Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:34, дипломная работа
Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.
Благодатность христианского иерархического священства по учению святых отцов
Так, в писаниях мужей апостольских мы встречаем лишь случайные указания по этому предмету в посланиях свв. Климента Римского и Игнатия Богоносца. В послании первого к Коринфянам, вместе с увещанием к святости, находится такое обращение к верующим: «Присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать». Обыкновенно данное место понимается в смысле увещания коринфян к единению с их пастырями как обладателями Божественной благодати. Ввиду важного значения, придаваемого св. Климентом как вообще богоучрежденному порядку в Церкви, так и иерархии в частности, такое понимание согласуется с духом писаний св. Климента; и если под получившими от Бога благодать разуметь пастырей Церкви, то мысль о благодатности христианского пастыря явится несомненною в учении св. Климента. Но все же такое понимание не вытекает с необходимостью из приведенного места, и под обладающими благодатью можно разуметь, согласно с контекстом речи, вообще лиц, достигших святости и утвердившихся в ней.76
Более ясный смысл имеет выражение св. Игнатия в послании его к св. Поликарпу Смирнскому, где св. Игнатий пишет ему между прочим: «Умоляю тебя благодатью, которою облечен ты: ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спасались».77 Так как в данном послании речь обращена к епископу и притом в связи с указанием на обязанности его пастырского служения, то здесь можно сказать, что уже точно есть указание на благодать священства.
Святоотеческое учение о существовании в Церкви трех степеней священства
Св. Климент Римский, подобно св. апостолу Павлу, иногда прилагает наименования «епископ» и «пресвитер» к одним и тем нее лицам. Это уже следует из того, что св. Климент иногда наряду с диаконами упоминает только пресвитеров, а иногда только епископов. Так, он призывает в одном месте своего послания к Коринфянам покориться пресвитерам487, против которых возмущались коринфяне, не упоминая в этом месте особо епископов. Между тем в другом месте не упоминаются пресвитеры, когда идет речь о том, что свв. апостолы поставили верующим епископов и диаконов.78
Вполне определенно говорит о трех степенях церковной иерархии и Климент Александрийский. «Здесь, в Церкви, есть степени епископов, пресвитеров и диаконов, по подражанию, думаю, ангельской славе и домостроительству».79
Св. Киприан Карфагенский, многократно говорящий в своих творениях об иерархии и ее значении в Церкви, со всею определенностью и точностью различает в церковной иерархии три степени. Существенное различие служения в Церкви епископов и диаконов св. Киприан утверждает такими словами: «Диаконы должны помнить, — пишет св. отец, — что апостолов, то есть епископов и предстоятелей, избрал Сам Господь, а диаконов... поставили апостолы как служителей своего апостольского звания в Церкви».80
Священство это особый
благодатный дар, который Бог
даровал человечеству. Но в тоже
время дар таинственный и страшный.
Это благородное служение, но также
и чрезвычайно ответственное. Только
священнослужитель может
«Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»,- какие страшные слова!
Священник становится орудием в руках Божиих – проводником благодати и получает благодатные дары Святого Духа, которые укрепляют его в священнодействиях, дают возможность предстоять престолу и приносить бескровную жертву умилостивления «о всех и за вся».
1 Православный Катехизис Одесса 2002.стр
2 Справочник православного человека. Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр. 72
3 Там же Стр.73.
4 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр. 73
5 Муравьев А.Н. Письма о Богослужении и священстве. СПб. 1899, стр.125
6 Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр. 200
7
Дмитриевский А. профессор. Ставленник.
Киев . 1904. Стр. 29
8 Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр. 200
9 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.78
10 Н.Милаш. Православное церковное право. СПб., 1897, стр. 255.
11 Книга правил С.П-Б. 2000 стр.17.
12 Н.Милаш. Православное церковное право. СПб., 1897, стр. 256.
13 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.80
14 Выражение – На «Слава, и ныне» – означает, что после произнесения славословия: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» начинается чтение последнего тропаря.
15 Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр.207.
16 Архиерейский чиновник. М. 2000. стр. 202
17 Архиерейский чиновник. М. 2000. стр. 204
18 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.81
19 Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр.207.
20 Настольная книга священнослужителя Том 4. М. , 1983 стр.374
21 Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр.208.
22 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.81
23 Архиерейский чиновник. М. 2000. стр.205.
24 Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр.209.
25 еп. Александр (Милеант) О священстве и церковной иерархии. М. 2005 стр. 176.
26Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.
27Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр.211.
28 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.83.
29Архиерейский чиновник. М. 2000. стр.208.
30Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр.211.
31 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.83.
32 Там же. Стр.84.
33 Архиерейский чиновник. М. 2000. стр.216
34 Там же. Стр.217
35 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.85
36Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр.214.
37 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.86.
38 Там же. Стр.86.
39 Настольная книга священнослужителя. М. 1983. стр. 331.
40 Прот. Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. Москва. 1999, стр.216.
41 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.88.
42 еп. Александр (Милеант) О священстве и церковной иерархии. М. 2005 стр.180.
43 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.89.
44 Писание отцов и учителей Церкви, относящихся к истолкованию Православного Богослужения. Ч. 2., стр259-260.
45 Архиерейский чиновник. М. 2000. стр. 20.
46 Справочник православного человека Ч2 Данилов благовестник 2007. Стр.90.
47 Экземплярский В.И. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Изд. «Пролог» стр.76.
48 Экземплярский В.И. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Изд. «Пролог» стр.77.
49 Св. Климент Римский Сочинения 1875 М. стр.97
50 Т. е. поставленные апостолами предстоятели.
51 Св. Климент Римский. Сочинения М. 1875. стр.142-143.
52 Св. Игнатий Богоносец. Послания СПб. 1877. Стр.410
53 Там же. Стр.388.
54 Там же. Стр.377-378.
55 Там же. Стр.376.
56 Св. Ириней Лионский. Творения. Белгород 1702. Стр.220-221.
57 Там же. Стр.387.
58 Там же. Стр.312.
59 Там же. Стр.224.
60 Там же. Стр.409.
61 Св. Григорий Нисский. Собрание сочинений. СПб.1715.стр.363.
62 Прпд. Ефрем Сирин. Слово о священстве. Ч 2. М.1851.стр.603
63 Св. Иоанн Златоуст . Слово 3-е о священстве. Творения, т.1, ч2. СПб.1895.стр.416.
64 Там же. Стр.417.
65 Там же. Стр.418.
66 Там же.
67 Там же. Стр.419.
68 Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т.1. Письмо 63 к Цецилию. СПб.1879.стр.348.
69 Блаж. Иероним Стридонский. Творения в русском переводе. Киев.1905.стр.64.
70 Блаж. Иероним Стридонский. О граде Божием. Творения. Т4. М. 1875.стр.141.
71 Св. Климент Римский Сочинения 1875 М. стр.138.
72 Св. Игнатий Богоносец. Послания СПб. 1877. Стр.400.
73 Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т.1. Письмо 54-е к Флоренцию. СПб.1879.стр.307.
74 Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т.2. О единстве Церкви, ч.2.СПб.1891.стр.197.
75 Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т.1. Письмо к клиру и народу испанскому. СПб.1879.стр.316-317.
76 Экземплярский В.И. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Изд. «Пролог» стр.210.
77 Св. Игнатий Богоносец. Послания СПб. 1877. Стр.425.
78 Экземплярский В.И. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Изд. «Пролог» стр.258.
79 Св. Климент Александрийский. Строматы. Творения. СПб.1879.стр.24.
80 Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т.1. Письмо к Рогациану о диаконе оскорбившем епископа. СПб.1879.стр.31.
Информация о работе Таинство священства в свете святоотеческого учения