Статус Женщины в исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:30, реферат

Описание работы

В целом женщина до Ислама находилась в достойном сожаления униженном положении у всех народов, была бесправным существом в руках мужа-эгоиста, который угнетал её, одновременно считая её причиной всех несчастий и источником позора. Нередко деспотичный сын помыкал ею и заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её мужа. Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них.

Работа содержит 1 файл

Фемининология.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Введение. 

     В целом женщина до Ислама  находилась в достойном сожаления  униженном положении у всех  народов, была бесправным существом  в руках мужа-эгоиста, который  угнетал её, одновременно считая  её причиной всех несчастий  и источником позора. Нередко  деспотичный сын помыкал ею и заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её мужа. Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них. Нередко её уделом было сожжение на костре, если она осталась вдовой.

     Нынешнее  же положение женщины  на Западе и  в тех странах  исламского мира, которые любят  подражать всему западному, не  лучше, чем в доисламскую эпоху. Несмотря на утверждения о том, что женщины там освободились от оков, на самом деле они попали в ещё более крепкие кандалы. Женщина вновь стала товаром, в основном для удовлетворения сексуальных потребностей. Женщины путём аборта убивают своих ещё не родившихся детей, чтобы быть подальше от детских проблем.  

     Ислам справедливо относится  к женщине, определив её права  и обязанности и разработав  необходимые нормы согласно Корану. 

     Ислам утвердил добрые нравы  и отверг противоречащие им дурные 

джахилийские  обычаи, которые узурпировали права  и попирали достоинства 

людей. Религия вернула женщине её достоинство  и обелил её лицо после эпохи всевозможных унижений. Она стала пользоваться уважением и вниманием в доме своего отца, и мы видим, что ей оказывают честь и достойно в доме мужа. Она имеет возможность высказывать своё мнение, навещать своих родных и поддерживать с ними связи. Когда же она становится матерью, то превращается в оберегательницу детей и в источник, бьющий счастьем и любовью.

  

I Социальная сфера  жизни мусульманки. 

1.1 Брак 

    Семейная жизнь - одна из наиболее  важных областей, которой в исламской  системе жизни придается огромное  значение, что однозначно осознается  подавляющим большинством мусульман  во всем мире. 

     Выбор спутника жизни в мусульманском  мире резко отличается от принятого  на Западе. Поскольку Ислам придает  столь большое значение целомудрию  и скромности, в большей части  мусульманского мира юноша и  девушка общаются друг с другом  очень мало. Средние школы в подавляющем большинстве раздельные, и, за исключением тех, которые особо прониклись духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после заключения брака, а не до того. 

     Поэтому выбор брачного партнера  производится чаще всего (но  необязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга. Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в махраме1 находиться друг с другом наедине. 

     Брак  в Исламе является как  священным, так и правовым договором между мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов но обоюдному решению для совместной жизни согласно учениям Ислама. Оба должны сознавать свой долг перед Богом и ответственность друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений. 

     Ислам отводит руководящую роль  в семье  мужчине, поскольку  он в большинстве случаев обладает  несколько большей физической  и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин – не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в 

помощи  и поддержке. 

     Жена  является другом и помощником  своего мужа, будучи вместе с ним ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою красоту только для того мужчины, с которым состоит в браке. 

     В Исламе женщина, замужняя  или нет, считается человеком  со своими собственными правами,  а не просто приложением к  мужу. Так, например, она имеет  полное право владеть и распоряжаться  своими имуществом и заработком  даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа - это ее право. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований. Ибо Ислам считает мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и собственной индивидуальности. 

     В Исламе ответственность за  содержание женщины ложится на  мужчину. Заработок, имущество  или наследство женщины полностью  принадлежат ей, и она может использовать их по собственному усмотрению; даже если у нее есть деньги, она не обязана тратить их на содержание себя, своих детей и мужа. Отсюда явствует, что, поскольку мужчина полностью несет бремя по содержанию женщины, он вправе получить большую долю наследства, чем женщина, которая вольна тратить свои средства как пожелает.  

     Дух брака в Исламе - это дух  взаимного  уважения, доброты,  любви, сотрудничества и гармоничных  взаимоотношений. В лице своего  мужа жена имеет друга и  партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего, и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. 

     Хотя  женщины чаще всего выполняют  работу по дому, поскольку для  них такая забота более естественна,  Ислам не принуждает их к  этому. Муж должен помогать  жене в работе по дому, чинить  свою одежду и принимать участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается воспитанием своих детей, Ислам не требует от нее заниматься этим весьма важным делом одной. Должное воспитание детей - обоюдная обязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж - это человек, наделенный в семье высшей властью, отвечающий не только за благосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей, поддерживая в этом друг друга.  

     Рассматривая  исламскую семью,  женщина, в первую очередь,  это праведная жена своего  супруга и хранительница домашнего очага.  

1.2 Материнство. 

     Среди немногих наставлений в Исламе, которых  мусульмане строго  придерживаются до сего дня, - особое отношение к матери. Уважение, с которым мусульмане относятся к своим матерям, общеизвестно. Особенно теплые отношения между мусульманской матерью и ее детьми и то глубокое уважение, которое проявляют мусульманские мужчины к своим матерям, поражают людей на Западе. 

     В Исламе уважение к матери  и ценности материнства неразделимы.  Коран ставит доброе отношение  к родителям на первое место  сразу после 

поклонения  Всемогущему Аллаху.  

1.3 Роль женщины в  исламском обществе. 

     Роль  женщины в обществе, так  же как  и мужчины велика  и обширна. На женщину возложена  великая по своей значимости  функция – сохранения человеческого  рода. Немаловажное значение имеет,  в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое общество и выживет ли оно вообще. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни. 

     Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко  всем этим группам женщин со  стороны мужчин строго контролируемо  Аллахом. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым.  

     При желании женщина-мусульманка  с  согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом  за сохранность ее чести и  морали, может заниматься собственным  бизнесом или участвовать в  общественной и политической жизни общества, работать в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария.  

     И сегодня мусульманка общественно   активна: женщины в исламском   мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) "с головой уйти" в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться "на ней". Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела – посвятить жизнь своим близким, родным людям.  

     Действительное  соблюдение мусульманских  законов  гарантирует женщине  защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является  предоставление возможности образования,  как в духовной, так и в материальной сфере.  

1.4 Отношения женщин  и мужчин. 

     В исламском обществе царит  дух  как индивидуальной, так  и коллективной ответственности  перед Аллахом, очертившим границы  для человеческого поведения.  Для исполнение этого принципа  Ислам принимает строгие меры для соблюдения чистоты и целостности его членов и институтов, особенно семьи. Ислам защищает честь и достоинство женщины и требует, чтобы к ней относились с уважением. К ней следует относиться как к личности, чья сексуальность не является предметом ее отношений с кем-либо, кроме ее мужа. Он не должен делить ни с каким другим мужчиной ее красоту и женскую привлекательность. Это же правило действует и в обратном направлении, за исключением полигамного брака, когда каждая жена имеет равное право на мужа по всем аспектам. Будучи основан на этих общих правилах, Ислам установил некоторые принципы регулирования взаимоотношений полов и контроля поведения мусульман. 

     Первый  из этих принципов - это запрет свободного общения  мужчин и 

женщин. Таковое всегда порицается, если только оно не преследует важных и законных целей, а происходит просто ради забавы или удовольствия, получаемого от разнополой компании. По этой причине во многих странах мусульманского мира школы, колледжи, больницы, общественный транспорт имеют специальные отделения для женщин и мужчин. Дома часто строятся таким образом, что мужчину-посетителя встречает и провожает в гостиную мужчина, а женщина в это время выполняет домашнюю работу в повседневном платье, и посетитель не видит ее и никоим образом не причиняет ей неудобства. Точно так же и у женщины есть круг своих подруг, и они, приходя в гости, не встречаются с членами семьи мужского пола. 

     Второй  принцип состоит в том,  что, если такое общение все  же 

происходит, как мужчины, так и женщины  должны соблюдать пристойность в своих речах и поведении. Женщина может быть либо деловой и целеустремленной, либо всеми явными и неявными способами проявлять в общении с мужчиной свою красоту. Последнее мусульманским женщинам не разрешено. Мужчинам следует быть такими же сдержанными, не допускать какого-либо физического контакта, а вести общение в прямой и строгой манере. 

Информация о работе Статус Женщины в исламе