Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:29, реферат
Греческое слово «патос» означает «болезнь». Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология – это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает в себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут.
1.Введение.
2.Раздел I “Религия в современном обществе”.
3.Раздел II “Функции религии”.
4.Заключение.
5.Список использованных источников.
Многие нравственные нормы религий с точки зрения современного человека нуждаются в пересмотре, что в принципе достаточно тяжело, а иногда и невозможно. Например, неоднозначная (с точки зрения светского человека) проблема эвтаназии по христианским нормам вообще не является проблемой. С позиций некоторых восточных верований опыты над животными недопустимы (например, древнеиндийская философия), хотя благодаря этим опытам выжило немало приверженцев этих верований. [11;22]
В Библии ведущее, доминирующее
место занимает позитивная мораль.
Главная позитивная норма – это
требование гуманного отношения
к людям. В Евангелиях содержатся
две разные формулировки этой нормы.
Первая звучит так: «Как хотите, чтобы
с Вами поступали люди, так поступайте
и Вы с ними» (Матфей, 7:12). С небольшой
перестановкой слов эта же нравственная
норма повторяется в седьмой
главе Евангелия от Луки. Данную
формулировку деятели культуры назвали
впоследствии «золотым правилом» нравственности.
Она является одновременно и требованием
делать добро, и критерием нравственности,
способом узнать, какой поступок является
хорошим, а какой – плохим. Золотое
правило нравственности сформулировано
в некоторых более древних, чем
Евангелия, документах прошлого (например,
в записях рассуждений
В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не подчеркивай этого, замечай свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др.
Между негативными
и позитивными нормами Библии
нередко возникает состояние
логического противоречия, ибо в
ее текстах встречаются поучения,
своим содержанием исключающие
друг друга. Например, Библия одновременно
учит верующих любить всех людей и
не иметь общения с
Что касается негативных норм Библии, то их «правильность» признается большинством христиан только на словах. Существует противоречие между негативными нормами морали и практическим поведением верующих. Это противоречие «хорошее», полезное для жизни верующих. Оценивая положительно все нормы, записанные в Библии, на практике и верующие, и даже служители культа нередко поступают не просто иначе, а прямо противоположным образом, чем было сказано в Библейском поучении. При совершении религиозного преступления «верующие» забывают о своих идеалах.
Одним из важных средств
сохранения и укрепления позитивной
морали являются нравственные идеалы.
Нравственный идеал – это образ
исторической личности или литературного
героя, моральные качества и поступки
которого являются примером для подражания.
В религиях в роли нравственных идеалов
выступают религиозные
Христиане дают личности Христа абсолютно нравственную оценку. По их мнению, это был совершенный человек, который не дал ни одной плохой рекомендации и не совершил ни одного дурного поступка. С точки зрения религиозной доктрины Христос не подлежал критике. Примерно такую же позицию занимают мусульмане по отношению к пророку Магомеду.
Историки, как и
верующие, образ евангельского Христа
считают воплощением
Таким образом ,жизнь показала, что неверующие тоже нуждаются во Христе, но нуждаются не в Христе-Боге, а во Христе – литературном герое.
Заключение.
По утверждению Всемирной христианской энциклопедии в мире можно насчитать порядка 10000 различных религиозных течений. Мировой опыт распространения религий показывает, что религиозный состав населения не является статичным и подвержен с течением времени существенным, а иногда и коренным изменениям
Существует четыре
основных функции: нравственная функция,
культуротранслирующая функция, политическая,
функция мировоззренческая
Проводится огромная
работа религиозных организаций
о сохранении религиозного искусства,
которое оказывает влияние
К сожалению, в истории
человечества религия запомнилась
не только положительными веяниями и
деяниями, но и множеством преступлений.
Религиозная патология всегда имела
место в истории религии. Периодов
развития, свободных от проявлений
религиозной патологии, история
не знает. И в этом смысле религиозная
патология – правило. Именно религиозная
патология во всех своих проявлениях
и стала основной причиной утраты
религией своей роли, находит свое
проявление в религиозном фанатизме,
религиозном экстремизме и
Можно выделить минусы,
которые проявляются в нашем
обществе: первый минус – отчуждение
людей друг от друга по мировоззренческому
признаку. Второй минус мировоззренческой
функции – понижения уровня социальной
активности верующих людей. Третий минус-состоит
в противодействии религиозных
организаций общественному
Можно заметить, что религия на личностном уровне играет чаще положительную роль, а с точки зрения социума скорее отрицательную, как сепарирующий и притормаживающий фактор, хотя это верно лишь для общества с различными верованиями.
Список использованных источников:
1.Культурология: учебное пособие для Вузов / Под ред. В.А.Сапрыкина. - М.: Знание, 2001
2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. -- 6-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 2005.- 351 с.
3.Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие / И.Н. Яблоков. М.: Гардарики- 317 с.2004.
4. Кин М. Религии мира./ М.Кин. КСМ,: Харьков- 342с. 2006.
5.Пирс Бивер Р. Религии мира./ P. Пирс Бивер. Белфаст - 465с. 2008.
6.
Кратов Е. Религия в современном обществе:
проблемы и перспективы /Е.Кратов.Ростов-на-Дону-310с.
7. Ильин В.В. Религиоведение / В.В.Ильин, А.С.Кармин, Н.В.Носович. - СПб.: Питер - 240 с. 2008
ВВЕДЕНИЕ.
В целом религия всегда играла и играет стержневую роль в попытках найти опору, с помощью которой можно если не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть из него самого. Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия.Как общественное сознание она выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, прежде всего, в Бога (Богов). Как общественная воля она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.).
Сложно недооценить роль религии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида можно рассматривать как историю религии и отношения к ним людей, недаром же существует определение человека как «существа, поклоняющегося богам».
Невозможно однозначно оценить влияние религии на развитие общества, поскольку в любой момент времени можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны религии как феномена и религии как института.
Религия в современном
обществе занимает все более важное
место. Деятельность религиозных объединений
охватывает широкий спектр общественных
отношений: духовных, культурных, правовых,
экономических политических.
Религиозный фактор оказывает влияние
на развитие многих общественных процессов
в области межнациональных и межконфессиональных
отношений, способствует формированию
нравственных ценностей в сознании общества.
Сегодня церковь является одной из хранительниц
традиционных духовных ценностей в России
и оказывает значительное влияние на формирование
и развитие ее государственности и культуры.
В современном демократическом государстве
религиозные вероучения выполняют роль
регулятора нравственных ценностей в
обществе, носителя моральных традиций
и устоев.Данная работа представляет
собой попытку рассмотреть религию как
социальный институт. Целью является систематизация,
накопление и закрепление знаний о религии
как о социальном институте.
Цель и задачи работы обусловили выбор его структуры. Реферат состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной при написании работы литературы.
Оглавление.
1.Введение.
2.Раздел I “Религия в современном обществе”.
3.Раздел II “Функции религии”.
4.Заключение.
5.Список использованных источников.