Религия Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:05, реферат

Описание работы

Религии древних цивилизаций многообразны, однако можно выде¬лить общие черты и закономерности их развития от архаических пред¬ставлений и обрядов, связанных с фетишизмом и тотемизмом, почи¬танием предков и шаманизмом, до формирования многочисленных пантеонов богов, олицетворявших не только стихии природы, виды человеческой деятельности, но и социальные институты.

Содержание

Введение
1. Пантеон
2. Почитание героев
3. Представления о судьбе, душе и загробной жизни
4. Ритуальная практика
5. Мистериальные культы
6. Праздники и игры
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Религия древней греции.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Все обряды, связанные со значимыми вехами в жизни человека, так называемые ритуалы перехода (из одного возраста и положения в другие) совершались в его доме. Новорожденного младенца обно­сили вокруг домашнего очага, поручая его тем самым богине Гестии, олицетворявшей этот очаг. Обручение происходило перед очагом в доме невесты, перед очагом в доме жениха — брачный обряд. Части пищи жертвовались богине Гестии и при поминальной трапезе. Эти ритуалы имели одинаковую структуру: выход из одного качествен­ного состояния, затем переход в другое, представляющее собой переход в буквальном смысле — шествие, перенос, процессию — и утвержде­ние в новом качестве, закрепленное жертвоприношением и трапезой.

Важнейшие календарные ритуалы — праздники, связанные со сме­ной времен года, также рассматриваются современными исследова­телями как ритуалы перехода.

              5. Мистериальные культы              

 

К древнейшим формам ритуальной прак­тики — обрядам инициаций — восходят мистериальные культы. Мис­териями (от слова muein — закрывать рот) назывались ритуальные действа, доступные только посвященным, так как их участники дава­ли клятву о неразглашении священных тайн, к которым они приоб­щались. Эти тайны были связаны с загадкой возможности жизни по­сле смерти.

В городе Элевсин, находившемся неподалеку от Афин, дважды в год проводились религиозные церемонии, посвященные Деметре, ее дочери Персефоне и Дионису — Элевсинские мистерии. Осенью, после сбора урожая, в течение девяти дней совершались обряды, свя­занные с оплакиванием похищенной Аидом Персефоны. Они на­зывались Великие Элевсинии. Малые Элевсинии праздновались весной, когда природа оживает, и связывались с возвращением Пер­сефоны из подземного царства и ее браком с Дионисом. Считалось, что боги плодородия, боги Земли, дающей жизнь и принимающей умерших, даруют посвященным — мистам — бесстрашие перед по­тусторонним существованием. Посвященный в мистерии очищался и подготавливался к неотвратимому переходу в иной мир. Многодневные ритуалы Великих и Малых Элевсиний включали в себя очи­стительные омовения, пост, торжественные шествия, драматизацию мифа о похищении и возвращении Персефоны.

Обряд посвящения совершался в Элевсине ночью. Посвящаемые сначала совершали жертвоприношения, затем вступали в погружен­ное во тьму святилище, где неожиданно вспыхивал ослепительный свет, в котором показывались изображения чудовищ, когда свет по­тухал, раздавались пугающие звуки. Страшные картины должны были напомнить посвящаемым о том, что душа перед смертью на­полняется страхом и трепетом. Постепенно, по мере продвижения по святилищу, ужасы сменялись приятными видениями, невидимые музыканты играли успокаивающую музыку, загорался свет, в кото­ром представали прекрасные статуи светлых богов. Под звуки флейт посвящаемые исполняли священный танец. Элевсинские ритуалы имели символическое значение — они воспринимались как переход от ужаса загробных мук к радости загробного блаженства.

Помимо Элевсинских, популярностью пользовались мистерии на острове Самофракия, связанные с культом древних богов — кабиров. Почитание кабиров, богов подземного огня, карающих людей за про­ступки, соединилось на Самофракии с культом малоазийской боги­ни плодородия Кибелы.

 

6. Праздники и игры

 

Греки имели лунный календарь. Почти каж­дый день месяца был посвящен какому-то божеству или духу и нахо­дился под его влиянием. Так, первый день каждого месяца был по­священ богу Аполлону, а последний день считался «тяжелым» и был посвящен подземным духам.

Основные праздники определялись циклом земледельческих ра­бот. Важнейший афинский праздник — Панафинеи, посвященный рождению богини Афины и установленный легендарным основате­лем Афин Эрехтеем, отмечался сразу после жатвы. Великие Панафи­неи справлялись каждые четыре года с особой пышностью. Ранней весной в Афинах отмечались Антестерии — праздник проводов зи­мы и пробуждения природы. Во время его празднования открывали новые винные бочки, устраивали соревнования по питью вина из кружек и угощали души предков. В следующем месяце во время пя­тидневного празднования Великих Дионисий прославлялись силы плодородия. Кульминацией этого праздника были фаллические про­цессии, во время которых славился бог виноделия Дионис. Осенью виноград созревал, и тогда отмечались Осхофории, во время которых торжественно переносили лар бога вина — гроздья винограда — из храма Диониса в храм Афины. Затем шли Линеи — праздник вы­жимания виноградного сока. Сельские Дионисии — зимний празд­ник винного морса — был знаменит шествием обменивающихся шут­ками ряженых в масках, изображавших Диониса и его спутников. Смех, который эти действа вызывали у зрителей, имел ритуальное значение: считалось, что он также способствует плодородию. Такие шествия, сопровождаемые шуточными перебранками, дали начало греческому театру. Слово «комедия» происходит от греческого слова komos (шествие), а слово «трагедия» (греч. tragodia) означает «песнь козлов», так как спутниками бога вина были козлоногие сатиры. Во время Великих Дионисий в Афинах устраивались состязания ав­торов драматических произведений.

В каждой области Греции были свои праздники. В Аргосе, где по­читалась Гера, отмечались герейи; в городе Амиклы — гиакинфии, связанные с культом плодородия празднества в честь прекрасного юноши Гиакинфа, случайно убитого Аполлоном; в Фивах празднова­лись Иолайи в честь героя Иолая, в Эгине был праздник в честь ге­роя Эака.

Самыми значительными были общегреческие праздники: Олим­пийские игры в честь Зевса в Олимпии в Элиде, Пифийские игры в честь бога Аполлона в Дельфах, Истмийские — в честь Посейдона на Коринфском перешейке и Немейские — в Арголиде, также в честь Зевса. По легенде, начало Олимпийским играм было положено по­гребальными состязаниями в память о герое Пелопсе, в которых по­бедил Геракл. Возрождение древних игр приписывали царю Элиды Ифиту и спартанскому законодателю Ликургу, установившим, что на время проведения Олимпийских игр объявляется священное пе­ремирие, а поэтому все дороги, ведущие в Олимпию, находятся под покровительством Зевса и становятся безопасными. С 776 г. до н. э. каждые четыре года в середине лета в Олимпии в течение несколь­ких дней проходили состязания, участниками которых могли быть только мужчины. Замужние женщины, за исключением единствен­ной — жрицы богини Деметры — не допускались на игры даже в ка­честве зрительниц. Праздник представлял собой череду священных церемоний в честь олимпийских богов, важнейшим компонентом ко­торых были спортивные состязания. Жертвоприношения, соверша­емые в первый день, предваряли соревнования.

Сначала проводились состязания в беге. Именем победителя в этом виде состязаний и называлась Олимпиада. Затем следовала борьба и панкратий (соединение борьбы с кулачным боем), затем пя­тиборье, состоящее из прыжков в длину, метания диска и копья, бега и борьбы. Завершали состязания гонки на колесницах. Олимпионики — победители в соревнованиях — получали в награду венки из ветвей дикой оливы, росшей в священной роще Зевса. Эта награда считалась необычайно почетной как для самого атлета, так и для его родного города. Олимпиоников почитали на родине как живых геро­ев, воздвигали им статуи.

Дельфийские игры отмечались каждые пять лет в честь победы Аполлона над змеем Пифоном. Во время этих игр наряду со спортив­ными соревнованиями проводились музыкальные и литературные со­стязания. Победителей украшали лавровыми венками, подобными тому, которым увенчал себя сам бог — покровитель искусств, после того как прекрасная нимфа Дафна превратилась в лавровое дерево.


Заключение

 

Религия и мифология Древней Греции прошли сложную эволюцию. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой религии: крито-микенский, доклассический, классический.

Что касается, пантеона древнегреческой религии, он, безусловно, очень богат, но можно выделить основной пантеон, состоящий из двенадцати богов, который сложился в эпоху классики.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

Таким образом, в данной работе последовательно были рассмотрены этапы формирования древнегреческой религии и ее особенности.


Список использованной литературы

 

1.      Аникин, Д.А. История религии. Конспект лекций.  /  Д.А. Аникин. - М.: Высшее образование, 2008 - 192 с.

2.      Борунков, Ю.Ф. Основы религиоведения. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др. Учебное издание под ред. И.Н. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.

3.      История Древней Греции: учеб. / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, Л.П. Маринович. – М.: Высш. шк., 2006. – 399 с.

4.      История и теория религий. Конспект лекций.  Альжев Д.В.М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

 

17

 



Информация о работе Религия Древней Греции