий действие
или предназначенный для
Данный тип
продуктивен в современном
Суффикс –ник-. Существительные с суффиксом –ник-(-еник-,-ик) имеют то же общее значение, что и суффикс –тель-. Следовательно, суффикс –ник- имеет следующие значения: «носитель процессуального признака» и «предмет, предназначенный для осуществления действия». Например: «Учителю стоило подумать, прежде чем ругать ученика; Он большой шутник, да и работник из него неплохой получится».
Суффикс –лец-. Существительные с суффиксом –лец- называют лицо, производящее действие, названное производящим словом: «Жилец сверху вечно достает меня своим шумом».
Суффикс –ок-. слова с данным суффиксом имеют общее значение «лицо или предмет, характеризующиеся действием, названным мотивирующим словом». Слова, образованные с помощью суффикса –ок-, группируются в два подтипа.
1. Подтип со
значением «лицо, производящее
действие». Например: «…игроком
под номером два оказался
2. Подтип со значением «то, что возникло в результате действия». Например: «Миша – это подарок судьбы, не будь его, что было бы со мной, не знаю».
Суффикс –к(а). существительные женского рода называют предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом. Например: «Прятки – любимая детская игра».
Суффикс –льн(я). Существительные с суффиксом –льн(я) называют помещение, предназначенное для производства действия, названного мотивирующим словом. Например: «Синий, голубой цвета успокаивают, потому стены в спальне желательно красить в эти цвета».
Суффикс –ин(а). Существительные с –ин(а) называют предмет, являющийся результатом или объектом действия, названного производящим словом. Например: «Благодаря ему я лишь отделалась несколькими царапинами».
Существительные со значением отвлеченного процессуального признака.
Суффикс –ни(j)-. Существительные среднего рода (вариант суффикса –ени(j)-, -и(j) и др.) совмещает в своем значении присущие мотивирующему глаголу значение процессуального
6
признака (действия, состояния) со значением существительного как части речи. Например: «Но долгое пребывание в комнате с голубыми (синими) стенами приводит человека к унынию, расстройству, печали и нежеланию что-либо делать».
Это один из самых продуктивных суффиксов среди примеров, отмеченных нами.
Суффикс –ств(о). Существительные с суффиксами –ств(о),-еств(о),-тельств(о) имеют то же значение, что и слова предыдущего типа, например: «Но долгое пребывание в комнате с голубыми (синими) стенами приводит человека к унынию, расстройству, печали и нежеланию что-либо делать».
Существительные с суффиксами -ость- называют отвлеченное состояние, например: «…любовь без ревности не обходится, этому есть множество доказательств.».
В единичных существительных выделяются суффиксы: -знь,-ищ,-овь. Например:
«Такая болезнь может унести с собой целое семейство».
«Прозвище «умник» он получил из-за того, что носил очки».
Другую группу составляют существительные, образованные от прилагательных. Они также имеют две разновидности:
1) существительные
со словообразовательным
2) существительные
со значением отвлеченного
Существительные со значением «носитель признака» образуются с помощью суффикса -ик-,(-ник-).
Они имеют общее значение «предмет» (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным производящим словом. Например: «Прозвище «умник» он получил из-за того, что носил очки».
Слова этого типа называют лицо, животное, неодушевленный предмет.
Существительные с суффиксом –ец- имеют общее значение предмет одушевленный или неодушевленный, явление, характеризующееся признаком, названным производящим словом.
Существительные с суффиксом –ость (-ность) имеют такое же значение, как в предыдущем типе. Отдельные слова называют человека, место, пространство, вид, облик и др.
Существительные со значением отвлеченного признака образуются посредством следующих суффиксов.
Особую группу
составляют слова с субъективно
– оценочными значениями. К субъективно
– оценочным относятся
Небольшая группа существительных представлена словами, которые были образованы при помощи суффиксов, стилистически окрашенных.
7
Некоторые префиксально
– суффиксальные