Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:34, реферат
В развитие культуры Греции III—1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII—VI вв. до н. э.).
Наиболее яркими очагами культуры уже в конце III тыс. становятся, островные царства, позднее объединившиеся вокруг Крита (минойская | цивилизация), и с XVII в. до н. э.— прибрежные государства материко-, вой Эллады, среди которых — Микены. С XV в. до н. э. Микены пре- , вращаются в один из крупнейших центров «эгейских» обществ (микен¬ской цивилизации). Минойская и микенская цивилизации были тесно , связаны и типологически близки, что позволяет объединять их в кри-то-микенскую культурную формацию.
Религиозные общины
Жречество, очень важная в религиозной иерархии группа, не являлось вплоть до эпохи эллинизма в греческом обществе обособленным сословием. Фактически, совершать ритуальные манипуляции со священными предметами (например, с жертвенным животным) мог каждый полноправный гражданин по своему решению либо по общественному установлению. Глава семьи брал на себя функции жреца в пределах своей домашней общины. Полис как религиозное сообщество процедурой выборов и назначений определял круг должностных лиц, выполнявших жреческие обязанности и представлявших граждан перед богами. Существовал также институт наследования жреческих должностей, которые занимали из поколение в поколение члены уважаемых родов. Этим людям принадлежало почетное наследственное право отправлять те или иные ритуалы.
Заметный стимул к специализации в области религиозной практики был подан развитием храмовых культов. Служба конкретному богу в храме этого бога требовала особых знаний, особого образа жизни, иногда — даже особого психического склада. В Дельфах, где формирование жречества как особой корпорации впервые в Греции начинает принимать наиболее отчетливые формы, служба Аполлону требовала от жриц-прорицательниц особой предрасположенности к вхождению в экстатические состояния.
Не
только семья со своими обожествленными
предками и полис с богами-
В Греции в VI—V вв. до н. э. формируется тип религиозной общины, основанной на почитании харизматического лидера, утвердившего новое учение, особый культ и образ жизни. Речь идет прежде всего о пифагорейцах, последователях Пифагора (540—500 гг. до н. э.), который развил мистико-этическое учение и создал общину, крепко связанную личной преданностью учителю, аскезой, строгими предписаниями и общностью имущества.
Почитание общих богов греческими государствами создавало предпосылки для возникновения культовых федераций — амфиктионий. Амфиктионий, союзы нескольких государств, создавались для отправления общего культа и охраны культовых центров. Так, святилище в Дельфах служило объединяющим началом Пилейского союза, храм Аполлона на острове Делос стягивал несколько государств в Делосский союз.
Греки, собиравшиеся со всех эллинских государств на игры в Олимпию — на общегреческий праздник, панегиреи, осоз навали себя членами огромной общины, почитавшей в священном месте общего бога — Зевса. К числу великих панегиреи кроме Олимпийских игр принадлежали Пифийские в честь Аполлона, Немейские в честь Зевса и Истмийские в честь Посейдона.
Возвращаясь
к теме организации религиозных
сообществ, обратим внимание на характерную
тенденцию, знаменующую от самого начала
эпоху эллинизма,— на возрастание роли
жречества. Растет численность жречества
и оно все четче приобретает корпоративные
черты. В значительной степени тому способствовало
распространение ближневосточных культов,
где жреческие корпорации, специализировавшиеся
на почитании того или иного божества,
имели давние традиции. Жречество ближневосточной
школы оказалось востребованным греческой
религиозностью, в которой тяга к привратности
и даже интимности культа становилась
все более сильной. В культе Исиды, «при
многочисленности жреческого персонала
было возможно гораздо более интимное,
личное отношение жреца к посвящаемому,
чем в древнегреческих культах с их немногими
жрецами и жрицами...».