Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:34, дипломная работа
Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.
Епископ совершает священнодействия, которые не имеет права совершать никто более:
1) мироварение и освящение Мира;
2) рукоположение кандидатов на священнослужение;
3) благословение на
4) освящение храмов и антиминсов.
Кроме того, епископы осуществляют полноту церковной власти и управления. Но власть епископа не абсолютна – он имеет над собой Законодателя и подчиняется его закону: «Епископ управляет народом Божиим совместно с пресвитерами не от своего имени и не на основе права, как получивший власть от людей, или через людей, – он управляет от имени Бога, как поставленный Богом на служение управления. Имея харизму рассуждения и испытания, народ свидетельствует, что все совершающееся в Церкви под водительством пастырей совершается согласно воле Божьей, по откровению Духа Святого».
В древней Церкви все церковные
акты, будь то совершение Таинств, принятие
в Церковь оглашенных, кающихся,
отлучение еретиков и т.д., совершались
с участием народа. Свидетельство
народа об откровении воли Божьей в
древней Церкви носило характер согласия
на то, что должно совершиться в
Церкви, и принятия того, что в
ней совершилось, как соответствующее
воле Божьей. Согласие и принятие народом,
однако, не означали того, что каждый
представитель клира или
Схема чина епископской хиротонии
Хиротония во епископа делится на несколько частей (наречение, исповедование веры и собственно хиротонию на Литургии), после чего новопоставленный участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский жезл.
Наречение кандидата во епископа
Начальный возглас: «Благословен Бог наш...».
Тропарь и кондак Пятидесятницы.
Сугубая ектенья.
Отпуст.
Чтение указа об избрании.
Речь избранного перед архиереями.
Многолетие.
Испытание веры кандидата на епископское служение
Благословение Патриарха.
Чтение ставленником Символа веры.
Чтение им догмата веры об Ипостасях Пресвятой Троицы.
Обеты соблюдения Канонов святых Апостолов, семи Вселенских и девяти Поместных Соборов, а также Правил святых отцов.
Вручение текста обещания Патриарху или первенствующему епископу Поместной Церкви.
Благословение кандидата.
Многолетие присутствующим епископам и ставленнику.
Рукоположение во епископа
Преклонение колен перед Престолом.
Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.
Чтение тайносовершительной молитвы.
«Кирие, элейсон».
Две молитвы.
Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.
Облачение новопоставленного в архиерейские одежды.
Приветствие архиереев.
Участие в Божественной литургии
Произнесение новопоставленным «Мир всем» перед Апостольским и Евангельским чтениями.
Благословение народа дикирием и трикирием.
Принятие Потира от священника во время Великого входа.
Причащение священников и дьяконов.
Благословение архиерейского облачения и четок у Патриарха и остальных архиереев.
Вручение новопоставленному архиерейского жезла
Слово Патриарха к новопоставленному.
Вручение архиерейского жезла.
Архипастырское благословение народа новопоставленным.40
Первой частью епископской хиротонии является так называемое наречение, которое совершается накануне или за несколько дней до самого рукоположения. В Древней Церкви избрание считалось правильным, когда в нем участвовали, по возможности, все епископы области и народ, который свидетельствовал достоинство избранного. В настоящее время в Русской Православной Церкви избрание кандидата во епископа и его утверждение совершается Патриархом и Священным Синодом. Наречение во епископа происходит в здании Патриархии (или Экзархии) в присутствии Патриарха и членов Синода (или в присутствии Экзарха области и епископов). Совершается это следующим образом.
1. Патриарх (или Экзарх) читает «обычное начало».
2. Собравшиеся епископы
поют тропарь Пятидесятницы: «
3. Затем кондак: «Егда снизшéд языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки разделяше, в соединение вся призвá, и согласно славим Всесвятаго Духа».
4. Патриарх (или Экзарх) произносит краткую сугубую ектенью и отпуст дня Пятидесятницы.
5. Управляющий делами
Московской Патриархии (или Экзархии)
читает нарекаемому во
6. Избираемый отвечает: «Благодарю и приемлю, и немало вопреки глаголю», говорит перед архиереями речь и берет от Патриарха и остальных епископов благословение.
7. Обряд наречения заканчивается пением многолетия.
Накануне епископской
хиротонии перед Всенощным
Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать хиротонию во дьякона и священника, то его Рукоположение совершается перед чтением Апостола. В самый день посвящения совершается чин исповéдания веры поставляемого. Архиереи в облачении выходят на середину храма на помост и, поцеловав руку Патриарха (или первенствующего архиерея), садятся. Архимандриты, игумены и протоиереи, участвующие в богослужении, становятся рядом в соответствии со своим чином.
Протопресвитер и протодиакон, взяв благословение у Патриарха, идут в алтарь и, совершив вместе с поставляемым три поклонения перед Престолом (два поясных и одно до земли), выводят его, одетого во все священнические одежды, через Царские врата, на солею, где он кланяется иерархам.
Затем подводят его к кафедре, где сидят архиереи, и ставят на нижний край большого орлеца, а протодьякон возглашает:
«Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемаго града (название) или богоспасаемых градов (названия)».
Первенствующий архиерей вопрошает поставляемого: «Чесó ради пришел еси и от Нашея Мерности чесого просиши?»
Новопоставляемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейший».
Первенствующий архиерей вопрошает: «И како веруеши?» Новопоставляемый в ответ громко читает Символ веры.
После этого первенствующий архиерей, благословляя его, произносит: «Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да будет с тобою».
Протодьякон опять возглашает: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемаго града (название) или богоспасаемых градов (названия)», а избранный ставится на середину орлеца.
Первенствующий архиерей говорит: «Яви нам еще, како исповéдуеши о свойствах Триéх Ипостáсей непостижимаго Божества и яже о вочеловечении Ипостаснаго Сына и Слова Божия».
Поставляемый исповедует догмáт веры о Ипостасях Триединого Бога. Первенствующий архиерей, благословляя его, говорит: «Благодать Святого Духа да будет с тобою, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоея».
Протодьякон в третий раз возглашает: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемаго града (название) или богоспасаемых градов (названия)», а избранный ставится на главу орлеца.
Первенствующий архиерей вопрошает: «Яви нам и еще, како содержиши Канóны святых Апостол и святых отец, и предания и установления церковная».
Новопоставляемый в ответ дает обеты:
1. Соблюдать Каноны святых
2. Неизменно хранить святые уставы и чины Кафолической Восточной Православной Церкви.
3. Соблюдать церковный мир и повиноваться Патриарху.
4. Быть в согласии со всеми архиереями.
5. Благоговейно и с отеческой любовью управлять паствой своей епархии.
6. Соблюдать Апостольское
Правило, согласно которому
7. Соблюдать принцип
8. Являться по первому
призыву Патриарха и
9. Не принимать странных
обычаев в церковных преданиях,
10. Быть верным сыном своего Отечества и исполнять гражданские законы.42
Затем Патриарх благословляет его: «Благодать Святаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита (имярек), избраннаго епископа богоспасаемых градов (названия)».
Рукополагаемый поклоняется архиереям трижды, затем те благословляют его, а он целует им руки.
Поставляемый вручает Патриарху текст обещания, и тот благословляет его, возглашая: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою».
Затем посвящаемого отводят
на орлец, справа от него становится протоиерей,
слева – протодьякон, который
произносит многолетия Патриарху, иерархам
и новопоставляемому, а тот кланяется
на все стороны и возвращается
в алтарь вместе с архиереями, архимандритами
и другими священнослужителями.
Этим заканчивается испытание веры поставляемого и начинается Литургия, во время которой совершается рукоположение во епископа.
По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса – что все и означается первым входом - после того и сошел Дух Святой, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних».44
После малого входа с Евангелием во время пения «Святый Боже», перед тем, как архиереи идут на Горнее место, протопресвитер и протодьякон приводят хиротонисуемого к Царским вратам, где его встречает Патриарх и ведет в алтарь к Престолу.
Здесь, трижды поклонившись Престолу, приложившись к нему и сняв с себя митру, он встает на оба колена. Затем поставляемый кладет крестообразно руки на Престол и наклоняет над ними главу, тем самым свидетельствуя свою покорность воле Божьей.
На его главу возлагается разогнутое Евангелие письменами вниз, а поверх его архиереи возлагают свои руки. Патриарх (или первенствующий архиерей) громко возглашает тайносовершительную молитву: 45
В алтаре священнослужители поют трижды «Господи, помилуй», а хор – «Кирие, элейсон».
После этого первенствующий
архиерей трижды благословляет главу
посвящаемого и читает две тайные
молитвы, в которых содержится прошение
ко Господу «укрепить
С главы посвящаемого снимают
святое Евангелие и затем крест
и фелонь, а иподьяконы подносят
последовательно саккос, омофор, крест,
панагию и митру. Принимая каждое
из одеяний, новопоставленный целует его
и просит благословения каждого
из архиереев, целуя их руки. Во время
облачения поется «Аксиос», а после
– все участвующие в
Затем новохиротонисáнный архиерей в своем новом качестве преподает «Мир всем» перед чтением Апостола и после Евангелия. Во время чтения Апостола новорукоположенный архиерей восседает на седалище на Горнем месте среди остальных архиереев.
На великом входе
После окончания Литургии, когда все архиереи разоблачатся в алтаре, первенствующий архиерей возлагает на новопоставленного архиерейскую рясу и мантию с источниками.
Потом все переходят на середину храма, и там, среди народа Патриарх вручает новопоставленному архиерею пастырский жезл – символ правления, сопровождая это приличествующим случаю поучением. После чего новопоставленный благословляет народ обеими руками на все стороны.46
Информация о работе Таинство священства в свете святоотеческого учения