Введение.
В целом женщина до Ислама
находилась в достойном сожаления
униженном положении у всех
народов, была бесправным существом
в руках мужа-эгоиста, который
угнетал её, одновременно считая
её причиной всех несчастий
и источником позора. Нередко
деспотичный сын помыкал ею и заставлял
свою мать беспрекословно ему подчиняться
после смерти её мужа. Ей были абсолютно
недоступны знания и наука, она не могла
высказывать своего мнения ни по какому
поводу и не имела права даже навещать
своих родных и поддерживать кровные связи
с ними, а обязана была забыть и них. Нередко
её уделом было сожжение на костре, если
она осталась вдовой.
Нынешнее же положение женщины
на Западе и в тех странах
исламского мира, которые любят
подражать всему западному, не
лучше, чем в доисламскую эпоху. Несмотря
на утверждения о том, что женщины там
освободились от оков, на самом деле они
попали в ещё более крепкие кандалы. Женщина
вновь стала товаром, в основном для удовлетворения
сексуальных потребностей. Женщины путём
аборта убивают своих ещё не родившихся
детей, чтобы быть подальше от детских
проблем.
Ислам справедливо относится
к женщине, определив её права
и обязанности и разработав
необходимые нормы согласно Корану.
Ислам утвердил добрые нравы
и отверг противоречащие им дурные
джахилийские
обычаи, которые узурпировали права
и попирали достоинства
людей.
Религия вернула женщине её достоинство
и обелил её лицо после эпохи всевозможных
унижений. Она стала пользоваться
уважением и вниманием в доме
своего отца, и мы видим, что ей оказывают
честь и достойно в доме мужа. Она имеет
возможность высказывать своё мнение,
навещать своих родных и поддерживать
с ними связи. Когда же она становится
матерью, то превращается в оберегательницу
детей и в источник, бьющий счастьем и
любовью.
I
Социальная сфера
жизни мусульманки.
1.1
Брак
Семейная жизнь - одна из наиболее
важных областей, которой в исламской
системе жизни придается огромное
значение, что однозначно осознается
подавляющим большинством мусульман
во всем мире.
Выбор спутника жизни в мусульманском
мире резко отличается от принятого
на Западе. Поскольку Ислам придает
столь большое значение целомудрию
и скромности, в большей части
мусульманского мира юноша и
девушка общаются друг с другом
очень мало. Средние школы в подавляющем
большинстве раздельные, и, за исключением
тех, которые особо прониклись духом западных
влияний. Мальчики и девочки не общаются
друг с другом, не устраивают свиданий
и ни в коем случае не допускают никакой
добрачной близости. И хотя любовь, несомненно,
считается в мусульманском браке весьма
важной, к мусульманским парам она, как
правило, приходит после заключения брака,
а не до того.
Поэтому выбор брачного партнера
производится чаще всего (но
необязательно) родителями, особенно
если речь идет о девушке. Молодым людям
позволительно выразить свое предпочтение,
они могут сказать, чего бы им более всего
хотелось, они могут принимать активное
участие в самом выборе, но обычно они
не отправляются на самостоятельные поиски
будущего супруга. Согласно Исламу предложение
может исходить как от семьи юноши, так
и от семьи девушки, но обычно предложение
делает юноша. Это происходит благодаря
контактам его родителей, других родственников
или близких друзей с родителями девушки;
брак не может состояться без согласия
и одобрения ее отца или опекуна, выдающего
девушку замуж. В зависимости от традиций
общества, в котором живут будущие супруги,
они могут или не могут видеть друг друга
до брака, хотя Ислам дает им это право.
Однако, если они встречаются до брака,
это должно происходить в присутствии
других людей, поскольку Ислам запрещает
мусульманину и мусульманке, не состоящим
в браке или в махраме1 находиться друг
с другом наедине.
Брак в Исламе является как
священным, так и правовым договором
между мужчиной и женщиной, устанавливающим
законность, нерушимость и взаимную ответственность
их родственных отношений, принятие друг
друга в качестве супругов но обоюдному
решению для совместной жизни согласно
учениям Ислама. Оба должны сознавать
свой долг перед Богом и ответственность
друг перед другом во всех аспектах их
взаимоотношений.
Ислам отводит руководящую роль
в семье мужчине, поскольку
он в большинстве случаев обладает
несколько большей физической
и эмоциональной силой и стойкостью,
чем женщина. По этой причине на мужчину
возложена ответственность за поддержку
и содержание женщин – не только жен и
дочерей, но также всех родственниц, которые
нуждаются в
помощи
и поддержке.
Жена является другом и помощником
своего мужа, будучи вместе с ним ответственной
за дела семьи, физическое и эмоциональное
благосостояние ее членов и воспитание
детей. Она должна подчиняться мужу, если
только он не требует от нее непокорности
Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться,
он же со своей стороны должен быть внимательным
и заботиться об ее благополучии. Она также
отвечает за должное состояние дел в хозяйстве
своего мужа, за соблюдение своей чести,
достоинства и порядочности, она обязана
хранить свою красоту только для того
мужчины, с которым состоит в браке.
В Исламе женщина, замужняя
или нет, считается человеком
со своими собственными правами,
а не просто приложением к
мужу. Так, например, она имеет
полное право владеть и распоряжаться
своими имуществом и заработком
даже после вступления в брак, а,
вступив в него, она имеет право сохранить
свою фамилию, не принимая фамилию мужа.
Но если она сама пожелает взять фамилию
мужа - это ее право. Западный стереотип
относительно мусульманской женщины как
о всего лишь домашней рабыне, с утра до
ночи занятой приготовлением пищи, стиркой
и присмотром за детьми, лишенной духовности,
интересов, не имеющей право на собственную
жизнь, а также возможности конструктивно
участвовать в жизни общества, в исламских
учениях, не имеет под собой оснований.
Ибо Ислам считает мужчину и женщину равными
в смысле их ответственности перед Богом
и собственной индивидуальности.
В Исламе ответственность за
содержание женщины ложится на
мужчину. Заработок, имущество
или наследство женщины полностью
принадлежат ей, и она может использовать
их по собственному усмотрению; даже если
у нее есть деньги, она не обязана тратить
их на содержание себя, своих детей и мужа.
Отсюда явствует, что, поскольку мужчина
полностью несет бремя по содержанию женщины,
он вправе получить большую долю наследства,
чем женщина, которая вольна тратить свои
средства как пожелает.
Дух брака в Исламе - это дух
взаимного уважения, доброты,
любви, сотрудничества и гармоничных
взаимоотношений. В лице своего
мужа жена имеет друга и
партнера, разделяющего с ней ее жизнь
и заботы, лелеящего, и оберегающего ее,
помогающего ей выполнять обязанности,
которые ей было бы трудно, а то и невозможно
выполнять одной; а мужчина имеет в лице
своей жены товарища и помощника, обеспечивающего
ему покой, комфорт и отдых от борьбы с
превратностями жизни этого мира.
Хотя женщины чаще всего выполняют
работу по дому, поскольку для
них такая забота более естественна,
Ислам не принуждает их к
этому. Муж должен помогать
жене в работе по дому, чинить
свою одежду и принимать участие
в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего,
занимается воспитанием своих детей, Ислам
не требует от нее заниматься этим весьма
важным делом одной. Должное воспитание
детей - обоюдная обязанность мужа и жены,
и, несмотря на то, что большая часть ежедневных
занятий с детьми чаще всего выпадает
на долю жены, муж - это человек, наделенный
в семье высшей властью, отвечающий не
только за благосостояние, но и за поведение
всех членов семьи. Муж и жена должны вместе
создавать в доме исламскую атмосферу
и находить нужный подход к воспитанию
детей, поддерживая в этом друг друга.
Рассматривая исламскую семью,
женщина, в первую очередь,
это праведная жена своего
супруга и хранительница домашнего
очага.
1.2
Материнство.
Среди немногих наставлений в Исламе,
которых мусульмане строго придерживаются
до сего дня, - особое отношение к матери.
Уважение, с которым мусульмане относятся
к своим матерям, общеизвестно. Особенно
теплые отношения между мусульманской
матерью и ее детьми и то глубокое уважение,
которое проявляют мусульманские мужчины
к своим матерям, поражают людей на Западе.
В Исламе уважение к матери
и ценности материнства неразделимы.
Коран ставит доброе отношение
к родителям на первое место
сразу после
поклонения
Всемогущему Аллаху.
1.3
Роль женщины в
исламском обществе.
Роль женщины в обществе, так
же как и мужчины велика
и обширна. На женщину возложена
великая по своей значимости
функция – сохранения человеческого
рода. Немаловажное значение имеет,
в каком виде будет сохранен это
род. Ведь рождение на свет Божий нового
поколения еще не означает, что в будущем
мы будем иметь здоровое общество и выживет
ли оно вообще. Поэтому воспитание детей,
особенно на первых порах жизни является
важнейшей задачей матери. Этот процесс,
естественно, требует определенной подготовки
и наличия знаний в разных областях жизни.
Женщина - это и мать, и сестра,
и дочь, и жена. Отношение ко
всем этим группам женщин со
стороны мужчин строго контролируемо
Аллахом. Притеснение и ущемление
прав кого-либо из них является строго
наказуемым.
При желании женщина-мусульманка
с согласия мужа или родственника,
который отвечает перед Аллахом
за сохранность ее чести и
морали, может заниматься собственным
бизнесом или участвовать в
общественной и политической жизни общества,
работать в приемлемых для нее сферах,
таких как медицина, образование, моделирование
и пошив одежды, кулинария.
И сегодня мусульманка общественно
активна: женщины в исламском
мире осваивают новые компьютерные
технологии, занимаются политической,
преподавательской, журналистской деятельностью,
врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего
перечисления ясно, что учеба и работа,
вопреки бытующему мнению, для мусульманок
доступны и разрешены. Другое дело, что
эти вопросы решаются индивидуально в
каждой конкретной семье. Ведь, в конечном
итоге, чем бы ни занималась женщина вне
дома, ей не под силу (в отличие от мужчин)
"с головой уйти" в работу, до конца
отвлечься от мыслей о семье и своих близких.
Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие
узы, объективно продолжает оставаться
"на ней". Так стоит ли разрываться
на части? Потому-то большинство мусульманок
и делает добровольный выбор в пользу
своего изначально женского дела – посвятить
жизнь своим близким, родным людям.
Действительное соблюдение мусульманских
законов гарантирует женщине
защищенность (социальную, материальную,
физическую и даже психологическую).
Обязательным условием является
предоставление возможности образования,
как в духовной, так и в материальной
сфере.
1.4
Отношения женщин
и мужчин.
В исламском обществе царит
дух как индивидуальной, так
и коллективной ответственности
перед Аллахом, очертившим границы
для человеческого поведения.
Для исполнение этого принципа
Ислам принимает строгие меры
для соблюдения чистоты и целостности
его членов и институтов, особенно семьи.
Ислам защищает честь и достоинство женщины
и требует, чтобы к ней относились с уважением.
К ней следует относиться как к личности,
чья сексуальность не является предметом
ее отношений с кем-либо, кроме ее мужа.
Он не должен делить ни с каким другим
мужчиной ее красоту и женскую привлекательность.
Это же правило действует и в обратном
направлении, за исключением полигамного
брака, когда каждая жена имеет равное
право на мужа по всем аспектам. Будучи
основан на этих общих правилах, Ислам
установил некоторые принципы регулирования
взаимоотношений полов и контроля поведения
мусульман.
Первый из этих принципов -
это запрет свободного общения
мужчин и
женщин.
Таковое всегда порицается, если только
оно не преследует важных и законных целей,
а происходит просто ради забавы или удовольствия,
получаемого от разнополой компании. По
этой причине во многих странах мусульманского
мира школы, колледжи, больницы, общественный
транспорт имеют специальные отделения
для женщин и мужчин. Дома часто строятся
таким образом, что мужчину-посетителя
встречает и провожает в гостиную мужчина,
а женщина в это время выполняет домашнюю
работу в повседневном платье, и посетитель
не видит ее и никоим образом не причиняет
ей неудобства. Точно так же и у женщины
есть круг своих подруг, и они, приходя
в гости, не встречаются с членами семьи
мужского пола.
Второй принцип состоит в том,
что, если такое общение все
же
происходит,
как мужчины, так и женщины
должны соблюдать пристойность в своих
речах и поведении. Женщина может быть
либо деловой и целеустремленной, либо
всеми явными и неявными способами проявлять
в общении с мужчиной свою красоту. Последнее
мусульманским женщинам не разрешено.
Мужчинам следует быть такими же сдержанными,
не допускать какого-либо физического
контакта, а вести общение в прямой и строгой
манере.