Таинство священства в свете святоотеческого учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:34, дипломная работа

Описание работы

Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 3.35 Мб (Скачать)

 На стоящую слева  от Престола кафедру садится  архиерей, а два иподьякона ведут  к нему рукополагаемого из  центра храма следующим образом:  кандидат находится между ними; каждый из них держит одной  рукой его руку, а свободной  рукой приклоняют ему шею.

Затем дьякон в алтаре возглашает: «Повели, повелите, повели, Преосвященнейший Владыко». Его возглас означает следующее.

1. Произнося «Повели», он  спрашивает согласия на хиротонию  народа Божьего.

2. Произнося «Повелите», он спрашивает согласия клира  на принятие в его ряды нового  священнослужителя.

3. Произнося «Повели, Преосвященнейший  Владыко», он спрашивает согласия  архиерея на Рукоположение.26

Доведя посвящаемого до Царских  врат, иподьяконы «передают» его протодьякону и дьякону, которые также берут его один  за правую, а другой за левую руку. Ставленник кланяется архиерею, который осеняет его крестным знамением.

Затем протодьякон трижды обводит рукополагаемого вокруг Престола; ставленник же каждый раз  целует все четыре угла Престола. Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Превятой Троицы и знаменует  готовность ставленника навсегда посвятить себя на служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. 

 Участвующие в Таинстве  совершают следующие действия.

1. После первого круга:  поставляемый целует руки и колено архиерея в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божья. Хор в это время поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...». При дьяконской хиротонии этот тропарь является новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.

2. После второго круга:  поставляемый целует палицу и  руку архиерея, опять же в знак  своего почтения. Хор поет: «Слава  Тебе, Христе Боже, апостолов похвало,  мучеников веселие...». Этот тропарь возвещает рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью его должна прославляться Единосущная Святая Троица.

3. После третьего круга:  поставляемый творит три поклона  перед Престолом (два поясных  и один земной). Хор поет: «Исаие, ликуй, Дева имé во чреве  и роди Сына Еммануила...». Тут возвеличтвается главный догмат о воплощении Бога от Приснодевы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце это догмат  и всей жизнью своей свидетельствовать. 27

После этого кафедру убирают, и хиротонисуемый становится у правой стороны Престола и трижды поклоняется  архиерею, произнося: «Боже, умилостивися мне, грешному». Ставленник преклоняет одно колено, символизируя этим «неполноту»  дьяконского служения, то есть то, что  он только служит при Святых Тайнах, но не совершает Таинство Евхаристии.

Затем посвящаемый кладет крестовидно руки на Престол, а между  ними – главу, символизируя этим «всецелое  посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобообразна  Всесвятейшему Жертвеннику, освящающему  богообразные умы, – Самому Спасителю  и Господу» (Максим Исповедник).28

Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает  руку на его главу. Дьякон возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух  тайносовершительную молитву:

29

Слова тайносовершительной молитвы  исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью  благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское  рукоположение делает способным  к служению Церкви в меру даруемой каждой степени священства благодати.30 

После этого дьякон произносит ектенью  об архиерее и о «ныне проручествýемом  диаконе», клирики в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), хор медленно трижды поет по-гречески – «Кирие, элейсон» (то есть «Господи, помилуй»), а архиерей читает положенные молитвы.

Затем рукополагаемый встает на ноги, с него снимают орарь, а  архиерей возлагает орарь на его  левое плечо и громко возглашает: «Аксиос», и хор повторяет за ним  то же. Орарь возлагается на левое плечо дьякона в знак того, что он, в отличие от иподьякона, получает способность служить у Престола Божья и принадлежит теперь к низшему чину священнослужителей.

Новопоставленному надевают поручи, и архиерей снова возглашает: «Аксиос»; клир же и оба клироса  по очереди вторят ему. Это является свидетельством Церкви, что Рукоположение  совершилось, и новопоставленный дьякон получил благодать Святого Духа совершать священнослужение. Поручи являются видимым знаком особенной силы и помощи Божьей рукополагаемому в священнослужителя. Они символизируют и «всезиждительную силу Божью, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови». Еще одно символическое значение поручей – «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату» (Симеон Солунский).

Далее новопоставленному  вручается рипида, символизирующая  крылья Ангелов, Херувимов и Серафимов, которые на ней изображены; он целует плечо архиерея и становится слева  у Престола «охранять Святые Дары», совершая поступательные движения рипидой  до возгласа: «Святая святым».31

Затем, рукоположенный первым из служивших при совершении Таинства дьяконов приобщается Святых Христовых Тайн.

По окончании причащения народа и перенесения Чаши со Святыми  Дарами на жертвенник новопоставленный дьякон произносит ектенью: «Прóсти! приимше...», призывая в своем новом качестве собравшихся к молитве.

 

Чинопоследование  священнической хиротонии

Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия  Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые  седмичные дни Великого поста, рукоположение  в священника не положено.

Чтобы рукоположенный мог  участвовать в освящении Даров, хиротонию начинают по окончании  Херувимской песни после перенесения  Святых Даров с жертвенника на Престол.32

 

 

Схема чина хиротонии  во священника

Во время пения Херувимской  песни на главу посвящаемого возлагается  воздух.

Воздух передается дьякону.

Возглас: «Повели, повелите, повели Преосвященнейший Владыко».

При пении тропарей ставленник троекратно обходит вокруг Престола.

Посвящаемый становится на колени перед Престолом.

Архиерей возлагает край омофора на главу поставляемого.

Архиерейское благословение.

Архиерей возлагает руку на главу хиротонисуемого.

Тайносовершительная молитва.

Хор: «Господи помилуй –  Кирие элейсон».

Две молитвы.

Мирная ектенья.

Облачение поставляемого  в епитрахиль, пояс и фелонь.

Вручение креста и служебника рукоположенному.

Приветствие сослужителей целованием.

Новопоставленному иерею  даются части Святого Агнца.

Читается 50-й псалом.

Новопоставленный иерей  возвращает части Святого Агнца  архиерею.

Причащение Святых Тайн.

Чтение заамвонной молитвы.

 

Во время пения Херувимской  песни архиерей подходит к жертвеннику  и полагает воздýх либо на плечо, либо на голову посвящаемого, стоящего тут  же. На Великом входе посвящаемый  несет этот воздýх (или дискос с  Божественным Агнцем), символизируя тем  самым окончание своего дьяконского  служения.

Перед благословением архиереем  народа трикирием и дикирием и  пением «Ис полла» посвящаемый ставится посреди храма и творит три  поклона.

После этого протодьякон  и дьякон, а не иподьяконы, как  в случае с дьяконской хиротонией, подводят его к Царским вратам.

Далее чин посвящения совершается  таким же образом, как и хиротония  в дьякона, с тем отличием, что:

1) в алтаре ставленника  принимают священники (а не протодьякон), в лик которых он вступает;

2) вокруг Престола его  обводит старший из священников  (протоиерей или архимандрит);

3) рукополагаемый во священника  преклоняет пред Престолом не  одно, а оба колена, в знак того, что он принимает большее, чем  дьякон, служение. При этом возглас  «вонмем» произносит священник,  а не протодьякон.

Во время кругового  обхождения поются те же три песнопения, что и при дьяконской хиротонии.

Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Иерей обводящий ставленника вокруг Престола возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух туже  тайносовершительную молитву только со словами «благоговейнейшаго диакона, во пресвитера». В ответ весь храм трижды поет: «Господи, помилуй», затем протодьякон возглашает: «Господу помолимся». Архиерей трижды благословляет рукополагаемого, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы.

33

1. В первой, обращаясь  к Господу, – «Боже безначальный  и безконечный» – архиерей  молит Господа сохранить новорукоположенного  «в непорочном жительстве и  непреклонной вере».

2. Вторая молитва является завершением  и окончанием совершительной  молитвы:

34

Эта молитва как бы «устанавливает»  те пять действий, которые будут  определяющими в жизни человека, воспринявшего в Таинстве благое иго священнослужения. Они следующие.

1. Своим служением сохранять  непрерывность апостольского преемства,  непорочно предстоя жертвеннику  Искупителя.

2. Проповедовать Евангелие  Христово, утверждая веру в Господа  нашего Иисуса Христа, как Спасителя  мира.

3. Благовествовать Божественную  истину не только словом, но  и всеми своими делами.

4. Совершать Литургию, принося  бескровную жертву славословия  и благодарения.

5. Крестить водой и  Духом Святым во имя Пресвятой  Троицы, рождая людей в новую  жизнь и служа их духовному  росту.35

Мирную ектенью произносит не протодьякон, а иерей, добавляя к  ней прошения:

«О архиереи нашем (имярек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук  его, Господу помолимся»;

«О рабе Божием (имярек), ныне проручествýемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся»;

«Яко да Человеколюбец  Бог нескверно и непорочно  ему священство дарует, Господу помолимся».

После этого архиерей дает рукополагаемому священнические одежды: епитрахиль, пояс и фелонь, а также  Служебник как руководство для  священнодействия. Рукополагаемый в  ответ целует то, что получает, и  затем руку архиерея.

Подавая посвящаемому священнические одежды, архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос».

Епитрахиль, по выражению  Иоанна Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает  подризник (в звании дьякона называемый «стихарь»), означает духовную готовность испособность к богослужению. Фелонь, обычно называемая «ризою», есть одежда правды и радости, согласно изречению, которое произносит священник, облачаясь в ризу (Пс. 131, 9, 16).36

Новорукоположенный после  завершения вышеописанных действий целует омофор и руку архиерея; затем  целует сослужителей в рамена (плечи), выражая тем апостольскую любовь, которая должна соединять служителей алтаря, и становится как равный в ряду священников.

При целовании дискоса  и Потира к ним прежде других иереев приступает хиротонисанный, ибо в  этот день он имеет первенство.

После преложения Святых Даров  архиерей, взяв Святое Тело в руки и  отломив верхнюю часть с надписью «ХС» (Христос), кладет ее на особый дискос и дает новопоставленному, говоря при  этом: «Приими залог сей и сохрани  его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши  истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник, принимая, целует руку архиерея и начинает читать 50-й  псалом, моля Господа сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.

Перед возглашением «Святая  святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею. Рукоположенный первым из священников  приступает к Причащению (по обычной  практике – после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати  обновления от Божественного Духа.

После этого новопоставленный читает заамвонную молитву, делая явным  для присутствующих на службе свое вступление в чин священства.37

 

 

Хиротония во епископа

Название «епископ» (архиерей) встречается еще в Ветхом Завете, а в Евангелии Сам Господь  Иисус Христос именуется епископом, архиереем (См.: Евр. 4; 14. 7; 26). Апостольское звание также именуется епископством (См.: Деян. 1; 20).

Обязанность епископа –  «учить, священнодействовать и управлять» – не только совмещает во всей полноте  звание дьякона и пресвитера, но и простирается намного дальше их ограниченных прав. На епископах лежит  преимущественная обязанность наставлять и утверждать вверенную ему паству в вере, благочестии и добрых делах. И если священник выполняет аналогичные  обязанности в пределах своего прихода, то для епископа, по 58-му Апостольскому  Правилу, круг окормляемых им гораздо  шире – это паства всех приходов его епархии.38

Информация о работе Таинство священства в свете святоотеческого учения